
Наблюдение
наблюдение как метод исследования в психологии
классификация наблюдений
типичные ошибки в психологическом наблюдении
Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Более того, эксперимент, тестирование, устный или письменный опрос, экспертное оценивание, контент - анализ и пр. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых при этом процедур. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других обсервационного метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).
Разумеется, в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание. Тем не менее, он непременно базируется на двух принципах:
пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;
непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).
Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, ко¬торые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые — только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие признаков, присущих изучаемому феномену, очень часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и другие психические явления. Возник¬новению таких понятий, как «авторитарная личность», «успешный лидер», «стиль общения» и других, как правило, предшествовали мно¬гочисленные наблюдения за поведением людей.
Благодаря обобщению фактов, собранных в наблюдении, психоло¬гия существенно продвинулась в раскрытии сущности различных пси¬хических явлений. Кроме уже упоминавшихся, можно перечислить ряд феноменов, в характеристику которых благодаря наблюдению внесен существенный вклад. Это эмпатия, ответственность, общительность, страх, стыд и др.
Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые норматив¬ные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др.
Велика роль наблюдения в развитии и совершенствовании других методов психологии. Если проанализировать процесс создания опросников, анкет, то обнаружится, что одним из первых этапов при их разработке было наблюдение. Как правило, авторы опросников не публикуют данные о ходе работы по их созданию.
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.
Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т. п., взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.
Был период, когда люди отождествляли внешние проявления человека с его психической жизнью. В процессе многовековых наблюдений были собраны факты, отражающие взаимосвязь между внешними и внутренними особенностями человека, затем они обобщались и появлялись характеристики устойчивой, неизменной связи внешних проявлений и внутреннего содержания психики.
Однако собранный путем наблюдения материал о связи психики и внешне наблюдаемого поведения оказался шагом вперед в развитии метода наблюдения. Прежде всего удалось описать, выделить те внеш ние признаки, за которыми можно наблюдать и которые являются вы разителями психической жизни человека. Самый общий из них — по ведение человека. <**
Основные особенности поведения:
направленность на цель, которая связывается с каким-либо объек том или ситуацией;
используемые средства для достижения цели;
избирательность средств, обусловленная ситуацией или индивиду альными особенностями.
Эти признаки поведения выделяются как М. Я. Басовым (3), так и Э. Толменом (32). Данная общая характеристика поведения как бы создает контекст наблюдения за теми признаками поведения, которые являются выразителями психической жизни. К ним относятся прежде всего тело и его движения:
движения туловища: поза, осанка, походка; ( • движения руки: движение, жест, действие;
выразительные движения лица: мимика, физиогномическая маска;
• автоконтакты различных частей тела (рук, рук и головы, рук и пред метов, рук и ног, рук и туловища и т. д.);
• положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.).
Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:
речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);
экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...);
физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).
При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.
Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он, лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
регистрацией результатов, что позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.
В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим их примерный перечень:
«+» |
«—» |
|
|
Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.
До сих пор речь шла про общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.
В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:
включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;
стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».
Поэтому по характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:
скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);
открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.
Далее, в зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:
внешнее, за поведением других людей;
интроспекцию (от лат, «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение.
Познакомьтесь с записями самонаблюдений, проводившихся пси¬хологами прошлого. Возможно, вы согласитесь с теми характеристи¬ками самонаблюдения, которые привели к тому, что возникла необхо¬димость поиска других методов психологии.
«Моя сила зрительного воспроизведения, насколько я могу судить, очень слаба, сравнительно с окружающими людьми, и представляет неко¬торые особенности. Я представляю себе любое минувшее событие не в виде ряда отчетливых образов, но в виде панорамы, в которой детали как бы просвечивают сквозь густой туман. Закрыв глаза мои, я не могу пред¬ставить себе какую-нибудь из этих деталей, хотя несколько лет тому назад я еще был в состоянии делать это, после чего способность эта мало-помалу совершенно исчезла... Я ничего не вижу в деталях. Всего характернее то обстоятельство, что я даже не могу сказать в точности, что я вижу. На¬сколько я припоминаю, окраска предметов в воспроизведении бывает та же, что и в восприятии, только представляется сильно полинявшей. Быть может, всего отчетливее я вижу цвет скатерти, лежащей на столе, и, может быть, я был бы в состоянии видеть цвет обоев, если бы я помнил его» (это описание самонаблюдений зрительного воображения приведено в ки: Джемс У. Психология. — СПб.: Издание К. Л. Риккера, 1911. — С. 258).
С появлением в начале XX века объективного наблюдения самонаблюдение ушло из психологии как метод исследования, а наблюдение, направленное на познание психики через ее объективные проявления, начало развиваться.
