Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
1.47 Mб
Скачать

Литература:

  1. Антология мировой философии: В 4-х тт. М., Мысль, 1969. Т.1. Ч.2.

  2. Мир философии: В 2х ч. Ч. 1., М., 1991

  3. Замалеев А. Ф. Философская мысль Средневековой Руси. Л., 1987.

  4. Зеньковский А. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1.

  5. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992.

  6. Рале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб, 1994

  7. Сербиенко Б. В. История русской философии Х-ХIХ вв. М., 1996.

  8. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Философия возрождения.

1. Основные черты философии Возрождения. Идеи гуманизма и человеческой индивидуальности. 2. Диалектика Н. Кузанского. 3. Натурфилософия Д. Бруно. 4. Социологические учения эпохи Возрождения: утопия Т. Мора; проблема власти у Н. Макиавелли.

1. Эпоха Возрождения охватывает собой ХIV-XVI вв. и знаменует переход к Новому времени. Хотя философы Возрождения считали, что они просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, по сути, создавали новое гуманистическое мировоззрение.

В отличие от средневековой культуры, устремленной к Богу, новая культура устремлена к человеку. Развивающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека. Философское мышление этого периода можно назвать как антропоцентрическое (от греч. — “человек” и лат. — ”центр”). Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека.

Новые разносторонние запросы человеческой личности нашли свое выражение в гуманизме (от лат. — “человеческий”, “человечный”, “образованный”), существующем не только как мировоззрение, но и как социально-политическое движение, социальная практика в сфере политики, морали и других областях общественной жизни.

Поисками индивидуальности можно назвать движение итальянских гуманистов ХV века. Гуманисты не видели никакой практической ценности в научном знании, натурфилософская проблематика не входила в круг их интересов, они были сосредоточены на решении моральных и социальных проблем. Гуманисты ревностно изучали все, что составляло целостность человеческого духа. Изучали грамматику, которая должна стать наукой о синтезе формы и содержания, а также о способах выражения мысли; риторику — проводницу мудрости и саму мудрость — философию, центром которой является этика, направляющая человека по пути совершенства.

У истоков гуманистической программы стояли — Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцо Валла, Пикоделло Мирандола и др.

Поиски индивидуальности уступают место индивидуалистическим тенденциям в работах гуманистов. Так, Лоренцо Валла пишет трактат “О наслаждении как истинном благе” (1431), где принцип наслаждения отождествляется с пользой, абсолютизирует человеческий индивидуализм, что приводит его к моральному нигилизму.

XV век характеризуется расцветом итальянского Возрождения. Философия этого периода обращается к идеям натурфилософов и диалектиков Древней Греции, а также идеям арабской философии, богатой знаниями в области естественных наук.

Наблюдается освобождение философии от религиозного влияния. На смену теизму приходит пантеизм (“бог во всем”) и христианский бог утрачивает надприродный характер, он как бы сливается с природой, то есть сама природа обожествляется.

2. Среди мыслителей этого времени видное место занимает Николай Кузанский (1401-1464). Несмотря на то, что Кузанский был священнослужителем, а впоследствии занял пост кардинала римско-католической церкви, он провозгласил идею народной воли, считал, что последняя божественна. Любой конституционный властитель, будь то папа или король, есть лишь носитель общей воли. Он допускал независимость императорской власти от церковной. Однако, наиболее значительными представляются заслуги Кузанца в истории естествознания.

Н. Кузанский первым составил карту Европы, предложил реформу юлианского календаря (реформа была проведена полтора столетия спустя). Кузанец принимал участие в решении вопроса о квадратуре круга, об исчислении бесконечно малых величин. Идеи в области космологии подготовили учение Бруно о бесконечности Вселенной.

В 1440 г. Появилась первая философская книга Николая “Об ученом незнании”. Здесь содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и человеке как микрокосме. Уже в этом сочинении выявилась пантеистическая тенденция Кузанца. “Творец и творение суть одно и то же” (“О даре Отца светов”), однако Бога Кузанец мыслит как нечто более совершенное по сравнению природой, но составляющее ее разумное основание.

