
Социальный атом
Эмоциональные потоки, пронизывающие, так сказать, социальный атом, имеют разную силу. Существуют многочисленные уровни предпочтения. Мы исследовали факторы, способствующие этому неравномерному распределению предпочтений или, лучше сказать, неравномерной интенсивности эмоциональных предпочтений. В определенной социальной ситуации (выбор соседей по дому) большинство соответствующих людей использовали все возможности выбора. Некоторым не хватало пяти предпочтений1. С другой стороны, значительное число не использовало всех пяти возможностей выбора, а кое-кто делал только один выбор или вообще не делал выбора.
В нашем обычном методе протестированные индивиды указывали пять ступеней (степеней) предпочтения, но не позволяли выявить, скольких человек они хотели бы выбрать в одинаковой степени. Поэтому вслед за этим был проведен ряд тестов, в которых основные вопросы задавались в несколько измененной форме. Испытуемым давалась следующая инструкция: «Делая выбор, тщательно взвесьте, хотелось ли бы Вам жить вместе с двумя или тремя индивидами одинаково охотно. Возможно, Вы укажите двух или трех человек в качестве «первого выбора », двух или трех человек в качестве «второго выбора >> или, возможно, вообще всех людей, к которым Вы чувствуете симпатию, на одном и том же этапе выбора. Возможно, Вы захотите сделать лишь один «первый выбор», а остальных распределить на других этапах, возможно даже, на разных ступенях предпочтения ».
Результаты снова выявили несколько ступеней предпочтения, но часто также выбирались несколько человек на одной и той же ступени предпочтения. По критерию работы одна молодая женщина назвала в первом выборе одного человека (мужчину) и трех человек (двух женщин и мужчину) во втором выборе. По критерию «совместная жизнь в одном доме » она не назвала никого, поскольку предпочитала жить в одиночестве. По критерию любви она назвала мужчину в первом выборе и четырех мужчин — во втором, по критерию социальных и культурных контактов она назвала десять человек, с которыми ей было бы одинаково приятно находиться вместе.
Об использовании полного, неограниченного выбора см.: Moreno (1934), стр. 94.
119
Отношения к предметам versus отношение к людям
Без сомнения, есть индивиды, выражающие чувства предпочтения отчетливее других. Также и некоторые более выраженные предпочтения могут относиться к определенному критерию, например, к работе. Тем не менее нам казалось, что существенные различия в чувствах предпочтения, которые показывают индивиды, обладающие сходным интеллектом и находящиеся под влиянием одинакового окружения, не могут быть в достаточной мере объяснены только тем, что эти чувства проявляются более или менее явно. Должны существовать и другие факторы, играющие важную роль.
Наряду с предпочтениями индивидов имеются также предпочтения вещей, объектов, ценностей и целей, таких, как сексуальность, еда, деньги, идеи и т. д. Был разработан социометрический тест, в котором испытуемые в последовательности своих предпочтений спонтанно называют объекты, которые их привлекают: например, деньги, сексуальность, одежда, машины, книги и т. д. Анализ результатов и их сравнение с точки зрения формы и выраженности предпочтений, проявленных испытуемыми по отношению к людям, поставили следующие вопросы: какая существует связь между большим или меньшим влечением к лицам и характером? Имеются ли определенные, количественные, доступные классификации отношения между влечением испытуемых к другим лицам и влечением к вещам? Уменьшается ли чувство влечения к другим лицам по мере увеличения влечения к вещам и идеям или наоборот? Существует ли однозначная в количественном отношении связь между влечением к людям и влечением к вещам? Становится ли меньше влечение индивида к другим людям, если возрастает его влечение и вещам и идеям, или наоборот?
В качестве примера приведем одного испытуемого, который интересуется прежде всего и исключительно деньгами и безразличен ко всем другим вещам, и в качестве причины указывает, что за деньги он может купить все, что хочет. В этом случае хорошо видно, что для человека, столь любящего деньги, не имеют особого значения те лица, с которыми он хотел бы работать. Он не будет чувствовать особого предпочтения по отношению к тому или другому лицу, пока эти лица в одинаковой степени поддерживают его любовь к деньгам. Он
120
может делить людей на тех, кто помогает ему добывать деньги, и на тех, кто мешает ему в этом отношении.
