
- •В.В. Туев
- •Введение
- •1.1.Понятие и типы клуба
- •1.1.1. Понятие «клуб»
- •1.1 2.Типология клубов
- •1.2.Неинституированные формы клубного общения
- •1.3. Первые организации клубного типа
- •1.3.1. Древнегреческие гетерии
- •1.3.2. Древнеримские коллегии
- •1.4. Инициативные истоки английского клуба.
- •Глава 2.
- •1. Кружок. 2. Любительское объединение. 3. Инициативный клуб.
- •2.2. Технология организационного оформления клуба
- •2.2.1. Инициативная группа
- •2.2.2. Название клуба
- •2.2.3. Членство в клубе
- •2.2.4. Лидерство
- •2.3. Открытие клуба
- •2.3.1.Вход
- •2.3.2. Собрание
- •2.3.3. Прием в члены клуба
- •2.4. Игра и символика в клубе
- •3.1. Принципы организации клуба
- •3.1.5 Принцип идентификации.
- •3.2. Стадии развития клуба
- •3.3. Функции инициативных клубов
- •3.4. Клубные истоки инициативы
- •Заключение
3.4. Клубные истоки инициативы
Наверное, ни одно изречение не имеет столько продолжений и столько толкований, как театрально-гардеробная метафора К.С. Станиславского: «Театр начинается с вешалки». Одни любят ее как все банальное. Другие как повод для сентенций о культуре. Третьих привлекает в ней библейский поиск начала. И действительно, с чего начинается театр? Но если не уточнять это «с чего», то поиск может быть бесконечным. Одни и по сей день исследуют генезис театра, историю его развития как вида искусства в контексте мировой культуры, других интересует онтогенез театра, художественно-эстетическая природа этого культурологического феномена. Предметом интереса третьих является социально-коммуникативные истоки театра, технологический механизм образования театрального организма, динамика самого процесса возникновения и развития театральной группы. Именно в этом, третьем смысле мы, перефразируя К.С. Станиславского, даем свою версию социально-коммуникативного начала театра. Да, клуб (от англ. - собрание, объединение), как духовная общность жаждущих творческого самовыражения единомышленников средствами коллективного лицедейства, является, на наш взгляд, началом театра Именно, клуб как первичная социальная группа (по классификации, например, английского социолога Нейла Смелзера) удовлетворяет имманентно присущую людям потребность в общении, причем в общении не как самоцели, а как главном и эффективном средстве достижения поставленной ими цели. Сначала клуб любителей театра, потом театр. Сначала общество желающих играть, потом игра. Сначала кружок, круг общения на основе предметной деятельности, потом сама эта деятельность и общение в ней, через нее, в том же круге. Театр без клуба-объединения так же немыслим, как клуб-учреждение невозможно себе представить без театра, театрального коллектива. Вторую часть этого тезиса я тоже попытаюсь доказать. Но еще о первой. О клубных формах общения в театре говорили и писали многие прозорливые деятели театра. Николай Акимов, известный режиссер, художник, театровед 50-60 годов: «В театр надо ходить не только, чтобы смотреть на сцену, но и для того, чтобы общаться в антрактах друг с другом. Театр - это место для встреч, для общения». Марк Захаров, современный лидер театрального искусства: «Выход из кризисного положения театра я вижу в создании культурных центров, при которых могут существовать и театры, не огромные на 2 тысячи мест, а на 500-400, но там обязательны библиотеки, кафе, и конечно клубы, но не «в культпросветском» его понимании, а клуб для общения, которого так не хватает людям».
