
- •Подземный транспорт Контактный электровоз к14
- •Технические характеристики
- •Сравнительная характеристика
- •Электровоз 10ка
- •Электровоз 14ка
- •Технические характеристики
- •Технические характеристики
- •Шахтный аккумуляторный электровоз арп8т
- •Технические характеристики
- •Сравнительная характеристика
- •Самоходный вагон b15k
- •Технические характеристики
- •Бункер-перегружатель бп -15
- •Технические характеристики
- •Перегружатель раздвижной самоходный прс600
- •Технические характеристики
- •Самоходный горно-шахтный транспорт на пневмоколесном ходу – вчера, сегодня, завтра
- •Перспективы создания проходческих комбайнов нового технического уровня
- •Проходческие комбайны с буровым исполнительным органом
- •Проходческие комбайны избирательного действия
- •Перспективные направления совершенствования проходческих комбайнов
- •Выводы:
- •Литература:
- •Практические основы решения актуальных проблем обеспечения ремонтопригодности и эффективности горно-шахтного оборудования (гшо)
- •Качество фирменного ремонта значительно выше, чем при других формах его организации (компания komatsu, Япония)
- •Предпосылки организации ремонта горно-шахтного оборудования по критерию минимизации ресурсных затрат
- •Вопросы рационального применения конвейерного транспорта скальной горной массы на глубоких карьерах
- •Конвейер №5 цпт-1 (оао «Олкон»)
- •Крутонаклонный конвейер фирмы Metso Minerals.
- •Бункер у корпуса крупного дробления цпт-1 (оао «Олкон»)
- •Дробильно-перегрузочных пунктов на борту карьера: 1 – дпп; 2 – cтационарный конвейерный подъемник; 3 – передаточные конвейеры на постоянном борту карьера
- •Литература
Дробильно-перегрузочных пунктов на борту карьера: 1 – дпп; 2 – cтационарный конвейерный подъемник; 3 – передаточные конвейеры на постоянном борту карьера
Размещение ДПП на временных целиках пород исключает выемку дополнительной вскрыши от горно-подготовительных работ под площадки этих пунктов в отличие от размещения их на участках постоянного борта карьера, как это имеет место в большинстве проектов ЦПТ. С учетом того, что дополнительные объемы разноса борта для размещения конвейерных траншей за счет совмещения наклонных предохранительных и транспортных берм также незначительны, общие объемы разноса борта для размещения дробильно-конвейерного комплекса на нерабочем борту карьера практически сводятся к нулю. При этом условии различия в приведенных вариантах применения крутонаклонных и обычных ленточных конвейеров в общем случае становятся незначительными, что не позволяет строго определить область их рационального применения. Очевидно, что использование крутонаклонного конвейерного подъема всегда целесообразно в особых (стесненных) условиях разработки месторождений, когда применение обычных ленточных конвейеров при размещении их в траншеях на борту карьера либо затруднено, либо невозможно.
Третья основная причина недостаточно эффективного применения ЦПТ связывается с нерациональными проектными решениями по выбору оборудования и организации взаимодействия дробильно-конвейерного комплекса со смежными звеньями. Следует отметить, что в этом плане научно-исследовательскими и проектными институтами также наработан большой объем методического материала. Вопрос лишь в правильном выборе методик для обоснования конкретных проектных решений. Вместе с тем, возможности параметрической адаптации систем с конвейерным транспортом на карьерах еще далеко не исчерпаны. Это, в первую очередь, касается систем с автомобильно-конвейерно-железнодорожным (а-к-ж. д.) транспортом, которые получили распространение сравнительно недавно. Несмотря на ряд преимуществ а-к-ж. д. транспорт имеет и большой недостаток – многозвенность, которая вызывает снижение производительности системы из-за колебания производительности смежных участков.
На основе разработанной в ИГД УрО РАН имитационной модели функционирования а-к-ж. д. транспорта установлено, что несовместные простои элементов системы могут составлять до 37–42% календарного времени. При существующем уровне развития техники, технологии, организации открытых горных работ значительное сокращение непроизводительных простоев затруднено. Вместе с тем, потери производительности, связанные с отсутствием горной массы на складе комплекса перегрузки с конвейерного на железнодорожный транспорт (до 7,8%) и отсутствием места на складе (до 5,5%), могут быть сведены к минимуму за счет управляющих воздействий на режим отгрузки горной массы со склада. В связи с этим возникает необходимость определения такой организации взаимодействия дробильно-конвейерного комплекса (ДКК) с железнодорожным транспортом, которая обеспечит рациональное использование технических возможностей погрузочного и транспортного оборудования системы а-к-ж. д. транспорта за счет снижения простоев по вышеуказанным причинам.