В основе рассуждений Кузанца лежит учение об абсолютном максимуме и минимуме и их совпадении в едином, Абсолютный максимум — это не что иное, как одно из наименований Бога. Бог лишен антропоморфных черт христианского Бога, он есть “бытие-возможность”. Бог и бесконечность идентичны. С одной стороны, речь идет о несоизмеримости абсолюта с конечными вещами, с другой “бесконечное единство есть то, что заключает в себе все вещи”, — оба положения оказываются внутренне связанными. Совпадение противоположностей не может быть постигнуто при помощи понятий, относящихся к конечным объектам. Это предполагает особый, с точки зрения рассудочного мышления, способ познания — ученое незнание. Человек в состоянии экстаза может слиться с бесконечным бытием.

Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай Кузанский пришел к выводу; что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности, они отожествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга приведет к совпадению окружности с касательной.

Итак, в абсолютном бытии исчезает противоположность наибольшего и наименьшего — ведь всякая противоположность в нем есть тождественность. Совпадение наибольшего с наименьшим — это бесконечная, единая всеобъемлющая сущность, составляющая основу всех вещей, которая всегда остается равной самой себе. Ее Кузанский называет “душой мира”, “формой”, он отождествляет ее с богом и природой: ”Душой мира Платон называл то, что Аристотель — природой. Но я полагаю, что это душа и природа есть не что иное, как бог, все во всем создающий, которого мы называем духом всего в совокупности” (Об уме 13, 145).

В космологических взглядах Кузанца намечаются идеи Нового времени. Он говорит о тождественности законов небесного и земного мира, об отсуствии центра Вселенной, о бесконечности Вселенной. Эти положения были несовместимы с учением церкви и творением мира Богом.

Пантеистичеая тенденция в интерпретации бытия была тесно связана с гуманистической трактовкой человека и с верой в его неограниченные возможности. Гений человека, говорил Марселио Фичино, сродни гению творца небесных светил, и, если бы у человека были орудия и небесный материал, он сам мог бы создавать такие светила. Многие атрибуты абсолюта были перенесены Кузанцем на “второго бога” — человека: бесконечность, выразившаяся в бесконечном процессе познания, творческая активность, мудрость, совершенство и т.д.

Принцип ученого незнания, провозглашенный Кузанцем, является альтернативой схоластическому “знанию”. В книге “Простец о мудрости” мыслитель сравнивает схоласта, скованного верой в авторитеты, с конем, который по природе свободен, но привязан уздой к кормушке и не может есть ничего другого, кроме того, что ему подали. Выступление против авторитаризма сблизило позиции Кузанца с Абеляром и Декартом, считавшими сомнение первоначальным актом исследующего разума.

В области естественных наук в XVI веке наблюдается постепенный переход от теоретического к опытно-практичекому знанию, обусловленный открытиями Коперника (гелиоцентричекая концепция), Кеплера (учение о движении планет вокруг Солнца), Галилея (аналитичекая теория, на основе которой были разработаны законы механаки) и др.

К концу XV началу ХVI веков в философии итальянского Возрождения наблюдается разочарование в принципах антропоцентризма, делаются попытки его критического переосмысления. Это было вызвано, во-первых, противоречиями, возникшими между духовными идеалами Возрождения и социальной действительностью, и, прежде всего проявлением крайних форм индивидуализма, часто приводящим к анархизму; во-вторых, открытиями в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превратился в незаметную песчинку мироздания, затерянную в мировом пространстве. Философские теории строятся на внеличностной основе, на первый план выдвигается одушевленная безличная материя.

3. Развивая идеи Кузанского и Коперника Джордано Бруно (1548-1600) идет дальше, утверждая, что любое небесное светило можно рассматривать как абсолютный центр, потому что этот центр находится повсюду и нигде, Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров. Бруно не отрывает мировую душу от материально-телесного начала, мыслит их как единое целое, полагая, что существует единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное, возможное и действительное. В согласии со своим учением об единстве материальной и духовной субстанции, Бруно приходит к выводу, что бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником мировую душу, а не божественное всемогущество, миры населены и формы чувственной и разумной жизни отличны от земных.

Джордано высказал ряд диалектичеких идей. Одна противоположность есть обязательно начало другой; уничтожение — начало возникновения, возникновение — уничтожения; любовь — начало ненависти, ненависть — любви; сильные яды могут служить лекарством, а лекарства — ядом и так далее. Бруно усматривал диалектические начала во всех областях природы и человеческой деятельности.

Бруно выступил против авторитетов в познании: низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы. Перед чувственным познанием не раскрывается смысл бесконечности. Большую роль в познании играет рассудок. Он осмысливает чувственную информацию, в собирании которой принимают участие память и воображение. Возможность проникновения в высшие тайны природы дает разум, или интеллект, который окончательно исправляет показания чувств.

