Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Клиническая психология / Патопсихология (прилож к клинич).doc
Скачиваний:
970
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
925.7 Кб
Скачать

Патопсихологическая лаборатория

Во многих современных психиатрических лечебных учреждениях созданы специальные экспериментально-психологические лаборатории.

Нормативные показатели проведения патопсихологической работы с одним пациентом с помощью комплекса методик ограничивают временные рамки 3—3,5 часами. За это время выполняются все составляющие профессиональной деятельности патопсихолога, включая ознакомление с мате­риалами истории болезни, подготовка к эксперименту, проведение исследования, анализ полученных данных и подготовка заключения.

Патопсихологическая лаборатория обязательно дол­жна размещаться в отдельном помещении и быть изолирована от внешних шумов, отвечать оптимальным гигиеническим условиям, иметь хорошее, но не слишком яркое освещение, необходимую мебель и оборудование, располагать к непринужденной беседе. В лаборатории не должно быть ничего лишнего, что отвлекало бы вни­мание обследуемого (ярких обоев, окраски стен и т. д.). Желательно, чтобы повторные исследования производи­лись в одном и том же помещении, чем обеспечивается постоянство условий.

Контрольные вопросы

  1. Какое время отводится на проведение экспериментально-психологической работы с одним пациентом?

  2. Перечислите необходимые условия для создания патопсихологической лаборатории.

Проведение исследования

Патопсихологическое исследование включает несколько этапов. Первый осуществляется клиници­стами еще до знакомства психолога с больным и сво­дится к формулировке клинической задачи. Врач решает вопрос о том, насколько полезным в каждом конкретном случае может оказаться экспериментально-психологическое исследование, а также в каком направлении должна вестись экспериментальная работа. Таким образом, данные патопсихологического исследования дополняют клиническую картину заболевания.

С задачей эксперимента зна­комится патопсихолог. В беседе с лечащим врачом он уточняет интересующие его особенности течения заболе­вания, возможные дифференциально-диагностические предпосылки или предположительную дилемму эксперт­ного суждения. Если речь идет о контроле эффективно­сти лечения, психолог вместе с врачом обсуждает спе­цифику терапевтических мероприятий, предполагаемые возможности их влияния на различные психические про­цессы, намечает сроки повторного исследования.

Беседе с больным предшествует ознакомление пато­психолога с материалами истории болезни. Отсутствие в ней интересующих психолога данных заставляет его собирать дополнительный анамнез. Для психолога пред­ставляют интерес не только анамнез, но и особенности течения болезни, результаты других лабораторных ис­следований — биохимических, серологических, электро­физиологических, офтальмологических. Затем следует тщательное ознакомление с записью о психическом ста­тусе больного в истории болезни и сопоставление этих материалов с тем, что психолог наблюдает в лабора­тории. Это очень важное обстоятельство: несоответствие психического состояния больного по записям врача в отделении его статусу в лаборатории дает психологу уже в начале исследования основание предполо­жить симулятивное поведение или аггравацию со стороны обследуемого и соответствующим образом строить проведение эксперимента.

Состояние больного играет очень важную роль в успешном проведении исследования. Перед началом эксперимента необходимо убедиться в отсутствии каких-либо соматических заболеваний. Пре­пятствием для исследования является получение боль­ным психотропных средств (следует оговорить возмож­ность проведения исследования больного, получившего воздействующие на течение нервных процессов лекар­ства, в тех случаях, когда это предусмотрено задачей психологического эксперимента). Нежелательно прове­дение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, при чувстве голода или, наоборот, непо­средственно после еды. Повторные исследования жела­тельно проводить в то же время дня, что и первичные.

Ознакомление с историей болезни и состоянием боль­ного позволяет исследующему уточнить поставленную перед ним клиницистами задачу и наметить предвари­тельный план исследования — выбор методик, очеред­ность их применения.

Однако исследованию с помощью методик обычно предшествует беседа с больным. Ее можно начать с расспроса паспортных данных и тем самым составить первое суждение о состоянии у больного мнестической функции. В дальнейшем в беседе уточняется состояние памяти (кратковременной и долговременной), внимания, обнаруживается состояние сознания. Определяется ориентировка больного во времени, месте и собственной личности, как хорошо помнит он даты собственной жиз­ни и общеизвестные исторические. Эти вопросы должны быть заданы в ходе непринужденной, естественной бесе­ды и ни в коем случае не должны напоминать экзамен, определяющий психическую полноценность больного. Если у исследуемого предполагаются расстройства па­мяти, обязательно надо выяснить, как сам он оценивает свою память. В беседе выявляется наличие или отсутствие сознания болезни, позиция больного к помещению его в психиатрическую больницу и к факту проведения экспериментально-психологического исследования. При этом больному необходимо разъяснить желательность такого исследования, исходя из его интересов — уточне­ние диагностики, назначение лечения и т. п. Желатель­но, чтобы исследующий не ссылался на необходимость определения уровня умственной деятельности обследу­емого. Гораздо охотнее психически больные соглашают­ся на исследование памяти, внимания, сенсомоторики.

Иногда беседа патопсихолога с больным существенно влияет на дальнейший ход исследования, придает ему специфическую направленность. В беседе с больным выясняются и особенности личности больного до забо­левания, оценка им изменения самочувствия и работо­способности в процессе болезни. Определяются куль­турный уровень больного, его образованность, эрудиция, круг интересов, потребности.

