Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
45
Добавлен:
23.05.2015
Размер:
154.62 Кб
Скачать

Глава XI

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

§ 1. Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи.

Термин “Возрождение” появился в историографии ХIХ столетия в трудах историков культуры Я.Букхарда, К.Бурдаха, Ж.Мишле. Именно благодаря последнему, это типично итальянское явление в культуре мы теперь называем французским словом “Ренессанс”. Тем не менее, современники Возрождения — итальянские гуманисты — еще в XV веке употребляли выражения, близкие по смыслу понятию “возрождение”. Они говорили о “воскрешении духа античности”, об “обновлении”, о “возвращении блеска древности”, “возрождении древнего мира”. Но только в трудах историков культуры под “Возрождением”стали понимать особую эпоху в развитии новоевропейской цивилизации. И хотя время от времени в научной литературе поднимается дискуссия относительно того или иного специфического качества культуры эпохи Возрождения или того или иного направления в развитии ренессансного искусства, характеристические признаки этой эпохи вполне определены и обуславливаются своеобразием культуры переходного периода между средневековьем и Новым временем. Именно переходный характер предопределяет суть культурных процессов, происходивших в Европе в период с XIII по XVI столетие и преимущественно в Италии.

Действительно, Италии в этом культурном процессе отведено особое место. После разделения Римской империи на Восточную и Западную в конце IV в. последняя пережила ряд исторических катастроф, среди которых главным историческим фактором было нашествие варварских германских племен на владения, принадлежащие ранее Риму. Постепенно эти племена оседали на территории Западной Европы и образовывали свои королевства. В VIII столетии варвары уже основывают свою первую империю Каролингов, в которую входит и Италия. Эта драматическая историческая коллизия проявится в последствии на истории Италии, поскольку идея римского владычества и возрождение единого римского государства во многом определяла духовное и историческое своеобразие ренессансной культуры.

Основой расцвета культуры Возрождения явился экономический подъем, переживаемый городами Италии в середине XIV столетия. Фундаментом этого подъема была торговля и банковские операции, которые итальянские банкиры проводили по всей Европе. На месте старинных античных поселений в эпоху позднего средневековья расцветают Флоренция, Милан (античный Медиоланум), приморские Венеция и Генуя. Торговые связи и соперничество с Византией, которая после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году так и не смогла оправиться и в результате политических и экономических интриг переживала далеко не лучшие свои времена,- также определяли господствующее положение итальянской торговли в XIV и ХV столетиях. Торговля, промышленное производство и банковская деятельность выдвигают новый класс нарождающейся буржуазии, в котором собственная предприимчивость, знания, удачливость и дерзость, а не знатность предков, были условиями возвышения. В этих исторических обстоятельствах формируется совершенно новая система ценностей и мировоззрения. Человек занимает центральное место в философии, он объявляется, по примеру греческого философа Протагора, мерой всех вещей, творцом самого себя и источником всякой земной деятельности.

В развитии итальянского искусства эпоха Возрождения занимает три века. Принято характеризовать культуру и искусства эпохи Возрождения по столетиям, называя их по-итальянски: треченто (четырнадцатое столетие), кватроченто (пятнадцатое столетие), чинквеченто (шестнадцатый век). Есть другая периодизация эпохи Возрождения, в ней выделяют эпоху Проторенессанса, или Предвозрождения (последние десятилетия тринадцатого века и первых три десятилетия четырнадцатого), затем следует время Раннего Возрождения (вторая половина четырнадцатого века), Высокое Возрождение (искусство пятнадцатого века), время “титанов Возрождения” (последние десятилетия пятнадцатого века и первые десятилетия шестнадцатого) и Позднее Возрождение (вторая половина шестнадцатого века).

Хронологически нижняя граница Возрождения проходит по средневековью, и ренессансная культура оказывается так или иначе затронутой средневековыми художественными формами, преодоление художественного канона, не происходит мгновенно, и даже после ренессансных экспериментов духовно-содержательные и формальные элементы средневекового мировоззрения дают о себе знать.

