Скачиваний:
98
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
1.22 Mб
Скачать

Социальное конструирование элит и масс

 

Издавна в общественных науках широко используется деление общества на элиту и массы. Это парные категории. Одна без другой не имеет смысла, хотя очень часто слово «элита» используется без упоминания ее противоположности.

В исследованиях элиты безусловно господствует субстанционалистская традиция: под элитой понимается совокупность людей, наделенных теми или иными качествами, отличающими их от масс (набор варьируется от автора к автору)76[76]. В данной работе элиты анализируются с позиций структуралистско-конструктивистской парадигмы. Это означает понимание элиты как участка социального пространства и то, что в фокусе находится граница, отделяющая элитное пространство; она рассматривается как результат сознательной деятельности членов элит, преследующих свои интересы.

 

1. Категория элиты

 

Элита – это часть социального поля, где сосредоточены позиции, наделенные самым высоким статусом (властью, престижем, материальным вознаграждением и т.д.). Это не просто высокостатусные позиции. Их ключевая характеристика – сосредоточение в них власти, имеющейся в данном поле. В разных полях концентрируется разная власть, поэтому элитарные участки – это очаги власти данного поля. Разные поля – разные виды власти. В одних полях это в основном административная власть, в других – власть духовная, политическая и т.д. В свою очередь, пространство масс – это безвластные и низкостатусные участки социальных полей.

Социальное пространство общества делится на поля, рассекающие его как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Они накладываются друг на друга, образуя причудливую и запутанную картину. Отсюда и многоуровневость элитных участков.

Отраслевые элиты – это участки отраслевых социальных полей, где сосредоточены основные центры отраслевой власти, влияния. Жизнь общества очень сильно структурирована по отраслевому принципу. Социальное пространство любой страны четко разбивается на участки, рассекающие его сверху донизу, то есть от центра до глубинки, и выполняющие разные функции в общественном разделении труда. Это отрасли и подотрасли: общегосударственное управление, оборона, сельское хозяйство, наука, искусство и т.д. и т.п. Каждая из этих отраслей представляет собой органичное целое – социальное поле, связанное воедино более или менее сильными внутренними связями и отделенное от других полей отраслевыми границами, на которых связи уменьшаются, если не исчезают вообще.

Массы также структурируются по отраслевому принципу. Масса в каждой сфере имеет свои специфические характеристики. Например, масса в политическом поле – это электорат, членская база партий и т.п.; в искусстве – аудитория, зрители; в СМИ, литературе – читатели, в производственных отраслях – работники (рабочая сила) и т.д.

Региональные элиты это высокостатусные участки социальных полей регионов, концентрирующие основные источники местной власти. Горизонтально расположенные социальные поля – это города, регионы, представляющие собой более или менее цельные политические, административные, экономические и т.п. единицы. Каждое из них имеет элитарные участки городского или регионального уровня. Именно здесь концентрируется власть – политическая, административная, экономическая и т.д. Эти участки и представляют собой местную, региональную элиту. Конечно, эти участки являются элитарными только в масштабе региона или города.

Региональные элитные участки, так же, как и общенациональное социальное пространство, организованы прежде всего по отраслевому принципу. Поэтому и на местном уровне есть элита административная, промышленная и т.д.

Деление на массы и элиту осуществляется по одному набору критериев, более или менее жестко привязанных к отраслевому разделению труда. Сравнение элитарных и массовых позиций возможно лишь внутри одной отрасли. Нет особого смысла сравнивать музыканта, признанного великим, и рядового чиновника. Они играют свои социальные игры на разных полях. В экономике, политике, управлении, спорте, музыке и т.д. совершенно разные критерии успеха, проявления восходящей социальной мобильности, разные формы проявления власти и влияния, разные массы, попадающие под это влияние. Это же относится и к политике, экономике, науке и т.д. Поэтому в обществе есть элиты, а не одна элита. Использование последнего понятия ведет к мифологизации (позитивной или негативной) верхних участков социальных полей, к приписыванию им не существующей сплоченности, качеств однородного силового поля, имеющего межотраслевой характер.

