Скачиваний:
94
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
485.38 Кб
Скачать
  1. 2. Феномен религии

 

Понятие религии

 

Религия - это настолько емкое явление, что всякая попытка ее определения чревата упрощением и односторонностью. В зависимости от фокуса исследования берется та или иная сторона религии, что и проявляется в рабочем ее определении. Для целей данного исследования социального неравенства представляется подходящим следующее определение религии:

«Религия - это набор верований, символов и практик (например, ритуалов), которые опираются на идею сакрального31[31] и объединяют верующих в социально-религиозную группу» (Marshall 1996: 447).

В современной социологии вслед за Э. Дюркгеймом сакральное (священное) принимается как ключевая характеристика религии. Сакральное противопоставляется мирскому. Таким образом, реальность делится на две части - сакральную и мирскую. Граница между ними - это социальная конструкция, возводимая церковью, жрецами и т.п. институтами. Граница может расширяться, охватывая значительную часть реальности, или сужаться, ограничиваясь лишь некоторыми ее участками, которые конструкторы религии рассматривают как наиболее значимые. Поэтому не удивительно, что сфера сакрального, регулируемого религиозными нормами, существенно колеблется от общества к обществу.

Одна из ключевых характеристик сакрального - опора на веру, которая не требует логических, научных доказательств. «Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан) - это ключ к пониманию границы сакрального и мирского.

 

Граница сакрального и светского как социальная конструкция

 

Вера - это надежный цемент, скрепляющий порядок. Поэтому вполне естественно стремление всех, кто за этот порядок отвечает, расширить сферу сакрального, включив в него и ключевые элементы социальной и политической систем.

Такая сакральная экспансия проходит в двух основных формах. Во-первых, обычная религия расширяет сферу сакрального, включая в него не только верования, например, в Бога, но и определенные земные практики людей, которые определяются как «богоугодные» (начиная с чисто религиозных ритуалов, например молитвы, и кончая совершенно повседневной деятельностью, например потреблением пищи, в которой выделяются сакральные продукты и которая организуется по сакральному графику). С древних времен практикуется включение в сферу сакрального высшей государственной власти, персоны самодержца («наместник Бога на земле»)32[32]. Издревле служители культов освящали разные мирские предметы (дома, оружие и т.д.) и практики (войну, брак и т.д.).

Во-вторых, при определенных условиях формируется особая сфера сакрального, не связанная с традиционными религиями. Многие идеологии содержат потенциал трансформации в светскую религию. Свойственная идеологиям романтическая устремленность в будущее в определенных условиях может принять вид «царства Божия на Земле». Вера в чудодейственную силу прогресса, героев, прогрессивных групп и т.п. также может принимать религиозные формы. Однако религия – это социальный институт, который несводим к идеологическому учению. Последнее – лишь один из элементов светской религии. Если нет массы религиозно верующих, нет аппарата для ее организации и воспитания, то нет и религии. Сходство же с религиозными учениями можно найти в любой идеологии, как и в любой идеологии можно найти сходство с наукой33[33].

Часто эпицентром такой сакральной зоны выступает государство. Этот феномен получил название «гражданской религии».

 

Гражданская религия34[34]

 

В ее основе - вера в государство, в его лидеров, в некоторые элементы гражданского общества. Это вера, не нуждающаяся в логических доказательствах, в аргументации с помощью фактов. Например, «настоящий гражданин любит свою Родину». За что? Почему? Такие вопросы воспринимаются как кощунственные, потому что сакральное не подвергается сомнениям. Гражданская религия включает веру и любовь к государственным лидерам, почитание их только за то, что они цари, президенты и т.д. Их оскорбление - это святотатство. Атрибут такой религии - вера в почти сверхъестественные силы, мудрость вождей, государства, партии.

Характерная черта многих вариантов гражданской религии - вера в исключительное предназначение своего народа, государства. Эта идея по форме, а иногда и по содержанию перекликается с идеей богоизбранного народа35[35].

Как и любая иная религия, гражданская религия - это комплекс не только верований, но и ритуалов, священных предметов (флаг, герб, вместо икон - портреты вождей). Отношение к ним пропитано боголепием, особым эмоциональным отношением. Соответственно ломка границы между светским и сакральным, проявляющаяся в легкомысленном отношении к исполнению ритуалов (например, к пению или слушанию гимна стоя, с выражением почтения на лице) или в мирском отношении к сакральным предметам (обращение с флагом как с обычном куском материи) вызывает у верующего (то есть гражданина, разделяющего соответствующие верования) чувство оскорбленности, всплеск ярости (человека, сжегшего флаг, могут убить как опаснейшего врага). Священный предмет уже сам по себе, без всякой аргументации является достаточным основанием для проявления героизма и самопожертвования во имя его спасения (во всех странах есть масса историй о героях, ценой своей жизни спасающих знамена, водружающих их на вершинах гор и обстреливаемых врагами зданиях).

Устойчивое функционирование гражданской религии требует организации своего рода церкви. В одних случаях эта тенденция носит завуалированный характер и обычные государственные органы берут на себя некоторые церковные функции, в других случаях создаются специальные организации, ведомства, отделы, ответственные за исполнение обрядности и расширение рядов верующих в свое государство.