Решение задачи выбора рационального режима поступления локомотивосоставов под погрузку на склад комплекса перегрузки (КП) с конвейерного на железнодорожный транспорт с целью сделать минимальной вероятность дефицитности или переполнения склада возможно при управлении потоком заявок в зависимости от уровня запаса горной массы.
Эта задача может быть решена при исследовании следующей вероятностной модели (рис. 4). Пусть U0 и U1 –соответственно верхний и нижний критические уровни запаса горной массы на складе. λ0 и λ1 (λ1<λ0) – значения соответственно пониженной и повышенной интенсивности отгрузки горной массы со склада. qt – объем горной массы, поступившей на склад в любую t-ю единицу времени; ηt – объем горной массы, отгруженной со склада в эту же единицу времени. Предполагается, что qt, ηt – независимые случайные величины. Значение интенсивности поступления горной массы, кроме того, считается независящим от управления. Пусть в начальный момент времени уровень запаса составляет величину a0<U0. Математическое ожидание интенсивности отгрузки Mηt=λ, поступления горной массы на склад Mqt=μ.
Рис.
4. Функционирование склада КП с
регулированием интенсивности поступления
поездов под погрузку:
U0
– верхний критический уровень запаса
горной массы на складе;
U1
– нижний критический уровень запаса;
X0
– повышенная интенсивность отгрузки;
X1
– пониженная интенсивность отгрузки;
–
точки переключения интенсивности
отгрузки
Если λ0<μ, то будет происходить постепенное накопление запасов и при некотором значении времени t впервые будет at=U0 (at – запас на складе в момент времени t). В этот момент происходит переключение с пониженной на повышенную интенсивность отгрузки (с λ0 на λ1). Уровень запаса будет постепенно снижаться. Когда он достигнет нижнего критического значения U1, происходит обратное переключение на пониженное значение λ0. В дальнейшем процесс повторяется аналогичным образом. Учитывая, что а-к-ж. д. транспорт, как правило, применяется параллельно с автомобильно-железнодорожным и железнодорожным, высвободившиеся в период пониженной интенсивности отгрузки локомотивосоставы могут быть использованы для перевозки горной массы с верхних и средних горизонтов в составе вышеуказанных схем.
В описанной схеме регулируемыми параметрами являются U0, U1, λ0, λ1. Изменяя их значения, можно добиться того, что доля времени отсутствия горной массы, а также доля времени полного заполнения склада КП будут минимальными для конкретных горно-технических условий эксплуатации и применяемого оборудования.
Рациональный режим отгрузки со склада КП определяется с учетом условий, в которых может быть реализована способность процесса управления увеличивать эксплуатационную производительность транспортной системы карьера. За основу принят вариант, при котором прирост объемов перевозки горной массы допустим в тех пределах, которые в состоянии обеспечить транспортная система карьера без увеличения парка основного технологического оборудования.
Решение задачи зависит от ограничений на выходе системы. Предполагается, что годовая производительность системы в целом как по руде, так и по вскрыше не меньше проектной (Qр≥Qпр и Qв≥Qпв соответственно). Пределы регулирования интенсивности отгрузки горной массы со склада зависят от степени загрузки отдельных элементов горно-транспортной системы: забоев, на которые перераспределяются грузопотоки в периоды снижения интенсивности поступления локомотивосоставов на склад КП, отвальных тупиков, других мест приема горной массы, пропускной способности схемы путевого развития:
λ0≤min{n1,n2,n3,n4}, (1)
где n1, n2, n3, n4 – интенсивность отгрузки горной массы, определяемая соответственно допустимой загрузкой забоев, на которые перераспределяются грузопотоки в периоды снижения интенсивности поступления локомотивосоставов на склад КП, отвальных тупиков, других мест приема горной массы, а также пропускной способности схемы путевого развития.
Проведенные на основе имитационного моделирования исследования работы горно-транспортных систем крупных глубоких карьеров позволяют констатировать следующее:
коэффициенты использования забойных, складских, а также отвальных экскаваторов и мест приема руды на обогатительных фабриках, как правило, не превышают 50–55%. Таким образом, имеется резерв по их увеличению и при обосновании рационального режима управления отгрузкой горной массы со склада КП можно условно принять, что ограничения на входе и выходе систем с железнодорожным транспортом по этим показателям отсутствуют;
для большинства крупных глубоких карьеров с развитым железнодорожным транспортом характерно, что пропускная (провозная) способность схем путевого развития при реализации перспективных проектных объемов перевозок приближается к своим максимальным значениям.
Таким образом, выбор рациональных режимов отгрузки горной массы со склада КП и перераспределение грузопотоков при увеличении интенсивности движения локомотивосоставов на соответствующих направлениях носит ограниченный характер и, как правило, определяется пропускной способностью схем путевого развития.
