Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сукало / Туев В. В.doc
Скачиваний:
276
Добавлен:
23.05.2015
Размер:
828.93 Кб
Скачать

2.3.3. Прием в члены клуба

Кульминацией организационного (учредительного) собрания должно стать решение собравшихся о создании клуба, его названии, прием программных документов и ... членов клуба. Процедура или ритуал приема в члены клуба может стать высшей кульминационной точкой собрания. Можно придумать и организовать целый обряд посвящения в члены клуба.

Приемы ритуализации этого важнейшего момента клубной жизни различны. Главное, композиционно выделить этот момент. К примеру, после приветственных слов учредителей клуба, доклада (программной речи) и его обсуждения, собравшиеся должны принять решение об организации клуба. Голосование в буквальном смысле слова (голосом: «да» - «нет»), поднятием рук, красных и черных карточек, опусканием в урну бюллетеней, шаров или даже с помощью компьютера с высвечиванием результатов на дисплее - это сам по себе драматический, торжественный момент. Но его можно еще более драматизировать, если объявить перед голосованием минуту раздумья (молчанья), если попросить для процедуры голосования всех встать, если сделать открытое голосование поименным, громким и сопровождать решение каждого каким-то музыкальным, шумовым, световым или компьютерным эффектом.

Также можно голосовать и за программные документы клуба, и за структуру клубного самоуправления, и за лидеров, предлагаемых в органы этой структуры, и за предложенную инициативную группой символику Только важно превратить этот эпизод не в заурядные процедуры голосования, а в священные ритуалы, которые эмоционально и организационно сплачивают членов клуба.

Одним из таких ритуалов или даже целым обрядом состоящим из нескольких ритуальных действий, может стать посвящение в члены клуба. Фантазия инициаторов клуба сама подскажет им. как лучше. художественнее обрядить эту процедуру. Это выход «клубиста» в центр клубного круга, и произнесение им символической клятвы, и причащение к священным клубным напиткам и торту, и коллективное чтение строк из манифеста клуба, и принесение присяги на верность клубу, и торжественный проход в клубные врата, и вручение клубных нашивок, знаков, значков, памяток, сувениров, и т.д. Символическое обряжение может сопутствовать и церемонии избрания формальных лидеров клуба: мантии и тоги. короны и ленты, рыцарские доспехи и костюмы магистров могут быть вручены им. Наконец, новый клуб и его первых клубистов могут приветствовать лидеры и представители других клубов, руководители разных организаций и учреждений, «знатные» люди, артисты, спортсмены, журналисты, бизнесмены..

2.4. Игра и символика в клубе

Символика, атрибутика, игра, романтическое оформление своей деятельности всегда были присущи клубу. «Клуб идет игре, как голове шляпа», писал в своей книге «Человек играющий» знаменитый голландский культуролог Йохан Хейзинга. В принципе клуб и есть игра, игра взрослых в свое мимолетное детство, в свободу от уз производства и быта (И Хейзинга называл первым признаком игры - свободную деятельность играющих), в парламент и дружбу, в самодеятельность и самообман, в самовыражение и в... самодовольство, в любовь к ближним («Они здесь, в клубе - для меня») и к самому себе («Я здесь, в клубе - для них). Эйфория клубной романтики является огромной самоценностью для клубистов и перманентным стимулом для их деятельности и общения. Поэтому атрибуты клубной игры, клубной романтики должны присутствовать в любом клубе, даже самом серьезном. А.А. Петров в книге «Народные клубы» выделил 3 основных традиционных формы клубного бытия: беседа. еда и игра. Английские клубмены, как мы уже отмечали выше, добавляли к ним и четвертую - питье. Но игра была нужна и этим серьезным джентльменам. Поэтому устроителям клубов, много тратящим времени и энергии на организацию клубного общения «с чаем» и без него, на то чтобы в их клубе непременно была и духовная и материальная пища, необходимо помнить о девизе одного из английских клубов: «Лучше исключить из клуба 10 приятных человек, чем принять одного ужасно скучного человека». Игра, символика, романтика и их неприхотливые атрибуты исключают самое скуку, создают атмосферу доброго и веселого домашнего вечера, где и беседе, и еде, и шутке всегда найдется место.

