
Порог компенсации индивидуально-личностных особенностей
Практика профотбора и профконсультации уже давно установила ряд норм, касающихся соотношения между свойствами работника и требованиями трудовой деятельности. Наличие ИЛО, отвечающих требованиям профессии, определяется как профессиональная пригодность и фактор, обусловливающий удовлетворенность деятельностью (Зинченко, Мещеряков, 1996). Однако комплекс ИЛО человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида труда. И здесь встает проблема обеспечения успешности деятельности за счет компенсации недостаточно развитых качеств и способностей. Практическое решение этой проблемы в каждом конкретном случае — это ответ, насколько пригоден данный человек к определенной деятельности. Именно поэтому проблема компенсации ИЛО получила широкое освещение в различных научно-теоретических и практических работах.
Так, Е.П.Ильин (1981) рассматривает компенсацию способностей в двух аспектах — социальном и психологическом. Социальный аспект вопроса заключается в рассмотрении компенсации одних способностей другими, что обеспечит достижение высокого социального статуса и успеха разными людьми в различных видах деятельности. Психологический аспект связан с изучением того, за счет чего люди с разными свойствами, способностями и качествами достигают одинаковой продуктивности в одной и той же деятельности. Е.П.Ильин выделяет несколько видов такой компенсации: а) за счет знаний и умений; б) за счет выработки индивидуального стиля деятельности, преимущественно использующего сильные стороны человека; в) за счет замены недостаточно развитой способности совершенно другой; г) вид компенсации, когда одинаковая выраженность одной и той же более сложной способности (или качества) у разных людей определяется различной выраженностью у, них более частных способностей.
НАВигдорчик (1983), изучая проблему профессиональной компенсации, вводит; понятие "компенсаторное профессиональное приспособление" и выделяет два вида такого приспособления:
автоматическое (подсознательное) и "волевое" (сознательное). Примерами первого являются адаптация к внешнему приспособ-
лению (например, протезу) и компенсация дефекта силами самого организма, без внешних приспособлений (например, когда выпавшая функция замещается частью того же органа, симметричным органом или мобилизацией многих органов одновременно). Примерами второго — сохранение работоспособности за счет подавления нервозности, раздражительности, вспыльчивости (являющихся непреодолимым препятствием для успешного выполнения некоторых профессиональных обязанностей), ведение записей при ослаблении памяти, совершение краткой разминки в предчувствии приступа сонливости (у шоферов) и т.п.
Необходимо отметить, что НА-Вигдорчик различает приспособление (как процесс постепенного восстановления равновесия между собственными ИЛО и требованиями профессиональной деятельности) и приспособленность (как состояние достигнутого равновесия). Явления обратного развития приспособления он называет декомпенсацией, которую также изучает как состояние и процесс. Он указывает, что в ходе профессиональной жизни наблюдается ряд последовательных волн компенсации и декомпенсации. Так, здоровый человек, занятый определенной профессиональной деятельностью, находится в состоянии первичной компенсации. Но при возникновении и развитии какого-либо дефекта, несовместимого с данной профессиональной работой, у него начинается процесс профессиональной декомпенсации. Если человек находит в себе возможности компенсировать данный дефект, то это свидетельствует о развитии компенсаторного профессионального приспособления — вторичной компенсации. Но и она может уступить место вторичной декомпенсации. Так в течение всей профессиональной жизни периоды компенсации могут сменяться периодами декомпенсации и наоборот (Вигдор-чик, 1983).
Тот факт, что не все ИЛО человека соответствуют требованиям профессии и их расхождение требует компенсации, успешность которой во многом определяет профессиональную пригодность человека, а также представление о профессиональном приспособлении, его видах и волнах компенсации и декомпенсации, предложенное Н.А-Вигдорчиком, позволили нам ввести понятие "порог компенсации ИЛО". Этот порог определяется как максимальная степень расхождения наличных ИЛО и требуемых профессией качеств, успешно компенсируемая человеком. Превышение данного порога будет характеризоваться декомпенсацией качеств, снижением эффективности деятельности или невозможностью дальнейшего выполнения трудовых функций.