Выполнению задания по каждой методике предше­ствует инструкция. По мнению Р. Fraisse, она составля­ет часть общего определения экспериментальной ситуа­ции и должна обеспечивать сотрудничество обследу­емого с экспериментатором. Поэтому ее подготовке и оглашению придается большое значение. От инструкции во мно­гом зависит, как испытуемый понимает и выполняет задание. Небрежно поданная и нечетко оформленная инструкция может явиться причиной плохих результа­тов выполнения задания обследуемым, который либо плохо понял, что от него требуется, либо считает, что экспериментатор сам относится к ситуации эксперимен­та формально. Инструкция должна быть отработанной, предварительно испытанной на нескольких лицах, лаконичной, соответ­ствовать умственным возможностям испытуемого. Ее следует составлять так, чтобы избежать возможности разноречивого понимания. В некоторых случаях в нача­ле работы по методике инструкцию необходимо «под­крепить» одним-двумя примерами.

Результаты исследо­вания нежелательно оценивать лишь как успешные или неуспешные. Если больной не справляется с заданием, необходимо выяснить причины этого, так как иногда в основе неудачного решения лежат смущение, неуверен­ность его в своих возможностях, недостаточно четко по­нятая инструкция. Для оценки результатов важно опре­делить, насколько эффективной оказывается помощь исследующего—принимается ли она исследуемым или отвергается в силу негативистических проявлений, либо в связи с нарочитым его поведением в ситуации экспе­римента.

Большое значение имеет регистрация полученных данных в протоколах. Это диктуется необходимостью располагать материалами предыдущих исследований при повторном поступлении больного, а также является одним из условий научной разработки накопленных в лаборатории данных. В протокол опыта заносятся по возможности все сужде­ния обследуемого, а также слова исследующего в про­цессе эксперимента. Иногда, просматривая после иссле­дования протокол, в нем можно найти указания на свое­образные изменения мышления или личностной позиции больного, которые прошли незамеченными во время са­мого опыта. Особенно важно точно регистрировать рас­суждения обследуемого по поводу решения предложен­ных ему заданий. Мотивация решения нередко дает больше материала для выводов, чем одна лишь реги­страция решения. Ведение протокола важно и для кон­кретной иллюстрации выполнения одного или нескольких заданий в письменном заключении психолога. Пра­вильное ведение протокола опыта позволяет также впослед­ствии проводить обобщения, анализировать данные исследований специально подобранных групп больных.

Протоколы исследований лучше вести на отдельных листах, которые затем скреплять. В начале протокола указывают его номер по регистрационному журналу, дату, обозначают отделение и указывают фамилию и инициалы обследуемого. В журнале помимо этих све­дений указывают возраст больного, диагноз, а также кратность исследования. Желательно вести алфавитную книгу по годам, которая поможет при необходимости найти протокол предыдущего исследования данного больного.

Обычно экспериментально-психологические исследо­вания психически больных производят без какой-либо сложной аппаратуры, что существенно уменьшает искус­ственность, которая возникает при использовании в ла­боратории специального оборудования, сложных уст­ройств, кабин, и приближает исследование к «естествен­ному эксперименту». В особых случаях возможно использование диктофона, магнитофона и видеозаписи.

Пример протокола патопсихологического исследования больной К. (21 год, диагноз: невроз страха).

Данные методики «самооценка». Черточки высоко поставлены по критериям способностей и характера и очень низко по критериям здоровья и счастья. Объяснения следующие

  1. По шкале счастья: «Я очень несчастная, не могу сказать. Что нужно гладко, боюсь чего-то, боюсь высказывать свои мысли».

  2. По шкале характера: «Я добрая. Недостатки? Я плачу, когда обидят чуть-чуть».

  3. По шкале способностей: «Мне легко выучить что-то, усвоить. Способный тот, кто умеет хорошо логически мыслить, память хорошая».

  4. По шкале здоровья: «Что я за человек? Все считают меня глупой. Я сама сейчас себя такой считаю. В школе такое было в 9 классе, а сейчас сильнее страх стал».

Данные исследования познавательной деятельности. Жалоб на умственную работоспособность не высказывает. Задания выполняет старательно. В предметной классификации были конкретно-ситуационные решения: «доктор пусть на машине ездит», «предметы домашнего обихода». Суждения при выполнении методики «пиктограмма» свидетельствуют об образности и живости представлений: «веселый праздник – яблоко, стакан, будем есть, пить, веселиться»; «теплый вечер – дерево чуть-чуть отклоняется». Запоминание обнаружила хорошее.

Данные методики «Формирование уровня притязаний». Задания выбирала в следующем порядке: 10, 3, 5, 7, 8, 6. Выбор отчетливо зависел от оценки экспериментатора. Первый выбор был достаточно высоким (10) и оказался сложным, пережив неудачу, больная резко снизила свои притязания – номер 3 и в дальнейшем позиция была очень осторожной, ее притязания уже не поднимались выше первого выбора и вновь снизились после неудачи с номером 8.

Контрольные вопросы

  1. Назовите этапы экспериментально-психологического исследования.

  2. Расскажите о специфике каждого из этапов экспериментально-психологической работы в клинике.

  3. В каких случаях не рекомендуется проведение патопсихологического исследования?

  4. Каким критериям должна соответствовать инструкция? Почему данный этап так важен?

  5. Каковы требования к ведению протокола?