Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский Государственный Университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра археологии и истории древнего мира
ПЛОХИХ
Мария Викторовна
(4 курс д/о)
Эмиль Дюркгейм
(Доклад)
Проверила:
доцент Е.Ю.Захарова
Воронеж – 2015
Краткая биография: образование, творческая деятельность, идеи.
Давид Эмиль Дюркгейм ‒ один из отцов-основателей социологии как самостоятельной науки. Знаменитый французский социолог родился 15 апреля 1858 года в Эпинале, в религиозной семье потомственного раввина. В детстве будущему основателю французской социологической школы было уготовано религиозное поприще его предков, его обучали древнееврейскому языку, Торе и Талмуду, однако Эмиль довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Некоторое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка, но с юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку ‒ в частности.
В 1879 г. Дюркгейм поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились философ Анри Бергсон и деятель социалистического движения Жан Жорес, с которыми Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Наибольшее влияние на становление взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Нюма-Дени Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру являлись его научными руководителями. Диссертация Дюркгейма, написанная на латыни, была посвящена творчеству Монтескьё. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».
После окончания в 1882 г. Нормальной школы Эмиль Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. К 1885-1886 гг. относится время его пребывания в Германии, где он познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Здесь он два года изучал социологию в крупнейших университетах (в Берлине, Марбурге и Лейпциге). Впоследствии он писал, что тогда высоко оценил значение эмпирического метода, сравнив его с простыми идеями картезианского подхода. В Германии он также познакомился с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.
Статьи Дюркгейма о немецкой общественной науке и философии стали известны во Франции, и в 1887 г. ученый был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете университета Бордо, где впервые в истории Франции прочитал курс лекций по социологии. 1887 стал знаменательным для Дюркгейма и в семейном отношении: он женился на Луизе Дрейфус, с которой у него будут двое детей ‒ Мари и Андре. В университете Бордо он в 1896 г. возглавил кафедру «социальной науки» ‒ по существу, первую кафедру социологии во Франции.
Наиболее плодотворными в научном творчестве ученого стали 1890-е гг. В 1892 г. он опубликовал докторскую диссертацию «О разделении общественного труда». В 1895 году из-под пера Дюркгейма вышла работа «Правила социологического метода». В 1897 году вышла в свет книга «Суицид».
В 1895 г. усилиями Э.Дюркгейма в Бордо был основан первый европейский факультет социологии. Через три года, в 1898 г., неутомимый ученый создал первый во Франции журнал об общественных науках ‒ «Социологический ежегодник», изданием которого руководил до 1913 г. Сотрудники журнала, сторонники дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа».
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей. В 1906 году он стал полным профессором, а в 1913 году в названии его профессорской должности появилось упоминание и о социологии. Также Дюркгейм работал советником при министерстве образования. В 1912 году увидела свет его последняя значительная работа ‒ «Элементарные формы религиозной жизни».
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно участвовал в различных общественных организациях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Человек долга, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма.Дюркгейм откликнулся на военные события участием в общественной деятельности по «моральному вдохновению» народа. Отрицая империалистический характер войны в отношении всех ее участников, в том числе и Франции, он вместе с тем разоблачал империалистические цели Германии, ее стремление к всемирной гегемонии. В памфлетах «Германия превыше всего» (1915) и «Кто хотел войны?» (1916) Дюркгейм возлагал на Германию вину за военные бедствия. Еврейское происхождение французские правые поставили ученому в вину. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Разочарованный, душевно опустошенный Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. от инсульта в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
Убеждённый рационалист, своей целью, провозглашённой в манифесте социологии «Правила социологического метода», Э. Дюркгейм считал поиск рациональных принципов и приёмов, позволяющих исследователю постичь истину независимо от общественных мнений. Он находил Монтескьё главной предтечей социологии как науки, так как обнаружил у него идеи детерминизма и внутренней законосообразности в развитии социальных явлений. В Ж.-Ж. Руссо он также видел учёного, стоявшего у истоков социологии, т. к. тот способствовал развитию представления о природе социальной реальности. Дюркгейм указывал, что А.Сен-Симон разработал обширную программу социологии как науки, а его ученик Конт приступил к осуществлению этой программы. Как и Конт, Эмиль Дюркгейм рассматривал естественные науки в качестве образца для построения социологии. Стремясь сочетать теоретический анализ с эмпирическим, учёный напряжённо искал причины социальных явлений. В формировании его идей сказались взгляды Ш. Ренувье: рационализм, обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости её научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам. Научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от идей видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться все социальные институты, включая искусство, мораль, религию. Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганической шкоды, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно его известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных» Дюркгейм считал «первой главой социологии». У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бутру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.
Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели различение Фюстелем де Куланжем истории событии и истории институтов, а также созданные им блестящие образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были.
Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу. Этой цели и была посвящена его жизнь.