
- •Задача 2.
- •Задача 3.
- •Задача 6.
- •Задача 7.
- •Часть 2 статьи 226 Гражданского кодекса рф определяет процедуру обращения брошенных вещей в собственность, которая зависит от ценности брошенных вещей.
- •Задача 8.
- •Задача 9.
- •Задача 2.
- •Задача 3.
- •Задача 4.
- •Задача 5.
- •Задача 6.
- •Задача 7.
- •Задача 8.
- •Задача 9.
Задача 6.
Из ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ следует, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Понятие бесхозяйных вещей включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад.
Из условий задачи следует, что собственник автомобиля не известен, при этом нет информации о том, что он каким-либо образом отказался от вещи. Полагаю, что в такой ситуации признание автомобиля бесхозяйной вещью является необоснованным.
В связи с тем, что автомобиль по стоимости больше 5 МРОТ, если бы он был брошенной вещью, то мог бы быть признан бесхозяйным только на основании решения суда, а не следственного органа.
В данном случае, автомобиль ближе всего подпадает под понятие находки. Находка - это движимая вещь, выбывшая из владения собственника или иного управомоченного на владение лица помимо их воли вследствие потери и кем-либо обнаруженная. Квалифицирующим признаком находки является случайность как потери, так и нахождения. Этим находка отличается от брошенной вещи.
Задача 7.
Часть 2 статьи 226 Гражданского кодекса рф определяет процедуру обращения брошенных вещей в собственность, которая зависит от ценности брошенных вещей.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей 5 МРОТ, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В данном случае у сторожа не возникло каких-либо прав на мрамор, находившийся на кладбище, в связи с чем законные основания, в соответствии с которыми он мог продать мрамор Андрееву, отсутствовали. При этом иски прокурора удовлетворены все равно не будут, так как мрамор не был государственной собственностью, а значит нет оснований для взыскания каких-либо денежных средств в доход казны. Иск, связанный с вопросом нарушения прав собственности в данном случае может подать сам собственник, если такой найдется. Со стороны прокуратуры же может быть возбуждено уголовное или административное дело, в рамках которого сторожу может быть назначено наказание, в том числе в виде штрафа (Например, ст.7.17 КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества»).
Задача 8.
К числу первоначальных оснований приобретения права собственности следует также отнести приобретательную давность, т.е. срок владения вещью, по истечении которого приобретается право собственности (ст. 234 ГК).
Право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено не только на бесхозяйное имущество, но и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу (п. 17 Постановления ВАС N 8).
Ст. 234 ГК РФ признает приобретательную давность при наличии ряда условий (реквизитов), причем каждое из них необходимо и несоблюдение (отсутствие) хотя бы одного из них исключает возможность перехода права собственности по приобретательной давности.
Во-первых, владение должно быть добросовестным. Добросовестность означает, что в момент приобретения вещи владелец полагает, допустимо заблуждаясь в фактических обстоятельствах, что основание, по которому к нему попала вещь, дает ему право собственности на нее. Допустимость заблуждения определяется тем, что владелец не знал и не должен был знать о незаконности своего владения.
С практической точки зрения важно понимать, что требовать от давностного владельца добросовестности на всем продолжении срока приобретательной давности нельзя. Добросовестность определяется на момент совершения сделки по установлению владения. Если впоследствии владелец обнаружит, что вещь приобретена незаконно, то это само по себе не делает его недобросовестным.
В этом состоит проявление постулата римского права: "Последующая недобросовестность не вредит начатому владению".
Во-вторых, владение должно быть открытым. Открытость проявляется в том, что лицо никаких особых мер, направленных на то, чтобы скрыть факт завладения вещью, не предпринимает.
В-третьих, лицо совершает те действия, которые обычны для внимательного и заботливого собственника, т.е. осуществляет владение вещью как своей собственной, относится к ней не хуже, чем к остальному своему имуществу (платит установленные законом налоги и сборы, соблюдает правила об обязательном страховании, осуществляет ремонт и т.д.). При этом оно, конечно же, не обязано совершать действия, постоянно демонстрирующие окружающим владение; его поведение должно быть лишь в рамках общепринятого.
В-четвертых, владение должно быть непрерывным в течение срока, установленного законом.
Срок приобретательской давности для движимой вещи установлен в 5 лет.
Таким образом, в данном случае картина, как и многое другое имущество, вывезенное из Германии после войны, в силу приобретательской давности является имуществом Эрмитажа. Положения о приобретательской давности были закреплены еще в Римском праве, и нашли свое отражение в праве Евросоюза, в связи с чем обращение гражданки Нидерландов в Европейский суд не повлечет удовлетворение ее требований.
Кроме того, из ст.6 ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ», все перемещенные культурные ценности, ввезенные в Союз ССР в осуществление его права на компенсаторную реституцию и находящиеся на территории Российской Федерации, за исключениями, предусмотренными статьями 7 и 8 настоящего Федерального закона, являются достоянием Российской Федерации и находятся в федеральной собственности.
В случае, если картина является семейной реликвией, возможность ее передачи может быть рассмотрена на основании ст. 12 указанного Закона.