О некоторых символах и атрибутах, оживляющих клубную деятельность, мы уже рассказали в предшествующих разделах, особенно в разделе «Открытие клуба (Вход. Собрание. Посвящение в члены клуба)"» Этих символов и атрибутов может быть множество, и поверьте, они не будут строительным мусором в роскошном здании делового клуба. Вполне пригодятся оригинальная эмблема клуба, его девиз, гимн; забавный по структуре, терминологии, стилю, пусть хоть и очень деловой, Устав, гордый, как буревестник, Манифест, многообещающая и всеобъемлющая (как все, что продиктовано суперблагородными целями) Программа, всякие печатные миниатюры: (145) изящные визитки пригласительные билетики, рекламные листовки, широковещательные афиши, долговременные абонементы и буклеты, конечно фирменные, в твердой или мягкой обложке, с именной фотографией (или без нее) членские билеты. И само помещение клуба, и интерьер клубных гостиных и кафе, и сервировка столов в обыкновенной столовой, где будут собираться на вечер члены клуба - все может быть оформлено в стиле и атрибутах клубного имиджа.

В Кемеровском «ИКС-клубе» кажется обыграно было все, от названия до оригинального приглашения на клубный вечер. Название клуба родилось, как у Ильфа и Петрова, из неоднократного составления его инициаторами длинных списков (каждый - свой тайный список) возможных названий и столь же кратного вычеркивания одинаковых, а значит, банальных из них. Из многих вариантов названия мы. оставшись вдвоем с Зиновием Гольдфельдом, как доверенные лица инициативной группы будущего молодежного клуба. выбрали один - «икс» Так родился наш «икс-клуб». Открывали мы свой клуб 1-го апреля, как вызов скептикам, не верившим в день его рождения. И эмблемой нашего клуба были 2 скрещенных в рукопожатии, т.е. в виде «X» руки, и окна в кафе «Улыбка» в день вечеров клуба были заклеены бумажными лентами крест-накрест, опять же в виде «X», и сервировка ножей и вилок на столе тоже была необычной для всех, но уже привычной для нас крест-накрест, X. В пригласительных билетах клуба, например, на третий вечер мы просто писали: «Сегодня ХЗ = студенческая эстрада», и все было ясно.

Обыгрывали мы свои «X» и в клубной лексике. Ведь «ИКС-крометная» фантазия членов клуба уже не давала нам покоя: Международный язык клуба конечно ИКСперанто, наш фирменный книжный знак - только «ИКСлибрис», название фотоклуба, разумеется «фИКСаж», а наш эстрадный оркестр, если таковой будет, мы назовем только «ДИКСилендом».

Символичным было и посвящение в члены клуба. В центре живого круга будущих клубистов девушки-официантки внесли гигантский торт, на котором красовалась сделанная разноцветными кремами эмблема клуба, а под ней огромный корень энной степени Х и под корнем надпись «Зри в корень!» Затем был внесен клубный «ЭлИКСир», налитый в большой Х-образный рог. Вкушая корень ИКС-клуба и запивая его «ЭлИКСиром», члены клуба приобщались к нему. Но затем лидеры клуба пытались доказать своим соклубникам, что х-клуб - это корень со многими неизвестными, постигать и вычислять которые предстоит нам всем вместе. Эти доказательства были заложены в манифесте ИКС - клуба, где было много слов, много игры, но каждый, послушав лукаво-торжественный манифест понимал, что ведь и клуб - игра.

Вот строки из «Манифеста», подтверждающие это: «ИКС-клуб -это инициативный комсомольский самодеятельный клуб (Манифест наш писался молодыми романтиками 1967 года, отсюда и его название В.Т.), где Х - величина многогранная, многозначная, многосторонняя, многолюдная, многоязыкая, многолетняя, многострадальная, многообещающая.

Х неизвестен только тем, кто не посвящен в члены клуба, познать «X» и его значения можно только сотрудничая в клубе.

Цель «ИКС-клуба» - решать уравнения с любым количеством и любыми значениями «X» где «X» - это неопределенность во взглядах, интересах, наклонностях, познаниях людей, их разобщенность, неорганизованность, неосведомленность.

Каждый вступающий в клуб раскрывает эту неопределенность и наполняет ее своим конкретным содержанием.(147)

X - это любой из нас Вступив в клуб, он перестает быть неизвестным сам и все другие тоже перестают быть неизвестными для него.

Чем больше неизвестных в клубе, тем больше известность Клуба! Чем выше неопределенность каждого в отдельности, тем определенно выше Клуб в целом.

В то же время коллектив, объединенный в «ИКС-клуб» - это не просто математическая интеграция индивидуумов: ведь общность людей - это всегда нечто большее чем простая арифметическая сумма»

Но провозгласив эти многозначительные метафоры и каламбуры, мы не ограничились в своем «Манифесте» только ими. Не удержавшись от игрового соблазна, мы зашифровали в сплошные акро-девизы основные концептуальные корни нашего клубного икса.