Ю.А. Смирнов-Несвицкий создал вместе со своими молодыми соратниками-энтузиастами молодежный театр-клуб «Суббота» в Ленинграде 70-х годов, в котором зрители общались не только со спектаклем и его героями, но и до, и во время, и после спектакля с артистами и режиссерами, друг с другом. И все же в моих примерах есть кому заметная, а кому и нет подмена первоначального тезиса «театр - клуб актера» другим «театр - клуб общения актеров и зрителей». Н. Акимов мечтал о синтезе того и другого. В статье «О театре в настоящем и будущем» он словно рисовал контуры будущего театра-клуба, в котором собираются люди для общения, объединенные общими нравственными и художественными позициями. Но эта мечта объединяет в Театре-Клубе зрителей и актеров. Что же касается театра как храма искусства, как творческого художественно-зрелищного учреждения, то вовсе не пытаясь отождествить его с «культпросветскими» клубом, тоже учреждением, но выполняющим (196) несколько иные, специфические, но тоже существенные социальные функции, смею утверждать, что и театр начинается с клуба, с добровольного, инициативного объединения людей.
Думаю, что это утверждение бесспорно в отношении театров малой формы, которые и создавались, и продолжают функционировать в режиме клубного общения. Именно, так, «клубно» живут студенческие театры «Ложа» Кузбасского государственного технического университета и «Встреча» Кемеровского государственного университета, молодежный театр «Щучики» г. Мариинск. Побывайте в Кемеровской «Ложе», инициативном детище Евгения Гришковца, и приобщитесь к атмосфере его клуба, играющего в Театр, размышляющего, экспериментирующего, советующегося со зрителями, делящегося с ним своими задумками и секретами, но неизменно бытующего как достаточно автономное, локальное, в чем-то закрытое для других объединение творцов-единомышленников. А театр «Щучики» Петра Зубарева. Казалось бы открытый для всех милый и веселый балаган, перманентный слет дураков мариинского масштаба, с удовольствием принимающий участие и органично растворяющийся в областных слетах собратьев по дурашливому отношению к сильно посерьезневшей жизни. И в то же время вещь в себе творческий айсберг, стабильный (пусть не по составу, а по принципам и способам самоорганизации) элитарный клуб, стремящийся стать театром Таков же и детский народный театр «Бемби» Людмилы Лапшиной, уже 35 лет словно магнит влекущий к себе жаждущих игры и общения детей и подростков. Там, за железной дверью, то ли еще существующего Кемеровского городского Центра творчества детей и подростков, то ли уже вытеснившего его художественного лицея, несмотря на свои все возрастающие проблемы творит замечательный любительский театр, живет настоящий молодежный клуб со всеми (197) многочисленными клубными традициями: посвящениями и юбилеями, маевками и сентябревками, вечерами несыгранных ролей и творческими конкурсами «Молоток-шоу», «Мисс Кис-кис» и «Мистер Гав-гав».
Но и театры - учреждения, большие, профессиональные и творческие коллективы тоже, как правило, начинаются с клуба. Как известно, Московский художественный общедоступный театр, открытый в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, создавался на базе Московского Общества искусства и литературы, образованного в 1888 году. Оно в свою очередь, возникло после того, как, встретившийся в это время в Москве К.С. Станиславский, известный в те годы режиссер и драматург А.Ф. Федотов, художник-любитель Ф.Л. Соллогуб, оперный музыкант Ф.П. Комиссаржевский «заговорили о создании большого общества, которое соединило бы. с одной стороны, всех любителей в драматический кружок, а всех артистов и деятелей других театров и искусств - в АРТИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ БЕЗ КАРТ». (Выделено мною - В.Т.)33 Десять лет понадобилось просуществовать этому обществу-клубу, чтобы в его питательной среде созрел профессиональный театр. А потом уже много лет спустя совсем другие актеры театра Н.Ф. Балиев и Н.Л. Тарасов «основали в подвале дома Перцова у Храма Спасителя нечто вроде клуба артистов Художественного театра. Там в интимной компании веселились и шутили артисты нашего и других театров»34 Но два этих клуба одного и того же театра - функционально совсем разные клубы. Второй, балиевский - типичный гедонистический клуб, место отдыха и развлечения артистов, их досугового общения. Первый, созданный К.С. Станиславским и его творческими друзьями, - (198) коммуникативное основание театра, его духовное начало, клуб-предтеча. Мне нравится в приведенной выше цитате из К.С. Станиславского об организации этого клуба, то как точно он выделил художественно-коммуникативную сущность этого клубного образования среди подобных ему клубных структур. Во-первых он отличает драматический кружок любителей театра от клуба профессиональных артистов, а, во-вторых, и мне это особенно импонирует, он и по-клубоведчески профессионально называет созданное им сообщество «артистическим клубом без карт». В истории клуба были такие клубы, где доминировали досуговые, развлекательные цели общения собравшихся в них писателей, артистов, художников. Это, например, знаменитые английские клубы «Атенеум», «Гаррик», созданные в 19 века и популярные среди творческой интеллигенции Лондона тем, что в них можно было и побеседовать о политических и театральных проблемах, и хорошо поесть, и в карты поиграть. Да, и Санкт-Петербургское английское собрание, и Московский английский клуб, созданные по образу и подобию английских клубов, были по выражению Л.Н. Толстого «храмами праздности», девизом которых было «согласие и веселие». Артистический же клуб «без карт» К.С. Станиславского и его соратников был целиком творческим объединением, где доминантой общения была идея создания театра. На десятилетних дрожжах такого общения и взошел МХТ.