К настоящему времени произошло возрождение метода самонаблюдения, но, правда, уже в совершенно ином, по сравнению с прошлым веком, виде. Во-первых, самонаблюдение используется в тех случаях, когда исследователь ставит задачу познать что-то о человеке, его психике от него самого. Наблюдателем является не психолог, а носитель этих психических свойств. Часто такого рода исследования проводятся в психологии труда при самонаблюдении процесса творчества, при анализе профессиональных ошибок и удач; используется самонаблюдение и в психопатологии. Ярчайшие примеры таких самонаблюдений дают исследования А. Р. Лурия. Книга «Потерянный и возвращенный мир» (17) представляет собой дневник самонаблюдений больного, имевшего ранение черепа левой теменно-затылочной области. Процесс восстановления его психических функций отражают дневниковые записи.
«Я помнил только, что "муха" маленькая, а "слон" большой, но разобраться в этих словах и ответить на вопрос, муха меньше слона или больше, я почему-то не мог. Главная же беда была в том, что я не мог понять, к чему относятся слова "меньше" (или "больше") — к мухе или к слону
Я, конечно, по-прежнему знаю, что такое слон и что такое муха, знаю, кто из них большой, кто из них маленький, но вот связать в словах и понять, к кому же принадлежат слова "меньше" или "больше" то ли к слону, то ли к мухе? А тут еще колебания и в разбитом мозгу, и в поле зрения. И мне приходится подолгу думать и гадать, как же мне правильно сказать об этих словах: "Слон меньше мухи или больше?"» (Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — С. 102).
Во-вторых, самонаблюдение является механизмом, на котором строится заполнение психологических анкет. Анкета — письменный самоотчет и заполняется на основе тех данных о себе, которые человек получает через самонаблюдение. В этом легко убедиться, заполняя любую из психологических анкет. В качестве примера можно воспользоваться приведенными ниже фрагментами анкеты выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении, разработанной Г. С. Никифоровым.
Результаты последнего в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.
Относительно времени исследования различают наблюдение:
однократное, единичное, производимое только один раз;
периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
лонгитюдное (от англ. «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.
По характеру восприятия наблюдение может быть:
сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;
выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.).
По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;
оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.
И, наконец, по степени стандартизированности процедур выделяют:
свободное или поисковое (неформализованное) наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;
Пример 2
«В комнате было шумно — дети играли группами, шумели, кричали. Маленькая девочка Нина устала, она сидела на большом стуле и, чтобы избавиться от оглушительных криков, затыкала уши ручками и устало оглядывалась. Но это помогло мало. Нина стала зевать, закрывая рот руч-кой, а потом ушла играть к детям» (Болтунов А. П. Педагогическая характеристика ребенка. — М., 1926. — С. 98)
«Когда ребенку было около 1,5 лет, мы отметили по возвращении из шестинедельного летнего путешествия следующее: очутившись на руках у отца в спальне, Гильда долго, безмолвно и пристально оглядывалась вокруг себя. Мы не могли отрешиться от впечатления, что в душе ребенка что-то понемногу прояснялось, рассветало. Уложенная в свою кроватку, которой она была лишена в течение шестинедельного отсутствия из дому, Гильда начала неистово кувыркаться и визжать. Ясно, что кроватка оказалась для ребенка чем-то родным, знакомым, и отсюда ее радостное возбуждение. Вскоре после этого мать уложила ребенка на пеленальный столик, и Гильда тотчас же стала проделывать то, что проделывала до путешествия: схватила со стены висевшую там детскую картинку и стала играть ею. Очевидно, впечатление это не было для нее чем-то новым: в общей ситуации имелись "элементы знакомого", наподобие рефлекса вызвавшие обычное движение, к которому ребенок не прибегал в течение шести недель. Увидав в другой комнате, впервые после возвращения, рояль, Гильда внезапно остановилась, запела и ударила по закрытой крышке рояля. С няней Гильда рассталась за 14 дней до возвращения домой. При встрече ребенок сначала отнесся к ней с некоторым страхом, молча сторонился ее и упорно стремился с рук няни к матери. Однако оцепенение Гильды вскоре разрешилось, и спустя какой-нибудь час она уже, как в прежнее время, шалила с няней и даже охотно отправилась с ней одна на прогулку» (Штерн К., Штерн В. Монографии о душевном развитии ребенка: Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве. — СПб., 1911. — С. 11).
структурированное или стандартизированное, (формализованное) когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.
Таковы основные виды наблюдения. В качестве тренировки попытаемся, насколько это, возможно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследований по всем рассмотренным нами классификационным основаниям.