Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Л.Кацва_История России. 20 век.Гл.1

..pdf
Скачиваний:
1340
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
30.54 Mб
Скачать

4.

Боснийский кризис. «Дипломатическая Цусима»

Англо-русское соглашение способствовало более тесному сближению России с Антантой. Германия и Австро-Венгрия расценили его как враждебный шаг со стороны Петербурга. В начале 1908 г. положение на Балканском полуострове и на Ближнем Востоке обострилось. Российские армия и флот были не готовы к военным действиям. Подводя итог дискуссии на совещании министров, Столыпин заявил, что «новая мобилизация в России придала бы силы революции, из которой мы только начинаем выходить», а потому «в случае серьезных осложнений придется надеяться лишь на диплома-

тическое искусство».

В 1908 г. в Турции произошла революция. К власти пришли младотурки, стоявшие на позициях панисламизма. Это обеспокоило Австро-Венгрию, которая с 1878 г. оккупировала Боснию и Герцеговину. В Вене решили как можно скорее аннексировать эти провинции. Это намерение крайне возмутило союзника России на Балканах — Сербию.

Россия попыталась увязать свое согласие на аннексию с предоставлением ее кораблям права свободного прохода через черноморские проливы. Однако добиться этого не удалось. Германия и Австро-Венгрия согласились участвовать в предложенной Петербургом

341

международной конференции лишь при условии предварительного согласия всех ее участников на аннексию Боснии и Герцеговины. Турция соглашалась изменить режим проливов лишь при согласии Англии, а Лондон требовал свободного прохода через Босфор и Дарданеллы не только русских, но всех военных кораблей.

Франц-Иосиф и Фердинанд отбирают

земли у султана. Карикатура из французского журнала

«Le Petit Journal»

Тем временем осенью 1908 г. Австро-Венгрия официально объявила об аннексии Боснии и Герцеговины. В ответ Сербия потребовала территориальных компенсаций. Австрийцы сосредоточили войска на сербской гра-

342

нице. Австрию поддержала Германия. В Берлине считали, что в случае победы центральных держав в противостоянии на Балканах «Турция присоединится к ним как к наиболее сильной группировке, возможно, что и Россия при таком положении отойдет от Антанты». Действительно, в Турции в январе 1909 г. к власти пришли прогерманские круги. Турция согласилась окончательно отказаться от Боснии и Герцеговины за денежную компенсацию.

Сербия рассчитывала на поддержку России, но в Петербурге понимали, что война с центральными державами возможна лишь при поддержке Антанты, а Франция и Англия не желали ввязываться в войну из-за Сербии. Французское правительство пояснило, что «война, возникшая из-за подобного вопроса, не встретила бы сочувствия со стороны общественного мнения» и призвало «принять все меры к предупреждению конфликта изза вопросов, не затрагивающих жизненных интересов России». Аналогичен был тон британских заявлений.

Извольский вынужден был посоветовать Сербии пойти на уступки и отказаться от военных приготовлений при условии гарантий ненападения со стороны Ав- стро-Венгрии. В Вене дать такие гарантии отказались. Российские газеты требовали «не допустить вступления австрийских войск в Белград». Отношения Вены и Петербурга были на грани разрыва.

В этот момент Германия потребовала от России безоговорочно принять австрийские условия. 10(23) марта

343

1909 г. Россия формально согласилась на аннексию Боснии и Герцеговины. В письме к матери царь объяснял: «Раз вопрос был поставлен ребром, пришлось отложить самолюбие в сторону и согласиться… Тем более, что Германия совершенно готова к мобилизации». Вскоре по совету из Петербурга Сербия отменила военные приготовления без каких-либо гарантий с австрийской стороны.

В России исход боснийского кризиса называли «дипломатической Цусимой». Действительно, русская дипломатия потерпела поражение: статус проливов остался неизменным, Турция сблизилась с центральными державами, Сербия и Черногория не получили компенсации, престижу России был нанесен тяжелый удар.

Российские политики сделали противоположные выводы из неудачи: умеренно правые, октябристы и кадеты еще настойчивее требовали единения с западными союзниками для противодействия экспансии центральных держав, крайне правые настаивали на сближении с Берлином, поскольку «борьба между Россией и Германией глубоко нежелательна для обеих сторон как сводящаяся к ослаблению монархического начала».

344

5.