Разработана методика, позволяющая с учетом стохастического характера горно-транспортного процесса, структуры грузопотоков и их динамики определять рациональный коэффициент резерва пропускной способности для любого элемента схемы. Методика состоит в последовательном расчете показателей неравномерности потоков составов, распределении интервалов движения поездов, вычислении средней длины очереди поездов перед элементами путевой схемы, коэффициента недоиспользования путевого развития и последующем определении рационального коэффициента резерва пропускной способности на основе минимизации суммы ущерба от недоиспользования возможностей железнодорожных коммуникаций и простоев поездов.
В соответствии с приведенной методикой проведены расчеты по определению коэффициентов резерва пропускной способности схемы путевого развития Джетыгаринского карьера для варианта с транспортированием руды а-к-ж. д. транспортом. В качестве исходной информации использовались полученные на основе обработки данных хронометража распределения продолжительности обслуживания отдельных каналов, а также интервалов движения поездов. Значения рациональных (Копт) и фактических при реализации проектных объемов перевозок (Кф) коэффициентов резерва для основных раздельных пунктов приведены в таблице 2.
Таблица. 2. Значения коэффициентов резерва пропускной способности основных раздельных пунктов Джетыгаринского карьера
|
Как следует из таблицы, наиболее загруженными являются ст. Предотвальная, гор. 230 м и гор. 170 м. При этом объемы грузопотоков по ст. Предотвальная могут быть увеличены на 9–10%, по ст. гор. 230 м – на 10–11%. Ст. гор. 170 м резерва по увеличению объема грузопотока практически не имеет. В соответствии с годовыми проектными объемами перевозок через ст. Предотвальная проходит 55 млн т вскрыши, через ст. гор. 230 м – 15 млн т руды и около 10 млн т вскрыши в направлении ст. Северная, около 20 млн т вскрыши в направлении ст. Предотвальная.
Поскольку при изменении интенсивности отгрузки горной массы со склада совокупные объемы перевозок через ст. гор. 170 м остаются прежними, основными ограничивающими станциями являются Предотвальная и гор. 230 м. По ст. гор. 230 м допускается временное увеличение объемов перевозок руды на величину, соответствующую 6 млн т в год при одновременном уменьшении объемов перевозок вскрыши в направлении ст. Северная на величину, соответствующую 1,5–2 млн т в год. Интенсивность отгрузки со склада КП может быть увеличена на 37–40%. При пониженной интенсивности отгрузки соответственно возрастают объемы перевозок вскрыши по ст. Предотвальная и гор. 230 м. Лимитирующей является ст. Предотвальная, объемы перевозок через которую возрастают на величину, соответствующую 4 млн т в год. Объемы перевозок вскрыши через ст. гор. 230 м – на величину, соответствующую 1 млн т в год. Интенсивность отгрузки со склада уменьшается соответственно на 30–33%.
Имитационно-статистическая модель оперативно-диспетчерского управления режимами отгрузки в зависимости от запаса горной массы на складе КП реализована при следующих условиях: вместимость склада – 40 тыс. т; склад оборудован реклаймером, который может обеспечить производительность погрузки до 6 тыс. т в час. Кроме того, учитывается, что в периоды отсутствия горной массы на складе все локомотивосоставы используются на перевозке вскрыши, что ведет к увеличению потерь в перевозках из-за простоев поездов перед элементами схемы путевого развития. Соотношения между проектными и оптимальными коэффициентами резерва позволяют перераспределять грузопотоки в сторону увеличения на 20–25% при соответствующем уменьшении интервалов движения поездов.
В результате моделирования получены зависимости прироста производительности системы а-к-ж. д. транспорта от критических уровней запаса горной массы на складе КП (рис. 5). Рациональные значения критических уровней запаса, при которых обеспечивается наибольший прирост производительности системы, лежат в области: нижнего U1=15–17 тыс. т., верхнего U0=29–31 тыс. т.
|
Рис. 5. Зависимость прироста производительности системы а-к-ж.д. транспорта от уровней запаса горной массы на складе КП (Vc=40 тыс. т) в условиях Джетыгаринского карьера |
Таким образом, даже для самых сложных систем ЦПТ разработано методическое обеспечение имитационного моделирования процессов их функционирования, позволяющее решать любые задачи по обоснованию технологических параметров таких систем.
Приведенные материалы наглядно свидетельствуют о том, что значительно меньшее (более, чем в 2 раза) значение фактических объемов перевозок скальной горной массы по сравнению с прогнозными обуславливается не столько указанными выше тремя основными причинами, сколько непоследовательностью при выполнении принятых ранее проектных решений, нерациональными решениями по вскрытию горизонтов размещения дробильно-перегрузочных пунктов, недостаточным использованием методической базы, наработанной научно-исследовательскими и проектными институтами.