Социометрический тест для исследования отношения к людям вышеуказанным образом трансформируется в тест отношения к вещам. Оба теста дают два измерения: индекс привлекательности для индивида других людей и индекс привлекательности для индивида вещей. Корреляция количественных значений этих двух видов влечения перерастает в индекс социометрического характера индивида. Это что касается индивида. С точки зрения группы и общества как целого, социометрический тест обещает исполнить желание, о котором многие мечтают, но отказываются от него как от бессмысленного и неосуществимого: речь идет о синтезе социоорганической и экономической концепций общества, включении экономики в социометрию.
Возможно, обнаружится четкая связь между тенденцией к сильному влечению к людям и тенденцией к слабому влечению к вещам и наоборот — между тенденцией к слабому влечению к людям и к сильному влечению к вещам. Такие исследования позволят нам оценить количественные различия между ступенями предпочтения, например, различие между первым и вторым выборами.
Индивид может проявлять большой интерес к идеалу любви и, побуждаемый этой идеей, одинаково дружелюбно и относиться к каждому человеку независимо от его специфической индивидуальности. Индивид может проявлять большой интерес к власти над вещами и людьми — например, к деньгам, которые позволяют ему что-либо купить, — и с тем же усердием стремиться к тому, чтобы добывать деньги для себя, независимо от специфической индивидуальности людей, с которыми ему приходиться бороться. Индивид может проявлять большой интерес к чувственным радостям, например к сексуальности, но едва ли интересоваться конкретными людьми. Что означает, выражаясь со-циометрически, влечение, позитивное или негативное «теле » ко всем этим вещам по сравнению с теле к людям, которые встречаются индивиду, преследующему жизненные цели? Мы обнаруживаем, что лица, мало заинтересованные в отдельных индивидуумах в сексуальном отношении, могут проявлять большой интерес с точки зрения секса в отношении некоторых групповых черт. Такой индивидуум проявляет мало привязанности к конкретному лицу, но может иметь сильное влечение к лицам, обладающим определенными физическими и умственными особенностями, безот-
121
носительно к их индивидуальности. Такое лицо жаждет определенного комплекса качеств и совсем не чувствует или мало чувствует влечение к самому их носителю. Он использует индивидов, он не влюблен в них. Он может в сексуальном отношении эмансипироваться, освободиться и отвлечься от конкретного лица, поскольку он привязан к комбинации качеств, которые могут присутствовать и у других. Его сексуальное влечение не зависит от отдельных людей. Поэтому оно не связано с определенным паттерном (сочетанием) индивидуальных признаков. Чем более универсально распределены эти качества или сочетания качеств, тем большим будет число людей, принадлежащих к группе, к которой он испытывает влечение. Его «независимость » от конкретного индивида будет тем больше, чем больше число индивидов, принадлежащих к этой группе.
Результаты социометрического тестирования показывают, что доминирующее предпочтение внеиндивидуальной сексуальности внезапно прерывается, если член группового комплекса S конкурирует с членом группы не-S. И вообще эмоциональные предпочтения различных вещей, ценностей, идей, объектов или целей могут в определенных местах искажаться, прерываться и затрудняться чувством эмоционального предпочтения индивидов. В отношении денег или эквивалентов денег индивид, независимо от индивидуальных различий их владельцев, может накапливать деньги до тех пор, пока не столкнется с одним или несколькими индивидами, к которым он сенсибилизирован (людьми, к контакту с которыми он стремится из-за их социального, интеллектуального или «расового» превосходства). В этом случае эмоциональная энергия, которая направлялась до сих пор на деньги, сдерживается и уменьшается личными элементами, которые ошибочно называют субъективными. Эта энергия может даже трансформироваться и обратиться в свою противоположность, в желание отдать деньги, приобретая за деньги и т. д. дружбу того человека или людей, которые обладают социальным престижем, политическим влиянием, сексуальной притягательностью и т. д. В отношении расы индивидуум может обнаружить доминирующее предпочтение к лицам определенной расы не из-за их конкретной индивидуальности, а благодаря их «расе ». Это влечение может внезапно прерваться, если в конкуренцию вступает лицо из группы, к которой он чувствителен. Этот человек не обязательно принадлежит к расе, которую он ценит и желает. Монах, который придерживается опреде-122
ленной жизненной установки, может относиться к каждому человеку с одинаковой «уравненной » симпатией, пока эта установка вдруг не разрушится индивидом, к которому он чувствителен. Пожалуй, будет полезно делать различие между притяжением на основе исключительно индивидуальных качеств людей, которые, по меньшей мере в представлении самого человека, «незаменимы», и притяжением на основе их групповых качеств.