«Прыжок “Пантеры”» и Россия

В1911 г. произошел новый марокканский кризис. Весной Франция под предлогом защиты своих подданных от восставших племен оккупировала столицу Марокко г. Фес. Германия сочла действия Парижа нарушением Альхесирасского соглашения и потребовала в качестве компенсации все французское Конго. В июле 1911 г. в марокканский порт Агадир прибыла немецкая канонерская лодка «Пантера». В мире «прыжок “Пантеры”» был воспринят как серьезная угроза войны. Великобритания предупредила, что в случае войны не останется нейтральной. Английский флот был приведен в

боевую готовность.

Высадка

французских

колониальных

частей в Агадире

345

Обложка

французского

журнала

«Le Petit Journal». «Франция защищает свободу Марокко»

Россия встретила агадирский кризис более сдержанно. Новый министр иностранных дел С.Д. Сазонов инструктировал российского посла в Париже: «Военное столкновение из-за колониального вопроса не может вызвать у нас подъема настроения… Предпринятые недавно преобразования в нашем военном деле не могли

346

еще быть доведены до конца… Поэтому старания как России, так и Франции должны быть направлены к улажению вопроса в миролюбивом смысле». Тем не менее в августе 1911 г. начальник российского генерального штаба заверил своего французского коллегу, что в случае франко-германской войны Россия все же выступит на стороне Франции.

Задание. Определите, в чем сходство поведения Франции в боснийском и России в агадирском кризисах.

Германии пришлось признать французский протекторат над Марокко и удовольствоваться в качестве компенсации ничтожным «клочком болот» вдоль реки Конго. Агадирский кризис вызвал во всех крупных странах Европы ура-патриотический подъем, усилил гонку вооружений и милитаристскую пропаганду и стал еще одним шагом на пути к Мировой войне.

347

6.

Балканские войны и Россия

В1911 г. началась итало-турецкая война из-за Ливии. Сербия и Болгария сочли, что настал удачный момент для разгрома Турции. В 1912 г. они создали Балканский союз. Вскоре к нему присоединилась Греция. Черногория, хотя и не вступила в союз, подписала со-

глашение с Болгарией о совместных действиях. Обстановка в Юго-Восточной Европе стала предель-

но взрывоопасной. Между тем любой локальный конфликт мог перерасти в общеевропейскую войну, в которой Россия в тот момент была совсем не заинтересована. Поэтому Петербург удерживал Софию и Белград от преждевременного выступления против Константинополя. В то же время Россия пыталась оказать давление на Турцию с тем, чтобы остановить резню мирных жителей в Македонии. Стараясь выработать согласованную позицию великих держав, Сазонов посетил Париж, Лондон и, наконец, Берлин. Здесь русский министр иностранных дел 25 сентября (8 октября) 1912 г. заявил: «отныне мир на Балканах обеспечен». Буквально через несколько часов черногорские войска перешли турецкую границу. Вскоре в войну включились Сербия, Болгария и Греция.

В течение нескольких недель турецкие армии были разгромлены. Болгарские войска подступили к Константинополю, сербские рвались к Адриатическому морю.

348

Карта Балканского полуострова

349

Австрия, встревоженная успехами сербов, объявила мобилизацию и пригрозила вступить в войну. Наиболее воинственные круги России требовали выдвинуть войска к западной границе. Однако ввиду неготовности к войне Петербургу пришлось пойти на соглашение с Веной. Под нажимом России на Балканах было заключено перемирие, причем Сербия лишилась приобретений в районе Адриатики.

В мае 1913 г. в Лондоне был подписан мирный договор. Турция потеряла Крит, а на Балканах сохранила лишь узкую полоску земли вдоль Мраморного моря и проливов. Появилось независимое мусульманское балканское государство — Албания.

После победы балканских государств над Турцией обострились противоречия между самими победителями. Сербия, Греция и Болгария никак не могли договориться о разделе отвоеванных у турок территорий, Румыния добивалась передачи ей южной Добруджи, принадлежавшей Болгарии.

Черногория претендовала на крепость Скутари, которая отошла к Албании. Российские правые организовали в Петербурге шумные демонстрации под лозунгом «Скутари — черногорцам!» Зная об этих настроениях, черногорский король Николай отказывался снять осаду крепости, несмотря на требования российского Министерства иностранных дел. К границам Черногории двинулись австрийские войска. Россия вынуждена была заявить, что не допустит разгрома Черногории. Вена и

350