§ 3. Ренессансные художественные центры
В позднее средневековье итальянские города, — средоточия культуры, развиваются крайне неравномерно. Наиболее процветающими в то время были северные ломбардские и тосканские центры — Генуя, Венеция, Милан, Флоренция, Равенна, Падуя, Перуджа. В центре художественного обновления культуры оказывается Флоренция. Центральная область Италии, так называемое Папское государство, не имело ни развитой промышленности, ни торговли, и жила за счет многочисленных паломников, стекающихся в центр католического мира, в Рим. В области ренессансной культуры и искусства Рим проявляет себя чрезвычайно поздно, только в самом конце XV века. На юге Италии и в Сицилии правили с 1268 г. представители французской династии Капетингов, потому при дворе короля Обеих Сицилий господствовал дух французской манеры, как тогда называли готику.
Не случайно новая культура начинает складываться в тех центрах, в которых наблюдается активная промышленная и торговая жизнь.
Уже к началу XIV века Флоренция становится ядром обновляющейся культуры. Город растет, и к античному центру и древним постройкам (капитолию, форуму, развалинам арок, акведуков и храма Марса), окруженных средневековым городом-крепостью, с главным кафедральным собором, кампаниллой-колокольней и монастырями, присоединяется совершенно новый по структуре и по архитектурным формам ренессансный организм. Римским развалинам, римскому запустению, римскому поражению и даже римскому провинциализму Флоренция противопоставляет живую развивающуюся, пульсирующую, наполненную жизнью и новым содержанием энергию культурного созидания. Филиппо Брунеллеско достраивает Флорентийский собор, и тем самым как будто бы ставит точку на средневековой архитектуре. И он же, Филиппо Брунеллеско, строит совершенно новое и по духу и по своему назначению, и особенно по архитектурной традиции здание — Оспитале Инноченти, Воспитательный дом для приюта детей, в котором впервые после многовекового забвения основным конструктивным и смыслообразующим ядром выступает ордер.
Рим долго оставался на периферии тех культурных событий, которые определяли дух новой культуры. Тем не менее, Рим всегда оставался символом канувшего на исходе античности римского владычества над миром, торжества ромейского господства, власти Рима, держащего в повиновении или усмиряющего весь варварский мир. В этом смысле интересно отношение к Риму, мировой античной столице, пережившей после своего триумфального величия столетия разрушения и упадка, самого унизительного состояния запустения и ничтожества. Рим по-настоящему возрождается только в последнее столетие ренессансной эпохи — в XVI веке, возрождается именно как культурная столица. Таким образом, политическая идея возрождения римского государства, трансформировалась в культурную идею Рима как центра искусства, в котором новые художественные творения не уступают великим образцам античности.
Общеобразовательные поездки в Рим, которые совершают художники, становится самым обычным делом. Язычество и христианство, античность и средневековье, религия и искусства — все в Риме переплавляется в новые культурные синтезы. Рим превращается в гигантскую творческую мастерскую, где на фоне античных впечатляющих архитектурных кулис разворачивается новое культурное действие. Рим едут покорять Браманте, Микельанджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и множество других итальянских художников. Из центра религиозного он в начале 16 столетия превращается в центр искусства.