С другой стороны, конец Возрождения также невозможно однозначно выявить постольку, поскольку в его же собственных рамках формируются две последующих стилистических системы  — маньеризм (от фр. “манера”— узнаваемость почерка художника, подчас становящаяся для него самоцелью и приводящая к утрированной и гипертрофированной манерности письма) и барокко, черты которого можно усмотреть в творчестве Микельанджело, Палладио, Виньолы, т.е. тех художников, которые прославились прежде всего как выразители именно ренессансной художественной концепции.

Таким образом, можно согласиться, что границы в этой периодизации условны и зачастую связаны с годами жизни того или иного художника, в творчестве которого проявились новые качества культуры.

Не следует воспринимать всю эпоху Возрождения только как поступательное прогрессирующее движение в культуре. Так после блестящего расцвета проторенессансной культуры с 40‑х гг. 14 века наступает так называемая “готическая реакция”, идущая из итальянского города Сиены, в котором было сильно влияние земельной аристократии и существовали давние связи с готической

Францией, и это культурное влияние, точнее, культурная мода на готику, распространяется и на остальные итальянские центры искусства, что в результате приводит к тому, что Флоренция почти на столетие после смерти Джотто погружается в оцепенение, не живописи, литературе можно наблюдать свои собственные ритмы и закономерности, которые по-разному проявляют себя в разных художественных центрах ренессансной Италии. Картина, складывающаяся в Италии на протяжении трех столетий, которую мы называем “эпохой Возрождения”, представляется, таким образом, чрезвычайно многосложной и многообразной.принимая готической традиции, культурная инициатива в это время переходит к Сиене, Падуе, Венеции и Милану, и становится понятна парадоксальная ситуации, когда в XIV и в начале XV века Италия с опозданием присоединяется к готике, а ренессансное движение идет по линии усвоения и трансформации готической художественной традиции.

Кроме того, подъем в каком-либо одном виде искусства не совпадает по времени с расцветом в других областях культуры. Потому в архитектуре, история строительства Флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре служит прекрасной иллюстрацией противоречий в развитии ренессансной художественной традиции. Его начали возводить еще в средневековье. Это типичное базиликальное средневековое сооружение, но его первым строителем был Арнольфо ди Кампио, который прославился как один из первых ренессансных скульпторов. Знаменитый, один из самых больших в мире, купол Флорентийского собора возводится Ф.Брунеллеско, чья постройка Воспитательного дома во Флоренции считается первым по-настоящему ренессансным сооружением. А колокольня-кампанилла собора строится Джотто, первым ренессансным художником, произведшим еще в Проторенессансную эпоху переворот в изобразительном искусстве. Кроме того, полагают, что баптистерий собора стоит на том самом месте, где когда-то во Флоренции был построен античный храм Марса. Таким образом соборный комплекс средневековых по типу сооружений возводят мастера, являющиеся новаторам во всех видах искусства — в скульптуре, архитектуре, живописи. Как во Флорентийском соборе проявляется одновременно несколько художественных традиций, —античная, средневековая, и уже собственно ренессансная, так и в искусствах в эпоху Возрождения переплетаются множество признаков различных культурных эпох. Это не был простой отказ от одной традиции и обращение к другой, скажем, к античной. Долгое время эти традиции сосуществовали, причем, античная культура понималась ренессансными мастерами также чрезвычайно своеобразно.

Италия была счастливой страной, которая могла гордиться своими античными памятниками. В 1 в. до н.э. здесь складывается так называемое греко-римское искусство. Именно в эпоху создания Римской империи, которая во многом явилась наследницей империи Александра Македонского, начинает определяться римская классическая культура. Ремесленники и мастера из Греции создают во множестве копии великих произведений греческой классической эпохи и эпохи эллинизма. В Риме развивается собственное понимание классической ордерной системы, и на протяжении двух следующих столетий (1— вв. н.э.) на громадной территории, принадлежащей Риму, появляются величественные памятники эпохи расцвета грандиозного государства. Политическое и экономическое величие Рима становится материализованным в огромном количестве архитектурных сооружений, украшенных скульптурой, мозаиками, произведениями прикладного искусства. После раскола Римской империи на Восточную, Византийскую и Западную части, и затем после крушения Западной Римской империи, Италия, вошедшая в состав последней, переживает тяжелые времена: нападение варварских германских племен, разрушение столицы Рима, сокращение территории, а затем распад государства на множество самостоятельных государств. На севере Италии в Ломбардии, на территории расселения германских племен лангобардов расцветает местное строительное ремесло. Именно здешние артели затем расходятся по всей Европе, и первый общеевропейский стиль, который только в 19 столетии получит свое название “романской архитектуры”, формируется также на территории Италии.

