
- •Раздел 3. Лекции № 4 и 5. Импрессионизм в европейской художественной культуре (литературе, музыке, живописи). – 4 ч.
- •Ян Бартолд Йонгкинд. Сена у собора Нотр-Дам. 1864 г.
- •Камиль Писсаро. Итальянский бульвар. 1877 г.
- •Жорж Клерен. Поджог Тюильри. 1871 г.
- •Клод Моне. Улица Монторгей в Париже в праздник 30 июня 1878 года. 1878 г.
- •О. Роден.
- •Послеполуденный отдых фавна (балет)
- •История создания
- •Хореография
- •Реакция публики и критиков
- •Примечания
- •Литература
Реакция публики и критиков
Первая работа Нижинского поразила публику, которая не привыкла к хореографии, строящейся на профильных позах, угловатых движениях. Многие упрекали балет и в непристойности. Так Гастон Кальмет, редактор и владелец газеты «Le Figaro», снял из набора статью симпатизировавшего Русскому балету критика и заменил ее собственным текстом, где резко осудил «Фавна»:
|
Это не изящная эклога и не глубокое произведение. Мы имели неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с жестами тяжкого бесстыдства. Вот и всё. И справедливые свистки встретили слишком выразительную пантомиму этого тела плохо сложенного животного, отвратительного de face и ещё более отвратительного в профиль. [3] |
|
Однако парижские артистические круги восприняли балет совершенно в ином свете. В газете «Le matin» вышла статьяОгюста Родена, побывавшего и на генеральной репетиции, и на премьере, восхваляющая талант Нижинского:
|
Нет больше никаких танцев, никаких прыжков, ничего, кроме положений и жестов полусознательной животности: он распростирается, облокачивается, идёт скорченный, выпрямляется, подвигается вперёд, отступает движениями то медленными, то резкими, нервными, угловатыми; его взгляд следит, его руки напрягаются, кисть широко раскрывается, пальцы сжимаются один против другого, голова поворачивается, с вожделением измеренной неуклюжести, которую можно считать единственной. Согласование между мимикой и пластикой совершенное, всё тело выражает то, чего требует разум: у него красота фрески и античной статуи; он идеальная модель, с которой хочется рисовать и лепить. [3] |
|
Примечания
↑Израиль Владимирович НестьевДягилев и музыкальный театр XX века
. — Музыка, 1994. — С. 215.
↑Бронислава НижинскаяРанние воспоминания. — Москва: Артист, режиссер, театр, 1999. — С. 89, 120. —ISBN 9785873340330
↑ 12Серж ЛифарьДягилев и с Дягилевым. — Routledge, 1998. —ISBN 5969700223
Литература
Baron Adolf de Meyer, Jennifer DunningL'Après-midi d'un faune : Vaslav Nijinsky, 1912. — Dance Books, 1983. —ISBN 0903102781
Ссылки
|
Послеполуденный отдых фавна (балет) на Викискладе? |
Отрывок репортажа BBC о Русском балете Дягилева
Черты имп-ой эстетики в музыке:
стремление «записать» звуки природных стихий,
неопределенность мелодического строя [1]: использование свободного сочетания звуков взамен традиционной гармонии, построенной на согласном сочетании звуков – подобно тому, как худ-к выбирает краски на палитре, стремление сделать музыку свободной от каких-либо законов [5. С. 432],
использование гибкой и естественной мелодики, близкой к поэтической и разговорной речи,
умение звуками рисовать картины (перед слушателями возникают то бушующее море, то безбрежная гладь, овеваемая легким ветром, то облака, несущиеся под порывами ветра) [там же].
Творчество Дебюсси ознаменовало невиданный ранее эксперимент в музыке. Похожие задачи ставил перед собой русский композитор Александр Николаевич Скрябин (1872-1915 гг.), пытавшийся соединить музыку, звук и цвет.
В лит-репринципы И. формировались на переходе от натурализма к символизму и поэтому складывались более самостоятельно, т. е. в меньшей степени зависели от живописи, но и здесь связь с иск-ом живописи очевидна.
В л-ре И. представлялиЖ. и Э. Гонкуры, Жюль Гюисманс (роман «Наоборот»), Ги де Мопассани др. Черты эстетикиИ. в лит-ре:
мимолетная зарисовка сцен,
передача хаоса чувств и настроений,
предельная заостренность изобразительной силы слова [1. С. 107].