и скать

XI девиз Клуба К оординировать с плачивать

и нтернационализм

Х2 - принципы Клуба К оллективизм С олидарность

И нформация

ХЗ - задачи Клуба к онтакты С амоуправление

И нтеллигенция

Х 4 - хозяева Клуба к омсомол С туденчество

И дейно И нтересно И нтригующе к онкретно К ультурно К олоритно С имволично С амобытно С енсационно

Три кита, на которых держится «ИКС-клуб»

И нициатива К адры С мета

Символика, игра...Без них, наверное, немыслим ни один подлинный живой клубный организм. Организаторы ТОМа - творческого объединения молодежи в г. Новокузнецке (один из них ныне широко известный в Кузбассе журналист, сценарист и режиссер Илья Ляхов) придумали на открытии своего клуба оригинальный зачин. На сцену переполненного молодежью Новокузнецкого театра драмы вышли 3 президента клуба, собравшиеся было с публикой советоваться о названии клуба... Вдруг они спешно были вынуждены выкатить из-за кулис детскую коляску, из которой раздавался истошный плач ребенка. Папы заботливо наклонились над коляской и стали вытаскивать из нее ленту-пеленку, на которой большими буквами было написано ТОМ. А затем был извлечен и сам младенец, даже заговоривший, увидев столько присутствовавших при его родах людей. Символично было, что новорожденный Клуб был назван популярным американским именем, что давало возможность организаторам клуба определенным образом вестернизировать содержание и формы его деятельности.

А в Новосибирском кафе-клубе «Под интегралом» великолепно обыгрывались и в Уставе клуба, и в его дизайне, и формах его деятельности математические знаки, символы, термины - профессиональный язык ученых Академгородка.

Удачным было на наш взгляд, графическое изображение названия клуба молодых новосибирских ученых. Его своеобразный фирменный знак выглядел так

Кафе

— «Под интегралом»,

клуб

где, кроме интеграла - математического символа объединения - великолепной, на наш взгляд, символической находкой клубистов стала дробь, в числителе которой было «кафе», а в знаменателе «клуб». В одном из программных документов клуба академгородцы провозглашали, что эффективность работы их клуба прямо пропорциональна числителю (вход в кафе и услуги в нем во время массовых мероприятий клуба для «неклубистов» были платными, и поэтому финансовые доходы клуба впрямую зависели от количества посетителей) и обратно пропорциональна знаменателю (клуб состоял из многочисленных объединений, и клубисты справедливо считали, что чем меньше людей будет на таких встречах по интересам, тем выше будет их интеллектуальный потенциал). Интересно, что и здание бывшей двухэтажной столовой клубисты переоборудовали так, что на первом его этаже, в знаменателе, проходили, так называвшиеся ими «кабачковые субботы» или «воскресенья» (как видите, обыгрывалось здесь и двойное значение слова «кабачок»). Друг другу, да и в объявлениях своих клубисты просто сообщали: «это проходит в «числителе», а это - в «знаменателе»).

Органы клубного самоуправления, субъекты и объекты деятельности в этом клубе также назывались в физико-математических терминах: масса, плазма, протоплазма, ядро, реакция, взрыв, уровни, связи, координаты и т.д. Кстати, хотелось бы, во-первых, пожелать начинающим клубменам не стесняться использовать в клубной лексике такие вот, как у новосибирцев, проекции профессиональной терминологии. А во-вторых, учесть игровую потребность клубистов в широком использовании архаической, традиционной или современной политической, парламентской, юридической лексики. Особенно это характерно при определении органов самоуправления и их названия Нет ничего крамольного в том. что они называются и Совет министров и Кабинет, и Дума, и Коллегии, и Федеральное собрание, и Правление, и Совет директоров, а их лидер - Президент, Спикер, Премьер, Генеральный директор, Жрец Нет ничего удивительного в том, что таких Коллегий, Комиссий, Штабов, Советов, Фирм, Отделов (151) в одном клубе может быть очень много, и что даже все члены клуба могут носить какие-то титулы и иметь солидные управленческие портфели.

В наше время никто не хочет быть маленьким человеком, рядовым. Каждая личность имеет право быть замечательной и замеченной, востребованной и требующей, тем более в элитарном клубе. Да и в любом другом тоже

Подчеркивая важную роль игры, символико-романтической атрибутики в организации деятельности и дизайна клуба, в создании комфортного психологического микроклимата в нем, мы вслед за немецким социологом Г. Зиммелем и российским социокультуроло-гом Ю.А. Левадой подчеркнем, что «Клуб - это такая игра в обществе, которая также является «игрой в общество» (!- В.Т.).

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ КЛУБА

Соседние файлы в папке Сукало