Таким образом, с одной стороны античность отделяет от ренессансной Италии несколько столетий, наполненных совершенно новым художественным, идеологическим, социальным, религиозным содержанием. С другой стороны, можно сказать, что античность никогда не умирала в Италии, и греко-римская классика так или иначе питала культуру, служила глубочайшим ее истоком.

К систематическому изучению античности обращаются именно в эпоху Возрождения, начинается описание Рима, его памятников и развалин, “засыпанных обломками и сором”. Рим, эта античная цитадель, с начала 30‑х гг. XV в. привлекает толпы паломников со всей Европы. Дух Рима, проявляющийся всего значительнее в архитектуре, невозможно свести к нескольким архитектурным мотивам. Лучшие архитекторы пытаются воссоздать его в новых формах в своих собственных постройках. Причем наряду с прямым цитированием, т.е. воспроизведением фрагментов античных памятников архитектуры, начинается переосмысление римского классического наследия. Это проявляется прежде всего в особом отношении к пространству и в особой мере и масштабах пространства, включенного в художественное произведение. Вообще величественность форм классического искусства и особое понимание пространственности проявляется не только в архитектуре, например, в творениях Брунеллеско или Альберти, но и в иных видах искусства, — в рельефах Донателло, во фресках Джотто и Мазаччо —все эти произведения теперь преисполнены античной мерой величия и достоинства. Культ “подражания древним” пронизывает всю ренессансную культуру. Архитектурный трактат Л.-Б.Альберти “Десять книг о зодчестве”пишется в подражание “Десяти книгам об архитектуре”Витрувия. Микельанждело в садах Лоренцо Медичи страстно изучает и копирует античную скульптуру. Ф.Брунеллеско вновь включает в свои архитектурные композиции ордер. Данте Алигьери в подражание античным эпическим произведениям Гомера и Вергилия создает свою “Божественную комедию”.

В эпоху Возрождения начинают противопоставляться две формы образованности  — средневековое схоластически-ученое университетское знание и опирающаяся на античное наследие гуманистическая культура. Сразу следует оговориться, что их основа была одна — греческая классическая философия и литература. Схоластика преимущественно опиралась на аристотелевскую категориальную систему философии и неоплатонизм, преобразованные византийскими отцами церкви — Василием Великим, Василием Назианзиным, Иоанном Златоустом. Разница в отношении к античным источникам у средневековых схоластов и ренессансных гуманистов выражалась прежде всего в том, что христианские писатели хотят видеть античных авторов включенными в патристическую и схоластическую философию, — и только. Гуманисты же ищут, собирают, читают, комментируют самих античных авторов, наслаждаясь непосредственно языческой мудростью и филологическими достоинствами древних авторов. Итальянские гуманисты ведут живую полемику с богословами, ревнителями чистоты христианского учения, и показывают, что изучение античных языческих авторов не вредит вере, но приобщает к иным источникам духовности. Что же касается художественной культуры, то по сравнению с литературой освоение античного наследия представляет собой картину еще более сложную.

Вопрос о “возрождении античности” в эпоху Возрождения — это вопрос о возрождении источников культуры, причем античность не представляет собой явления однозначного. Если касаться проблемы наследования архитектурных форм, то это, безусловно, будет традиция римской ордерной конструкции, в скульптуре предпочтение отдавалось поздней римской классике, представленной, в основной высоким рельефом саркофагов, и не случайно Пиза, в которой на кладбище Кампосанто были сосредоточены великолепные образцы поздне-римской скульптуры, была местом паломничества ренессансных ваятелей.

Соседние файлы в папке Кафедральный учебник, культурология