Проиллюстрируем отдельные черты эстетики импрессионизма на материале одной из ранних повестей Б. Пастернака «Детство Люверс»1918 г. Эти черты/признаки можно увидеть на двух неполных страницах финала произведения.
Во-первых, очевидна фрагментарность в построении сюжета, которая сказывается уже в выборе темы –это эпизоды из истории неожиданного взросления девочки Жени Люверс.
Во-вторых, картина неожиданного взросленияЖени, увиденная глазами ее репетитора,существует в неразрывной связи с окружающим фоном– с антуражем и миром природы, которые воспринимаются одновременно с изменениями в поведении девочки и сливаются с ними; это слияние получило название «человека в пейзаже»:
«Гардины опускались до полу, и до полу свешивалась зимняя звездная ночь за окном, и низко, по пояс в сугробах, волоча сверкающие цепи ветвей по глубокому снег, брели дремучие деревья на ясный огонек в окне. <…> Чем объяснить этот избыток чувствительности? – размышлял репетитор. – <…> Она очень изменилась. Периодические дроби объяснялись еще ребенку, между тем как та, что послала его сейчас в классную…И это дело месяца!» [6. С. 531].
В-третьих, изменения, связанные с превращением ребенка в женщину,быстротечны, мимолетны, трудноуловимы, и поэтомуих нельзя объяснить однозначно, дать им объективную и четкую оценку. Так, репетитор по фамилии Диких неверно объясняет причину слез Жени, но он совершенно правильно улавливает сущность происходящих с ней изменений:
«Он ошибался, то впечатление, которое он предположил, к делу нисколько не шло. Он не ошибся. Впечатление, скрывавшееся во всем, было неизгладимо. Оно отличалось большею, чем он думал, глубиной…Оно лежало вне ведения девочки, потому что было жизненно важно и значительно, и значение его заключалось в том, что в ее жизнь впервые вошел другой человек<…> (В авторском тексте простой курсив)[Там же. С. 532].
В-четвертых, сущность происходящих изменений описывается смутно, нечетко, буквально следуя принципу изображения «размытого контура», столь характерного для эстетики импрессионизма:
«<…> другой человек, третье лицо, совершенно безразличное, без имени или со случайным, не вызывающее ненависти и не вселяющее любви, но то, которое имеют в виду заповеди, обращаясь к именам и сознаниям, когда говорят: не убий, не крадь и все прочее <…> [Там же. С. 532].
В-пятых, подчеркивается невыразимость отдельных впечатлений, невозможность в полной мере описать и раскрыть их сущность на языке слов:
«Всего грубее заблуждался Диких, думавши, что есть имя у впечатлений такого рода. Его у них нет»[Там же. С. 532].
Мы видим, что эстетический принцип невыразимости впечатлений на языке слов в последней из цитат сформулирован в подчеркнуто декларативной форме.
Наконец, само слово впечатление является ключевым в пастернаковском тексте и также указывает на непосредственное присутствие эстетики импрессионизма.
В целом им-зм не составил единой худ-ой школы, особого худ-го стиля, но многие его худ-ые открытия вошли золотой фонд современной эстет-ой культуры.
Зарубеж. Исследователи связывают возник-е И. с такими филос. течениями, как эмпириокритицизм, интуитивизм, в частности, с концепциями Анри Бергсона и Бориса Кроче, с их идеями непосредственного видения предмета, его неопределенности, текучести, длительности.
Различ. проявления И. относятся к разным периодам времени и далеко не всегда отмечаются непосредственной генетической связью или преемственностью, явно выраженными общими специфическими чертами [1. С. 107].
Список лит-ры и источников:
Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Импрессионизм. Художественные направления и стили. / Сост. Котельникова. Т. М. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 128 с.
Андреев Л. Г. Импрессионизм. – М., 1980.
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп: АСТ, 2000. – 813 с.
Дебюсси Клод // Кто есть кто в мире (энциклопедия). / Гл. ред. Г. П. Шалаева. – М.: Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – C. 431-432.
Пастернак Б. Л. Детство Люверс // Пастернак Б. Л. Стихотворения. Поэмы. Проза. – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996. – С. 479-533.