Граница – это условная черта, разделяющая поле на элитарную и массовую части. Эти два участка различаются тем, что в элитарной части поля концентрируется основная власть, влияние, материальные и духовные ресурсы поля, а в массовой части их концентрация в расчете на одну индивидуальную статусную позицию очень низка. В одних полях граница более или менее четко прочерчена, в других она размыта до предела. Так, в политической сфере граница четко обозначена рамками высших органов власти страны, а в административной – рамками высших органов управления. Элитарные участки приобретают здесь характер подсистем и имеют признаки самостоятельных властных полей внутри соответствующих сфер. Разумеется, в элитарное поле политики или управления входят не органы, а их высшие позиции, наделенные высшим (прежде всего властным) статусом. Совершенно иначе обстоит дело в области экономики, науки, искусства и многих других, где власть с трудом поддается формализации, где влияние сильно распылено, противоречиво. Так, в поле науки, искусства редко встречаются авторитеты, признаваемые всеми. Но эта размытость, неопределенность границы не означает отсутствия элитных и массовых участков данных отраслевых полей. Элита там, откуда слышны голоса, к которым прислушиваются в данном поле, которым доверяют. В науке элитные места характеризуются высокой концентрацией символических ресурсов, символического капитала (например, имен, которые узнаются и звучат как аргумент в споре).

В то же время в науке, искусстве, спорте и многих других отраслях есть две элиты: собственно отраслевая и административно-отраслевая. Так, есть спортсмены, достигшие максимальных результатов, имеющие огромную популярность, получающие большое материальное вознаграждение, а есть властные позиции в спорте как социальном институте (председатели комитетов, министерств по физкультуре и спорту, руководители фондов, клубов и т.д.). Последние могут относиться к элите, поскольку обладают административной властью. Аналогичным образом есть две элиты и в науке. Собственно научная элита – это источник научной власти и влияния, отсюда исходят мысли, развиваемые научными массами, здесь пишутся фразы, широко цитируемые, здесь имена, узнаваемые по стоящим за ними идеям. Административно-научная элита – это источник административной власти в социальном институте, называемом наукой. К национальной элите этого типа относятся позиции ректоров крупных университетов и НИИ, руководителей федерального правительства, курирующих науку. К административно-научной элите относятся и позиции обладателей больших ученых званий (например, академики), поскольку присвоение званий – это в основном процесс административного, а не научного отбора, получение ученых званий и научного признания – это качественно разные процессы, коррелирующиеся между собой весьма противоречивым образом.

Члены элиты – это индивиды, занимающие позиции в элитарных участках. Они входят и выходят из элитных зон, как входят в элитные кабинеты и покидают их в связи с отставкой или по иным причинам. Разведение элитных зон и людей, обитающих там, важно, поскольку источник власти этих людей не в них самих, а в занимаемых ими креслах. Власть, влияние исходит от места, а не от самого индивида. В политике, управлении это очевидно почти всем: лишившись должности, человек теряет элитарный статус, не успев съехать из кабинета. В других сферах это не столь очевидно, что позволяет часто искать источник элитарной власти в качествах индивида. Даже в таких сферах, как искусство, наука, спорт, индивид приобретает влияние в своем поле, лишь получив официальный или неофициальный «титул», означающий признание другими элитами или массой его права быть примером, учить других и т.п. Гений, не получивший признания, далек от элитных позиций. «Гений» – это статусная позиция (место в обществе), сконструированная либо массами поклонников, либо властями, оформляющими ее как почетный титул, либо и теми, и другими. Гениальный человек может никогда не оказаться в позиции «гения», а признанный таковым нередко оказывается при ближайшем и трезвом рассмотрении человеком со средними данными, чисто социальной конструкцией без ожидаемой гениальной субстанции.

Элита и массы – это две зоны социального поля, взаимосвязанные отношениями власти и подчинения, распределения материальных и духовных благ. Они делят общий «пирог», поэтому их статусы взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии. Зависимость элиты от массы противоречива: с одной стороны, элита, радикально оторвавшаяся от массы своего поля, выходит за его пределы и теряет свой элитарный статус, с другой стороны, условием существования элиты является постоянное конструирование границы, отделяющей ее от массы. Элита без массы не существует, как нет короля без подданных. Массы – это источник элитарности. Конструирование границы ведется с двух сторон: масса выделяет элиту как зону власти над собой, а элита поддерживает дистанцию, конструирует границу. Масса играет элиту, как короля окружение.

 

Соседние файлы в папке Ильин В. Социология пространства