Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ist_arkh / Орельская О. В.- Сов зар арх.2006.doc
Скачиваний:
372
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
19.83 Mб
Скачать

Глава 4 органическая архитектура 1920— 1970-х годов

Итак, архитектор Ф.Райт занимал особое место в американской архитек­туре межвоенных лет. В 1922 г. он пост­роил отель «Империал» в Токио, где было применено новаторское конст­руктивное решение для сейсмических районов. Он создал гибкий подвижный остов здания, отдельные части кото­рого могли бы перемещаться во время землетрясения по вертикали. Ф.Райт предложил схему железобетонного каркаса с плитами перекрытия, раз­резанными на отдельные участки и консольно закрепленные на железо­бетонных стойках. Фундаментные пли­ты каждого столба каркаса покоились

на пучке тонких колонок-шпилек, опущенных на глубину мягкого слоя почвы, который смягчал подземные толчки. Когда в 1923 г. Ф.Райт вернул­ся в США, в Токио произошло силь­ное землетрясение. На имя Ф.Райта пришла телеграмма: «Отель стоит не­поврежденным, как памятник Ваше­му гению». Разработанная Ф.Райтом конструктивная система была выдаю­щимся достижением.

В США в 1920— 1930-е годы Ф. Райт получал заказы довольно редко, по­этому в 1932 г. он открыл в Тейлезине школу-мастерскую* где ученики мог­ли общаться с крупным мастером, а в 1938 г. Ф.Райт построил свою рези­денцию (Тейлезин-Вест) близ города Феникс, штат Аризона, куда на зиму собирались его ученики — молодые архитекторы. Жилые комнаты учени­ков были расположены вокруг полу­замкнутого двора. В одноэтажной час­ти размещались жилые комнаты семьи Ф. Райта, его личная мастерская, а в другой — учебные мастерские. Здесь на разных уровнях расположены зеленые дворики с бассейнами и площадками для отдыха. Здание выполнено из мес­тного камня, распластано по горизон­тали и дополнено ритмом деревянных рам, вынесенных наружу. Ф.Райт ис­пользует крупные, грубо околотые ка­менные блоки, соединяя их цемент­ным раствором. Их живописные мас­сивы вписываются в пейзаж каменной пустыни. Открытые террасы дополне­ны группами кактусов и колючих кус­тарников.

В 1936 г. он получил заказ на про­ектирование загородного дома для богатого владельца Э. Кауфмана в Кон- нелсвиле, штат Пенсильвания. На уча­стке, предназначенном для строитель­ства, среди холмов протекал ручей, который образовывал небольшой во­допад. Ф. Райт расположил дом прямо над ручьем и водопадом, за что он и был прозван «Дом над водопадом». Ф.Райт применил консольные желе­зобетонные конструкции, закреплен­ные в скале. Этажи располагаются на этих консольных плитах, которые об­разуют широкие нависающие, паря­щие в воздухе террасы. Этажи имеют свободную, независимую друт от дру­га планировку. На первом этаже — большая комната, в полу которой име­ется проем с лестницей, ведущей к воде. Пространство комнаты сливает­ся с террасой, отделенной от комна­ты стеклом. На втором этаже — спаль­ня, открывающаяся на верхнюю тер­расу. Дом мастерски вписан в природ­ное окружение. Здесь романтизм XIX в. соединился с рационализмом XX в., живописность «домов прерий» — с геометрическими формами «современ­ной архитектуры». Эта постройка при­несла Ф. Райту успех и всемирную из­вестность и вошла в число шедевров мировой архитектуры XX в.

В 1936—1939 гг. Ф.Райт построил крупное административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине. Здесь интерес представляют интерье­ры огромного рабочего зала, где Ф. Райт применил оригинальную гри­бовидную конструкцию шестиметро­вых опор. Тонкие железобетонные ко­лонны завершаются вверху круглой платформой, образующей потолок, напоминая форму листьев кувшинок. Между этими кругами располагается остекление, через которое сверху про­никает естественный свет в дневное время. Стройные колонны пусты внут­ри и служат для отвода с крыши дож­девой воды. Для внутреннего простран­ства офисного зала характерна поэтич­ность и обращение к природным фор­мам. В своих последующих произведе­ниях Ф. Райт продолжает развивать ар­хитектурную пластику, что позволяет ему достичь предельной индивидуали­зации архитектурных форм.