Гражданская религия в той или иной форме имеет место в любом сложившемся государстве. Чем оно древнее, тем изощреннее религиозный ритуал, тем глубже верования. Обычно гражданская религия складывается постепенно как результат ритуализации и сакрализации государственной практики. Сильный толчок этому дают военные конфликты, обостряющие гражданско-религиозные чувства, усиливающие потребность масс и вождей в сакрализации военной практики (без этого очень трудно вождям убедить солдат, не колеблясь, отдавать свои жизни, а солдатам ежечасно рисковать собой). Наличие веры в священную родину и в вождя придает иррациональной военной практике сакральный смысл, снимая необходимость искать ответы на сложные вопросы. Вера же дает простые и однозначные ответы.

Порою предпринимаются попытки сознательно и целенаправленно сконструировать гражданскую религию как цельную систему. Такая попытка была предпринята в годы Великой французской революции. К конструированию новой светской религии на основе социалистических идей призывали деятели большевистской партии в начале ХХ века (М. Горький, А. Луначарский и др.). Это течение получило название «богостроительства».

Сугубо светская идеология, став государственной, может превратиться в цельную светскую (гражданскую) религию. Наиболее яркий и масштабный пример - марксизм-ленинизм, который после победы революций в полутора десятках стран Европы, Азии и Латинской Америки превратился в своего рода мировую светскую религию, обладающую многими атрибутами традиционных религий. Вера в историческую закономерность (понятие, очень близкое Богу в объективном идеализме), неизбежно ведущую человечество к светлому будущему - коммунизму (земной аналог рая), строится на сугубо логических доказательствах (что часто применяется и религиозной схоластике) при явном абстрагировании от социальной реальности. В марксизме-ленинизме как государственной светской религии вера играла гораздо более важную роль, чем доказательства с помощью научных аргументов. Отсюда - категорическое неприятие дискуссий по принципиальным вопросам, фактический запрет на сомнения по поводу краеугольных камней идеологии, высокая оценка тех, кто следует догматам без колебаний и раздумий.

Роль церкви выполняла партия, которая обладала монополией на формулировку всех основных догматов и их корректировку в случае необходимости. Практика партийной идейно-воспитательной работы, ее организация, ритуалы, форма аргументации разительно напоминала практику многих традиционных церквей.

Марксизм-ленинизм, как и большинство развитых религий, опирался на свод священных текстов - труды классиков марксизма-ленинизма. Тексты их тщательно выверялись, готовились канонические переводы, некоторые тексты, не вписывавшиеся в рамки религиозной догматики (классики не подозревали, что пишут священные тексты), скрывались от общественности. С помощью стандартных учебников обеспечивалось усвоение массами канонической интерпретации, для изучения подбирались работы, не противоречившие сформировавшейся идеологии и т.д. Все это очень напоминало историю христианства, ислама.

Для марксизма-ленинизма как государственной религии было (сейчас это практика, уже не существующая в прежних формах) характерно, как и для всех прочих религий, деление реальности на сакральную (жестко контролируемую церковью-партией) и мирскую.

 

Конкретность религии

 

Понятие религии чересчур объемное, чтобы использоваться в изучении социального неравенства. Религия - это обобщенная категория, обозначающая бесчисленное количество существовавших и существующих вероисповеданий (конфессий). «Вера, - по словам Л.Фейербаха - по существу есть определенная вера. Бог только в этой определенности есть истинный бог» (Л. Фейербах,1955: 288). Иначе говоря, религия вообще - это абстракция, которая на уровне социальной структуры проявляется лишь как конкретная религия (вероисповедание).

В силу того что единицей религиозного пространства является конфессиональное поле (определенное вероисповедание), граница, разделяющая социально-религиозные группы, также проходит именно между этими полями. Это не исключает формирования в определенных условиях религиозных общностей более высокого порядка, объединяющих несколько социально-религиозных групп (например, христиане, мусульмане, буддисты). Однако такие категории превращаются в сколько-нибудь реальные лишь при наличии конфликта, противостояния на макроуровне, что позволяет представителям разных течений внутри одной мировой религии объединяться для поддержания границы с другим религиозным миром. Такое случается нечасто, и обычно границы между разными протестантскими церквями, католиками и разными православными церквями почти столь же очевидны и крепки, как и между мировыми религиями.

Очень часто граница между близкими религиозными течениями носит более конфликтный характер, чем между течениями, имеющими мало общего. Причина, видимо, в том, что близкие течения находятся в ситуации конкуренции за один и тот же социальный сегмент, предлагая ему схожие варианты верований и практик. Это характерно как для традиционных, так и для светских религий. Например, в большевизме в качестве самых опасных врагов всегда рассматривались не монархисты или сторонники открыто буржуазных теорий (их даже публиковали), а разного рода «отступники», «ревизионисты», «ренегаты», отличавшиеся от канонического марксизма-ленинизма в деталях, не заметных для непосвященных.

 

 

Соседние файлы в папке Ильин В. Социология пространства