Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия / Кризис медицины Коновалов .doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
2.35 Mб
Скачать

Hippocratis

Титульный лист «Гиппократова сборника»

Издание Фробена На латинском языке (Базель, 1554)

Однако ни один из целительских подходов не представляет собой стройной, всеобъемлю­щей, универсальной системы и на пути к медици­не здоровья является тупиковым. Со временем отдельные методы и средства из большого целительского пласта, бесспорно, войдут драгоцен­ными крупицами в ее сокровищницу.

Целители — часто одаренные оригиналь­ным мышлением самородки, но нередко и люди примитивные, но наделенные авантюр­ными способностями. Чаще всего целители практикуют рецепты «народной» медицины, научной фитотерапии, гипноз, психотерапию, экстрасенсорное (биоэнергетическое) воздействие, используют элементы различных религиозных и оккультных учений, а также ряд собранных вместе «новых» изобретений — уринотерапии, хиропрактики, особых видов дыхания, особых строгих методик питания и голода­ния, «чудодейственных» средств (против ра­ка, против всех болезней, против экземы, язвы и т. д.). Ничего принципиально нового здесь нет. Все это существовало в древних медицинских системах и, отчасти, имеется в современной медицине, но не в виде пана­цеи, а лишь в качестве отдельных методик, важных составляющих. В древности методи­ки были доведены до совершенства, как от­мечалось, благодаря единой философской базе, на которой создавалась стройная теория здоровья. Сейчас происходит лишь возрождение утрачен­ного или частично забытого, что-то искажено временем, что-то искажает­ся личностными особенностями целителя. Нередко заимствование методик производится без ссылок на предшествующий опыт и в связи с этим как бы дает право «первооткрывателям» на их искажение. Но самой большой бедой целительства является представление «своей» методики как панацеи, неумение определить место и роль частного метода или средства в системе лечебных (или диагностических) мер, отсутствие сис­темного взгляда на медицину и здоровье. Проводники «новых» (или воз­рожденных) методик всегда испытывают сильнейшее противодействие и непонимание, и в этих условиях выдерживают лишь фанатики. А от фана­тизма до ортодоксальности один шаг — так появляются ортодоксы не только официальной, но и неофициальной медицины.

Экстрасенсорика, как и все остальное в целительстве, в совершенст­ве уже была разработана в древности. В частности, в йоге существовали биоэнергодиагностика и биоэнергокоррекция, ретровидение, предвидение, ясновидение, которые представляли собой обязательные ступеньки или этапы самосовершенствования. Над этим долго (десятилетиями) и кропот­ливо работали. Сегодня не очень высокие результаты работы экстрасен­сов привели к дискредитации метода. Появилась масса модификаций и новых определений этого рода деятельности в медицине. Возведение своей методики в ранг абсолюта, признание первичности «энергетики», оп­ределяющей роли деформаций биополя в организме и т. п. связано, ко­нечно же, с недостатком знаний о древних подходах к здоровью, отсутствием медицинского образования и, следовательно, профессионального взгляда на происхождение и развитие бо­лезней. Другая причина неудач — весьма поверхностное «образова­ние» в самой биоэнергетике, незна­ние ее фундаментальных основ из йоги и восточных учений и практиче­ски отсутствующее или слабо разви­тое системное мышление. Как и любому методу, биоэнерготерапии сопутствует (нередко в преоблада­ющей степени) психотерапевтиче­ский эффект. Его изучением никто серьезно не занимается, хотя это достаточно важно для оценки воз­можного вклада метода в общее оз­доровление человека.

Ибн Сина (Авиценна)

Экстрасенсорика — сложнейшая область знания, не менее сложная, чем учение о морфологии, физиоло­гии и биохимии человека или о соот­ношении сознательного, подсознательного и бессознательного. Сложность рас­сматриваемого предмета требует мно­голетнего обучения. К сожалению, в этой сфере деятельности, как нигде, много авантюристов, людей просто при­митивных, а высокопрофессиональных специалистов в мире — единицы.