Возможно, тезис о клубной основе театра никого не удивит. Возможно, он покажется искусственным или столь очевидным, или столь мелким, что они перефразируя мольеровского Журдена могут иронически воскликнуть: «Честное слово, а мы и не подозревали, что столько лет говорим прозаическое: театр начинается с клуба».
Пусть этот тезис не будет открытием. Но, исследуя историю клубов Сибири, мы пришли и к другому выводу, прямо (199) противоположному и не столь очевидному: «Клуб начинается с театра». В этой формуле меняется не только место, но и статус взаимодействующих субъектов. Если первая формула устанавливала, что театр - учреждение искусства начинается с клуба-объединения его энтузиастов. то вторая фиксирует модель совсем другой пирамиды: клуб-учреждение, как правило, начинается с театрального объединения, с драматического кружка, с коллектива энтузиастов, желающих играть на сцене.. клуба. Клуб начинается с театра - это показывает история возникновения почти всех клубных учреждений Сибири. Театральные кружки давали начало многим клубам - это подтверждает история возникновения и развития многих любительских театров Красноярского края. Кемеровской, Томской областей. Так было в Красноярске и Енисейске, в Щегловске и Гурьевске, на Анжерке и в Судженске, в Кузнецке и Тайге, прииске Неожиданном и Мариинске. Я знал, что первые самодеятельные художественные коллективы, которые создавались в первых рабочих и молодежных клубах, были в основном трех жанров - театральные, хоровые и музыкальные (сейчас их называют оркестровыми, при этом в свою очередь дифференцируя их по видам инструментов) Но что все же самым первым из всех кружков, которые создавались в клубах, были драматические, что тяга молодежи к сценической игре преобладала и по объему увлеченной массы, и по интенсивности этого увлечения, я понял, занимаясь исследованием истории клубов.
Итак, круг замкнулся. Театр начинается с клуба, А клуб начинается с театра С чего же что начинается? Думается, что ответ на этот трудный вопрос лежит совсем в другой плоскости Видимо, все начинается с потребности людей в общении, с конкретного интереса в совместном проведении досуга или в совместной предметной деятельности, с энтузиастов, ищущих подходящие организационные формы объединения себе подобных. Тогда и появляется клуб.
И вот инициативный клуб создан, открыт. Устав его принят. Органы самоуправления выбраны. Надо начинать работу. Налаживать связи. Искать новых фанатов. Изучать конъюнктуру и потребности. Оборудовать и оформлять помещение. Находить средства, спонсоров, лидеров. Намечать планы. Все еще впереди. Но как новому клубу хоть чуточку заглянуть вперед, как хоть немного спланировать свое будущее? Каковы технологии организации этой новой для клуба деятельности? Есть и такой опыт в работе зарубежных и отечественных клубов. Есть и такие технологии. Но об этом в других книгах, учебных пособиях, методических изданиях...