Логично предположить, что чем больше указанное расхождение, тем больше усилий необходимо затратить на компенсацию, а
следовательно, время продуктивной компенсации, т.е. период, в течение которого человек будет успешно выполнять трудовые функции, компенсируя не соответствующие требованиям профессии ИЛО, будет небольшим или компенсация вообще станет невозможна. Таким образом, чем больше указанное расхождение, тем меньше у человека возможностей успешного существования в профессии.
Достижение порога компенсации может быть обозначено (в терминах Н.А.Вигдорчика) как "предел приспособленности", а его превышение как "нарушение равновесия между организмом и профессией", характеризующееся переходом компенсации в декомпенсацию. С этой точки зрения можно проанализировать случаи и автоматического (подсознательного), и волевого (сознательного) приспособления. В качестве иллюстрации достижения порога компенсации в "автоматическом" случае представляется возможным использовать пример, приведенный Н.АВигдорчиком (1983). Так, человек, научившийся писать левой рукой (по причине невралгии правой руки), не всегда может сохранить эту способность до конца жизни. На левой руке от переутомления нередко развивается такая же невралгия, какая поразила и правую руку. Это не позволяет успешно выполнять профессиональную деятельность. Развитие невралгии приводит к такому расхождению между требованиями профессии и наличными особенностями человека, которое уже не может быть компенсировано, что и позволяет рассматривать его как превышающее порог компенсации.
Достижение порога компенсации ИЛО может быть продемонстрировано и на примере волевого компенсаторного приспособления. Так, в начале овладения профессией расхождение между наличными ИЛО и требованиями деятельности было успешно скомпенсировано. Однако по мере реализации трудовой деятельности меняются не только требования к профессионалу, но и качества личности, что может приводить к увеличению данного расхождения, достижению порога и его превышению, когда компенсация становится невозможной. Рассматривая пример Н.А.Вигдорчика о том, что многие профессионалы демонстрируют уравновешенность на работе и дезорганизацию нервной системы во внерабочее время, логично предположить, что в процессе профессионализации дезорганизованность нервной системы может усугубляться по причине переутомления, сложностей в профессиональной и личной жизни и т.п. Это может привести к такому расхождению между качествами личности и требованиями деятельности, скомпенсировать которое будет невозможно, т.е. к превышению порога компенсации ИЛО. Так, например, увеличе-
9
ние количества жалоб на грубость продавца и возникновение постоянных конфликтных ситуаций с покупателями свидетельствуют о том, что данный продавец не может больше (например, по причине переутомления) подавлять в себе раздражительность, обидчивость и вспыльчивость. Это может рассматриваться как достижение порога компенсации ИЛО и его превышение.
Следует указать на то, что введение понятия порога компенсации ИЛО с необходимостью ставит задачу его более глубокого теоретического осмысления и эмпирического определения. Работа в данном направлении ведется, здесь же представлена только описательная модель.
Хотя понятие порога компенсации ИЛО и связанного с ним понятия времени продуктивной компенсации требует значительной доработки, уже можно предположить достаточно широкий круг не только теоретических, но и практических задач, для решения которых данные понятия могут быть использованы. Так, например, понятие времени продуктивной компенсации может дополнить (уточнить) определение профессиональной пригодности, причем как абсолютной, так и относительной. Абсолютная профессиональная пригодность может пониматься как минимальное расхождение особенностей человека и требований трудовой деятельности, обусловливающее максимальное время продуктивной компенсации, а относительная — как незначительное расхождение собственных ИЛО и требований профессии, характеризующееся достаточно длительной продуктивной компенсацией. Значительное расхождение наличных и требуемых профессиональных качеств, связанное либо с минимальным временем компенсации, либо с невозможностью успешного профессионального приспособления, может рассматриваться как отсутствие профессиональной пригодности к данному виду деятельности.
