Скачиваний:
94
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
485.38 Кб
Скачать
  1. 3. Место брака в механизме воспроизводства и реструктуризации социальных иерархий

 

Социальное закрытие

 

Брак играет важную роль в механизме закрытия границ полей социальных общностей разного типа. Это обеспечивает поддержание стабильности существующей иерархии, препятствует ее разрушению.

Институт брака обеспечивает поддержание границ социальных общностей посредством установления «контрольно-пропускных пунктов», на которых более или менее тщательно сортируются претенденты на вступление в брак с членами данной группы. Одни свободно пропускаются, проход других блокируется.

Главная цель такого пограничного режима – обеспечение социальной эндогамии, то есть создание семей из членов одной или близких общностей. Это закрывает поле группы и предотвращает распыление ее материальных и культурных ресурсов в результате возможных смешанных браков. Ограничение брака кругом лиц, принадлежащих к одному классу или социально-экономическому слою, позволяет предотвратить утечку материальных ресурсов, капиталов в социальные поля, испытывающие их дефицит и не имеющие возможности ответить взаимностью, предоставив в обмен иные ресурсы. Этим объясняется борьба родителей, а часто и всей родни против попыток молодых вступить в неравный брак с представителями группы или слоя, занимающих более низкое положение в системе социально-экономической стратификации. Тема такой борьбы проходит красной нитью через всю мировую литературу, особенно эпохи первоначального накопления капитала, когда задача концентрации ресурсов стояла особенно остро.

Нередко социальная эндогамия является следствием замкнутости социального существования. Это прежде всего характерно для крестьян, чаще всего заключающих брак в пределах если не одной деревни, то одной местности. Границы выбора в данном случае навязаны доступным кругом общения54[54].

Не менее остро стоит проблема поддержания границы во имя предотвращения размывания культурных ресурсов группы в результате смешанного брака. Так, этнически смешанный брак ломает культурное единообразие, создает угрозу сохранению национальных традиций, языка, что особенно рискованно для малых народов. Поэтому большинство этнических общностей стремится закрывать свою границу с помощью института брака, в жесткой или мягкой форме отсекающего допуск в этническое поле «чужаков». Защита чистоты культуры – это проблема, которая волнует не только этнические общности. Не реже возникают «пограничные конфликты» и на границах разного рода субкультур. Так, высокообразованные слои стремятся не допустить брака с выходцами из среды, имеющей низкий уровень образования. Столичные семьи часто озабочены защитой границы от провинциалов, городские – от мигрантов из деревни. В более или менее мягкой форме защищают свои границы с помощью механизма брака профессиональные общности, имеющие существенно различающиеся субкультуры.

Большинство групп и слоев стремится обеспечивать с помощью брака дифференцированный пограничный режим, имеющий разную степень жесткости по отношению к разным «соседям». Здесь наблюдается явная аналогия с режимами, устанавливаемыми на государственных границах. Цель такой дифференциации проста и рациональна: открыть границы для притока нужных ресурсов и закрыть их для миграции, которая ведет к рассредоточению, растрате имеющихся материальных и культурных ресурсов. Поэтому обычно группы делают брачный режим либеральным по отношению к высокостатусным общностям и ужесточают его в направлении нижних этажей иерархии. Так, бедные родители обычно приветствуют брак сына или дочери с представителем богатого слоя, но попытка такого же неравного брака с членом нижестоящего слоя может восприниматься как настоящая трагедия. Аналогичным образом формируется брачный режим и на этнических границах.

Правда, в условиях обострившихся конфликтов и «выгодный» брак может вызывать негативную реакцию, ассоциируясь с «предательством». Такое ужесточение брачного режима встречается на границах как социальных, так и культурных общностей.

 

Брак как инструмент социального конструирования

 

Брак довольно широко использовался и используется сейчас как инструмент конструирования индивидуальных и групповых (семейных, родовых) социальных позиций и их реструктуризации. Это прежде всего «марьяжная» (брачная) стратегия реструктуризации имеющихся ресурсов, в том числе капиталов. Она заключается в том, что с помощью брака индивид или индивиды, семьи получают доступ к ресурсам (имуществу, жилплощади, прописке, денежному капиталу, связям и т.д.), которые прежде были закрыты. Это так называемый «брак по расчету», в основе которого лежит осознанный индивидуальный или семейный (порою и родовой) интерес.