В 1950 г. Ф. Райт строит дом для сво­его сына в Фениксе, где смело экспе­риментирует с приемами организации пространства на основе круга. Он раз­вивает идеи непрерывности простран­ства и пластичности формирующих его объемов, все чаще обращается к кру­гу, циркульным кривым, спиралям, которые он рассматривает как мета­фору развития в природе.

Эти поиски позволили ему в 1950-е годы создать музей Гугенхейма в Нью- Йорке, также вошедший в число ше­девров мировой архитектуры.

В 1920-1930-е годы в США близ­ко к концепции органической архи­тектуры Ф.Райта стоит архитектор Р.Нейтра, который работал у Ф.Рай­та в Тейлезине и с 1926 г. жил в Лос- Анжелесе. Здесь в 1927—1929 гг. он строит санаторий (дом здоровья) док­тора Ф.Лоуэлла, на высоком холме в Гриффитц-парке. Р.Нейтра располо­жил этажи, следуя рельефу, и связал их открытыми лестницами. Динамич­ность композиции усиливается ритмом террас. Здесь применен стальной кар­кас, балконы подвешены на стальных тросах. Характерными чертами явля­ются плоские кровли и горизонталь­ные окна. В простоте геометрических форм чувствуется влияние европей­ского функционализма, а в органиче­ской связи с ландшафтом — влияние творчества Ф. Райта.

Учет условий конкретного места проявляется и в других постройках Р.Нейтры. Находясь под влиянием идей учителя, Р. Нейтра в то же время прокладывал путь архитектурным иде­ям функционализма архитекторов В. Гропиуса и Л. Мис ван дер Роэ.

Во второй половине 1950-х годов усилилось внимание к школе «органи­ческой архитектуры», которую воз­главлял Ф. Райт. Интерес был обуслов­лен реакцией на функционализм пос­левоенных лет, связанный со стеклян- 72 ными «коробками» Л. Мис ван дер Роэ. Принцип связи архитектуры с приро­дой, стремление к индивидуализации архитектурного образа, применяемый Ф. Райтом, резко отличались от взгля­дов функционалистов, призывающих к типизации зданий. Ф.Райт больше внимания уделял организации внут­реннего пространства, соответствию процессам, для которых здание пред­назначено. Внешнюю форму он рас­сматривал как оболочку, соответству­ющую характеру и форме внутренне­го пространства. Ф. Райт считал, что форма и функция должны составлять единое органичное целое. Выступая против домов-коробок, он отказыва­ется от подчинения элементарной геометрии, что характерно для твор­чества лидеров функционализма, и применяет сложные криволинейные формы.

Здание музея Гугенхейма в Нью- Йорке (1956—1959 гг.) по проекту Ф. Райта произвело сильное впечатле­ние на современников своей мощной пластикой. Здание демонстрировало принцип проектирования «изнутри наружу». Внешняя форма здания вы­зывает ассоциации с огромной улит­кой или абстрактной скульптурой. Композиционным центром является внутренний атриум, опоясанный вит­ками спиральных рамп. Экспозиция картин размещается на слегка накло­ненных наружу стенах. Узкие ленточ­ные окна освещают картины сверху. С помощью лифтов посетители попа­дают на верхние этажи, а затем спус­каются вниз по рампам.

В 1950 г. Ф. Райтом был построен ла­бораторный корпус фирмы «Джонсон» по производству воска в Расине, штат Висконсин. Он представлял собой башню, в центре которой располагался ствол железобетонной шахты с лест­ницей и подъемниками, санитарны­ми узлами и трубопроводами. Между­этажные перекрытия выступали кон­сольными плитами из этого ствола, напоминая ветви дерева. Такая «дре- воподобная» конструкция позволила заменить наружные стены сплошным остеклением. Композиция внутренне­го пространства определила внешний облик здания.