Представляется возможным использовать понятие порога компенсации ИЛО для анализа ошибок в профессиональной деятельности. Достижение и превышение его наряду с другими факторами может изучаться как причина появления у работника декомпенсации, характеризующейся прогрессирующим увеличением количества ошибок и травм на производстве,
Данное понятие можно рассматривать также и в контексте проблематики "выгорания". Синдром "эмоционального выгорания (сгорания)" (от англ. "bum out" — "выматываться") анализируется как феномен, относящийся в основном к профессионалам социономических видов труда и имеющий сложную и разнообразную симптоматику. Выделяются три группы факторов, играющих существенную роль в развитии этого синдрома: ролевой (например, ролевая неопределенность), организационный (на-
10
пример, трудноизмеримое содержание деятельности) и личностный (например, неудовлетворенность профессиональным ростом) (Форманюк, 1994). Превышение порога компенсации ИЛО, связанное с декомпенсацией качеств (и, следовательно, со снижением эффективности деятельности и невозможностью дальнейшего профессионального роста), может определяться как личностный фактор, обусловливающий развитие синдрома "выгорания".
Следует также отметить, что превышение порога компенсации ИЛО, характеризующееся переходом компенсации в декомпенсацию, может определяться как фактор, обусловливающий возникновение кризиса профессиональной жизни и устанавливающий временные возможности существования человека в профессии. Если человек находит возможности для вторичной компенсации, то он остается в профессии, если нет — уходит из нее.
Таким образом, хотя введенные понятия времени продуктивной компенсации и порога компенсации ИЛО требуют дальнейшей теоретической и эмпирической проработки, важно указать на возможность их использования для решения различных теоретических и практических задач в области психологии труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агеев B.C., Базаров Т.10., Скворцов В.В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации капрон. М., 19.S6.
Андропов В.П. Некоторые психологические проблемы исследования г!ро(})сссионального мышления // Психологические вопросы формиропа-иия профессионального мышления. Саранск, 1984.
Андронов В.П. Психологические основания формирования профессионального мышления//Вонр. нсихол. 1991. №4.
Buzdfi/ni/K Н.А. Комнснсаторнос профессиональное приспособление // Исторгя советской психологии труда. Тексты (20—30-е годы XX века) / По ; pc.s. Ц.П.Зинчснко, В.П.Мунинона, О.Г.Носковой. М., 19ЯЗ.
A'cy Э.Ф. Психология становления личности инженера-педагога. ( г.срдловек, 19S7.
Иванова Е.М. Психотсхнологин изучения человека в трудовой дся-•rc.ii.iiocTH. М., 1992.
И.1Ы1Н Е.П. Успешность деятельности компенсации и компснсатор-ныс отношения между си(к'обиостями //' Проблемы индустриальной нсихолоши. Ярославль, 19Я1.
KaiiimiiiihiHi M.O. Критерии психологического отбора в оперативные службы орг-шок 1!1|\тг>сн1111\ дс.[: Аиторсф. ..'те. ... канд. нснход. наук. М, 1996.
K-iiiM(w Г..А. Психология грофсесиопала. М.; Воронеж, 1996. 1\-1Ч1ЦМ1.'ксг,1 М.В. Профессионально-важные качества врача. Определение и практическое применение /'/ Вести. РГМУ. 1999. № 3(<S).
Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 4.
Ковалев В. И., Сырникова Н.А. Мотивы труда и адаптация рабочих // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 6.
Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления. М., 1988.
Макаренко Н.В. и др. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев, 1987.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. М., 1998.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты // Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара, 1998.
Суворова В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях // Вопр. психол. 1973. № 4.
Форманюк Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель дезадаптации учителей // Вопр. психол. 1994. № 6.
Шкаликов В.Л. Экспериментальные исследования развития ПВК у учеников-электросварщиков на начальных этапах освоения профессии // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1982.
Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопр. психол. 1990. № 5.
Поступила в редакцию 24.11.2000