В крестьянской среде брак традиционно использовался для укрепления материального положения семьи. Женитьба создавала семейный союз, который позволял опираться на совместные ресурсы (домашний скот, технику, взаимопомощь и т.д.). «Удачный» брак сына означал приход в семью хорошей работницы, что могло сказаться на общем материальном положении. Женитьба в традиционном обществе связана с перераспределением материальных ресурсов в форме приданого (в исламских обществах – калыма). Поэтому брак не мог быть личным делом молодых, а выступал как форма союза семей, родов.

В буржуазной среде брак часто использовался и используется как ключевой элемент стратегии слияния фирм, капиталов. «Удачный» брак в этой среде нередко равнозначен удачной коммерческой сделке.

В среде чиновничества, политиков брак нередко используется как механизм установления выгодных связей, как способ расширить сферу влияния и т.д. Через брак формируются своего рода чиновничьи союзы, обеспечивающие взаимное увеличение семейных потенциалов.

В феодальном и полуфеодальном мире брак членов правящих монарших семей всегда рассматривался как инструмент внешней политики. На основе таких браков создавались международные союзы. Часто случалось и наоборот: существующий союз укреплялся браком членов монарших семей.

 

Брак как лифт социальной мобильности

 

Большинство даже самых закрытых социальных общностей имеют в границах своих социальных полей «пропускные пункты», позволяющие проникать в них выходцам из чужих групп, находящихся на нижестоящих этажах социальной иерархии. С одной стороны, это позволяет пополнять ресурсы данного социального поля в результате установления связей с высокостатусными группами или обеспечивать приток «свежей крови» снизу в результате отбора наиболее перспективных, способных членов нижестоящих общностей. С другой стороны, такие «пропускные пункты» - это всего лишь институционализированные бреши, пробитые в границе страстными любовными романами представителей разных полей. Любовь размывает социальные границы, как морские штормы – береговые укрепления.

Для обозначения этого способа социальной мобильности и взлома социальной границы издавна используется понятие «мезальянс» - неравный в социальном отношении брак. История всех стран и народов дает массу примеров восходящей индивидуальной социальной мобильности с помощью лифта брака. Этот механизм столь широко распространен, что многие социальные общности, озабоченные проблемой самозакрытия, стремятся ужесточить требования к нему, а то и вообще приостановить его действие, но это возможно лишь параллельно с реализацией проекта отмены любви, игнорирующей пограничные запреты.

Самый простой способ приобретения гражданства престижных высокоразвитых стран – вступление в брак с гражданином (гражданкой) такой страны. Получили распространение фиктивные браки за материальное вознаграждение. Законодательства многих стран детально прорабатывают процедуру получения гражданства через брак, стремясь создать максимально жесткие фильтры для отлавливания обычных иммигрантов, использующих брак исключительно как лифт.

В СССР массовые масштабы приобрели браки с целью получения престижной московской и ленинградской прописки. Наиболее откровенная форма этой стратегии – фиктивный брак за определенную плату.

Классический вариант брачной восходящей мобильности – женитьба на богатой невесте или выход замуж за богатого жениха. Эта стратегия носит универсальный характер и встречается в разные эпохи и у разных народов. Ее можно назвать моделью Золушки: дочь бедного лесника полна достоинств, но ей не повезло с мачехой – удивительно стервозной женщиной. И тут случайно подвернулся принц, который не мог в нее не влюбиться. Золушка становится принцессой! Эта модель проходит в качестве одного из популярных сюжетов через мировую литературу, кинематограф. Она служит источником вдохновения и руководством к действию для миллионов девушек во всем мире. Жизнь полна примеров ее реализации, что делает ее еще более привлекательной55[55].

Такой брак позволяет сделать резкий скачок в вышестоящий класс, слой, порою через несколько этажей, получив доступ к финансовым и социальным ресурсам семьи супруга (-ги).

Брак как лифт социальной мобильности может основываться и на чистой любви, и на чистом расчете56[56]. Механизм социального лифта в обоих случаях срабатывает.

Брак как лифт социальной мобильности выполняет важную роль в воспроизводстве социальной иерархии: не подрывая ее границ, он обеспечивает приток в вышестоящие слои новых членов. Это не столь освежающий процесс, как включение талантливых одиночек из низов в элитарные слои, тем не менее с помощью механизма брачного отбора вверх рекрутируются те члены нижестоящих групп, которые смогли преодолеть сковывающее влияние своей среды и приблизиться к стандартам более образованных, более «воспитанных» слоев. Это позволяет усилить ряды сторонников существующей иерархии.

 

Соседние файлы в папке Ильин В. Социология пространства