Джордано придерживался концепции двойственной истины (учение о взаимной независимости истин философии и богословия). Учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы философ отрекся от своего учения, однако он предпочел смерть отречению, и в 1600 году сожжен на костре.

4. В эпоху Возрождения возникают первые идеи “утопического коммунизма”, хотя первые социальные утопии возникли еще в античности.(“Государство” Платона).

В отличие от античных, утопии Возрождения означали, что наступил кризис религиозного сознания. Переход идеала в действительность мыслился как социальное и даже природное чудо. Вера в идеал превратилась в чаяние и ожидание чуда. Начался процесс, который можно назвать процессом “истончания” идеи Бога. Этапы этого процесса в философии: теизм, пантеизм, деизм, атеизм.

Томас Мор (1478-1535) считается родоначальником “утопического коммунизма”. Он внимательно читал “Государство” Платона и многое оттуда позаимствовал.

Остров “Утопия” живет в полной изоляции от окружающего мира. Во всем там объявлено равенство. Нет частной собственности. В некотором смысле, Утопию можно причислить к числу демократических республик, с пожизненно избираемым правителем. Основой жизнедеятельности является сельское хозяйство. Промышленные товары производятся в размерах, необходимых для семьи. Есть ремесленники и разряд ученых людей. Имеются, так называемые, “симфогранты”, которые должны следить за тем, чтобы никто не пребывал в праздности, но в то же время и не перерабатывал сверх положенных шести часов. Все предусмотрено и в государстве установлен порядок. У граждан государства одна цель: насколько позволяют общественные нужды, избавить граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. В этом заключается счастье жизни.

Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, а дети — родителям, вообще младшие по возрасту — старшим. Для поездки в другой город утопийцу необходимо получить разрешение у симфогранта. “Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору; его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом” (Мор Т. Утопия., С. 200).

Рабство существует. “Они обращают в рабство тех, кто в чужих городах осужден на казнь за совершенное им злодеяние” (там же, С.230). К числу тяжких преступлений относятся “осквернение брака” и распутство. Война осуждается, утопийцы воюют только тогда, когда защищают свои пределы.

Религию утопийцев можно назвать “рационализированным христианством” или христианстким пантеизмом. На острове царит принцип широкой веротерпимости.

В рамках “научного социализма” “Утопия” Т.Мора рассматривалась всегда как социальный проект, в котором “гениально предугаданы” черты будущего коммунистического устройства.

Анализ самого названия “Утопия”, показывает, что точный перевод термина, означает — место, которого нет и не может быть. Социальная практика ХХ века показала, что утопии вполне осуществимы. Социальная опасность заключена в том, что идеал, после своего воплощения в жизнь превращается в собственную противоположность.

Другим ярким представителем Возрождения был Николло Макиавелли (1469-1527). Центром рассуждений Макиавелли является правитель и его отношение с подчиненными. Кто опаснее для власть предержащего: желающие сохранять то, что имеют, или стремящиеся пробрести то, чего у них нет? Опасность представляют те и другие. Состоятельными двигает страх потерять то, что они накопили. Страх порождает в них те же страсти, которыми одержимы стремящиеся к приобретению, считает Макиавелли.

Умный правитель должен пользоваться страстями, играя на них как музыкант. Поведением людей руководят два главных мотива — страх и любовь. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как тот, кто любим. Страх прочнее и тверже, а любовь очень тонка. Наградами и повышением по службе дорожат, когда они редки, когда раздаются мало-помалу. Напротив, негативные стимулы, наказание лучше производить сразу и в больших дозах. Они производят смятение чувств и отнимают всякую надежду на обратные действия. То, что хорошо в одно время, может быть дурно в другое. Нельзя стремиться установить демократию в развращенном обществе или, напротив, монархию — в свободолюбивом. Цель следует сообразовывать со средствами, а средства — с обстоятельствами и результатами. С принципом относительности тесно связан принцип разграничения политики и морали: политику нельзя судить с нравственных позиций. Идея разделения властей политической и религиозной легла в основу классической доктрины буржуазного либерализма.

Историческое значение философии Возрождения заключается в том, что она, опираясь на античные и арабские источники и средневековые ереси, на мистику, а также открытия в области естественных наук, преодолела схоластический догматизм средневековой философии и содействовала возникновению рациональной критической философской методологии и росту авторитета науки.