Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Клиническая психология / Патопсихология (прилож к клинич).doc
Скачиваний:
960
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
925.7 Кб
Скачать

Отношения между участниками эксперимента

В процессе исследования между патопсихологом и обследуемым складываются определенные отношения, от характера которых в значительной мере зависит и успех самого исследования. Понятно, что не может быть единого шаблона, по которому бы эти отношения стро­ились, так как они зависят от многих факторов: осо­бенностей личности больного, его психического состоя­ния, задачи исследования и соответственно отношения к нему обследуемого, особенностей личности патопсихолога, его культуры, такта, проявляемого им внимания к обследуемому, попавшему впервые в жизни в необыч­ную для него ситуацию и т. д. Многообразие этих фак­торов является причиной возможности различных вари­антов контакта, устанавливаемого при патопсихологи­ческом исследовании.

Если факторы, обусловленные состоянием больного и его индивидуальными свойствами, не подвержены в достаточной мере нашему влиянию и могут лишь учиты­ваться патопсихологом при выработке им тактики своегo поведения, то требования к личности психолога могут быть сформулированы достаточно четко.

Так, исследующий должен быть высококультурным человеком, с широким кругом интересов помимо своей профессиональной эрудиции, тактичным, выдержанным, деликатным, терпимым к чужому мнению, доброжела­тельно настроенным по отношению к обследуемому. До­пускаемые больным ошибки могут анализироваться в беседе с ним, однако только в порядке обсуждения мо­тивов, которыми руководствовался в своем суждении обследуемый. Принципиально неправильно лишь реги­стрировать ошибки и не искать обусловившую их при­чину. Часто во время опыта патопсихолог убеждается в том, что ошибочное суждение было случайным, не на­ходя аналогичных в материалах дальнейшего прове­дения исследования. Поспешно ориентируясь на подоб­ного рода ошибочные решения, патопсихолог рискует составить неверное заключение о течении у обследуемо­го психических процессов. Лишь в тех случаях, когда впечатление об ошибочности решения необходимо соз­дать у обследуемого, например при исследовании «уров­ня притязаний», возможна акцентуация внимания боль­ного на допущенной ошибке, в некоторых случаях даже провоцируемой.

Иногда исследующий помогает больному выполнить задание — наводящими вопросами, подсказыванием, одобрением или неодобрением отдельных его суждений, показом решения аналогичных заданий. При этом пред­ставляет интерес эффективность помощи исследуемого, возможность коррекции допущенных обследуемым оши­бочных решений.

Сохранение патопсихологом во время обследования невозмутимости является обязательным. Даже при явно нарочитом поведении обследуемого не следует внешне проявлять свое неудовольствие, раздражение, так как отрицательными эмоциональными реакциями на пове­дение обследуемого никогда не удается изменить из­бранный последним модус деятельности в ситуации экс­перимента.

Контрольные вопросы

  1. Какое поведение экспериментатора является более эффективным?

  2. Какие проблемы во взаимодействии паопсихолога и обследуемого вы можете выделить?

Патопсихологическая характеристика нарушений психических процессов Расстройства ощущений.

Ощущение – это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Нарушения ощущений весьма многочисленны. Однако в боль­шинстве случаев, все наблюдаемые психические расстройства ощу­щений можно отнести к одной из трех главных групп: гиперестезии, гипестезии и парестезии.

Гиперестезия повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям. В этих случаях как внешние, так и интеро- и проприоцептивные раздражители вызывают чрезвы­чайно интенсивную реакцию в связи с резким уменьшением нижних абсолютных порогов ощущений. Например, стук пишущей машин­ки оглушает больного, горящая свеча слепит, а рубашка, прилегаю­щая к телу, раздражает настолько, что кажется изготовленной "из колючей проволоки" и т.п. Такая психическая гиперестезия наблюда­ется при неврозах, интоксикации некоторыми веществами (опиатами, гашишем, циклодолом и т.п.), начальных этапах помрачения со­знания, острых психозах.

Гипестезия пониженная чувствительность к реальным раз­дражителям, повышение нижних абсолютных порогов ощущений. В этом случае больной почти не реагирует на укол, на ползающую по лицу муху и т.п. Пониженная чувствительность к температур­ным раздражителям может приводить к несчастным случаям — ожогам и обморожениям. В крайних случаях гипестезии анализа­тор полностью не способен отвечать на раздражение, и это явление носит название анестезии. Анестезия обычно бывает при полном анатомическом перерыве одного из периферических нервных стволов или разрушении центрального отдела анализатора. Потеря чувствительности обычно распространяется на тактильную, боле­вую и температурную чувствительность (тотальная анестезия) или только на отдельные ее виды (парциальная анестезия). Неврологи различают корешковую анестезию, при которой тотально наруша­ется чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга, и сегментарную, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга. В последнем случае анестезия может быть как тотальной, так и диссоциированной, при которой отсутствие болевой и темпера­турной чувствительности сочетается с сохранностью проприоцептивной чувствительности или наоборот.

При психической гипестезии и анестезии соответствующий ана­лизатор анатомо-физиологически формально сохранен. В частно­сти, гипестезии и анестезии могут быть внушены человеку, находя­щемуся в гипнотическом сне. Психическая амблиопия (слепота), психическая аносмия (нечувствительность к запахам), психическая агевзия (утрата чувства вкуса), психическая глухота, психическая так­тильная и болевая анестезия часто встречаются при истерических невротических нарушениях. В рамках истерической анестезии опи­саны нарушения болевой чувствительности по типу "чулок и перча­ток", т.е. с точки зрения неврологов у больных возникают участки нечувствительности к боли с четкими границами, которые не соот­ветствуют зонам иннервации определенных корешков или нервов.

Парестезия. Если гипестезии и гиперестезии можно квалифици­ровать как количественные расстройства чувствительности, то паре­стезии связаны с качественными изменениями (извращением) ин­формации, поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора. Наверное, каждый знает об ощущениях, возникающих от длительно­го сдавливания нерва неудобным положением — "руку отлежал", "ногу отсидел". При нарушениях проводимости по нерву появляют­ся ощущения "ползания мурашек", стягивания кожи, покалывания, жжения (это своеобразные колебания модальности ощущения). Па­рестезии чаще являются признаком неврологического или сосудис­того поражения.

Близки к парестезиям и сенестопатии, но они занимают проме­жуточное положение с висцеральными галлюцинациями, т.к. еще менее связаны с каким-либо реальным раздражением периферичес­кого отдела анализатора. Сенестопатии — неопределенные, часто мигрирующие, весьма неприятные и тягостные ощущения, которые проецируются внутрь тела (внутрь телесного "Я"): сжимание и рас­тягивание, перекатывание и дрожание, "отсасывание", "прилипа­ние" и пр. Они никогда не имеют четкой локализации, и больные бывают не в состоянии даже правильно их описать. Сенестопатии встречаются при многих психических заболеваниях.

• носит систематический характер, и наблюдатель повторяет его столько раз, сколько надо для более полного и точного изучения объекта;

• восприятие всегда связано с мышлением и осознанным отношени­ем к воспринимаемым деталям, их взаимосвязям и к причинам возникно­вения наблюдаемых явлений.

Контрольные вопросы

  1. Какие нарушения ощущений Вы знаете?

  2. В каких случаях наблюдаются гиперстезии, гипестезии, парестезии?