Из произведений Ф.Райта этого периода менее органичным можно считать оригинальную 16-этажную башню Прайса, построенную в Барт- лсвилле, штат Оклахома, в 1955 г. Здесь он также продолжает развивать идею дома-дерева с бетонным стволом для лифтов и лестниц и отходящими от него ветвями-консолями железобетон­ных перекрытий. Железобетонные сте­ны, пересекающиеся в плане под пря­мым углом, делят квадрат в плане на четыре отсека, три из которых заняты конторскими помещениями, а один — квартирами для служащих. Фасады ре­шены по-разному. Определяющими являются вертикальные и горизонталь­ные членения, врезка объемов друг в друга под разными углами. Архитекту­ра этого здания менее всего близка идеям органической - архитектуры и приближается к архитектуре структу­рализма.

Своеобразие поисков органичной связи с природой финских архитек­торов наиболее выпукло запечатлено в работах известного финского архи­тектора А. Аалто. Его творчество в 1940-е и последующие годы близко к органической архитектуре Ф.Райта. Эти идеи нашли воплощение в 1947 — 1949 гг. в проекте общежития студен­тов Массачусетского университета в Кембридже (США), для которого ха­рактерны криволинейные волнооб­разные очертания плана, которые следуют изгибам реки, на берегу ко­торой и построено это здание. Автор стремился к максимальной слитнос­ти здания с окружающей природой и к созданию выразительной пластики архитектурной формы.

Архитектура Дома культуры в Хель­синки (1955 —1958 гг.) А. Аалто харак­теризуется плавными изгибами глухих стен, выполненных из железобетона и облицованных кирпичом для дости­жения звукоизоляции от городского шума. Здание демонстрирует отказ от жесткой геометрии периода функци­онализма. Для концертного зала здесь характерна мощная скульптурная пла­стика стен. Криволинейность стен оп­ределяется акустическими требовани­ями. Автор придает зданию динамику, вызывает ассоциации с формами жи­вой природы.

В целом ряде его работ, в частно­сти в ансамбле городского центра в Сейняйоки (1958 — 1960 гг.), А.Аалто максимально и умело использует ре­льеф, создавая ряд террас, ведущих к главному входу в здание муниципали­тета.

Фасады просты, монументальны. Он добивается органической связи внешних и внутренних пространств, обращается в поисках выразительнос­ти архитектурного решения к разно­родным отделочным материалам. Центр в Сейняйоки состоит из зда­ния церкви, корпуса приходских орга­низаций, здания муниципалитета, библиотеки и театра. Автору удается со­здать оригинальную композицию го­родского центра, архитектура которого отличается запоминающимся своеоб­разным обликом.

Комплекс зданий Высшего поли­технического училища в Отаниеми близ Хельсинки (1958—1965 гг.) по про­екту А. Аалто также демонстрирует органическую связь с природным ок­ружением. Многочисленные учебные корпуса и блоки общежитий образу­ют целостную пространственную структуру, состоящую из замкнутых и полузамкнутых двориков. Главное зда-

113, 114. Отель «Империал» в Токио (Япония), арх. Ф.Райт, 1916 — 1922 гг. 115, 116. Школа-мастерская Ф.Райта в Тейлезиие (Тейлезин-Вест) (США), арх. Ф.Райт, 1938 г. 117, //<& Дом Э.Кауфмана («Дом над водопадом») в Коннелсвиле, штат Пенсильвания (США), арх. Ф.Райт, 1936 г.

119

^ h3

120

119, 120. Дом Д.Райта в Фениксе (США), арх. Ф.Райт, 1950 г.

  1. Административное здание (интерьер) фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине (США), арх. Ф. Райт, 1936 -1^39 гг.

    1. 123. Санаторий Ф.Лоуэлла в Лос-Анжелесе (США), арх. Р.Нейтра, 1927 — 1929 гг.