Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Арана Дж., Розенбаум Дж. Руководство по психофармакотерапии.doc
Скачиваний:
481
Добавлен:
13.08.2013
Размер:
1.93 Mб
Скачать

Терапевтические показания.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью

Симптомы этого детского заболевания включают нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность. Психостимуляторы эффективны в 70-80% случаев, но чаще всего применяются в составе комплексной терапевтической программы. Психостимуляторы улучшают внимание и снижают импульсивность и гиперактивность. Однако они не устраняют специфическую неспособность к обучению, которая часто связана с СНВГ (например, дислексию). Психостимуляторы не показаны «трудным детям», которые не соответствуют диагностическим критериям СНВГ.

Чаще всего используется метилфенидат, хотя декстроамфетамин и его аналоги столь же эффективны. Аддерал недавно был разрешен для лечения СНВГ и также показал свою эффективность. На сегодняшний день опубликовано несколько исследований, посвященных сравнительному действию аддерала и метилфенидата при СНВГ. Было показано, что аддерал и метилфенидат одинаково эффективны во время школьных занятий, но действие аддерала сохраняется и после занятий, в домашней обстановке, что свидетельствует о минимальном эффекте отдачи. Обычно родители и преподаватели предпочитают метилфенидату аддерал. Период полувыведения аддерала больше (6-10 часов), чем у метилфенидата (1-2 часа), поэтому принимать его можно реже. Пемолин также эффективен при СНВГ, хотя его применение изучено хуже. Суточную дозу декстроамфетамина и метилфенидата (0,3—1,5 мг/кг) разделяют на несколько приемов. Пемолин принимается один раз в сутки из расчета 0,5-3,0 мг/кг. Вместо психостимуляторов у детей с СНВГ применяется также трициклический антидепрессант дезипрамин. Однако при его использовании было зарегистрировано несколько случаев внезапной детской смерти, поэтому препаратами первого выбора считаются психостимуляторы. В настоящее время проводятся исследования антидепрессанта бупропиона, обладающего свойствами психостимуляторов, и клонидина.

Резидуальный синдром нарушения внимания у взрослых

Диагностика.Резидуальный синдром нарушения внимания все чаще выявляется у взрослых. Однако диагностика и терапия этого состояния затруднительны. Для постановки диагноза необходимо выявить синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без нее в детстве и остаточные явления нарушения внимания и импульсивности в зрелом возрасте. Сложность постановки диагноза связана отчасти со сложностью проведения ретроспективной диагностики детской формы СНВГ на основе воспоминаний больного, его родителей и учителей. Когда дети с точно установленным диагнозом СНВГ достигают взрослого возраста, они должны быть обследованы с целью выявления взрослой формы этого заболевания. Другая сложность диагностики заключается в том, что у взрослых с резидуальным СНВГ часто имеются одно или несколько сопутствующих психических заболеваний, чаще всего расстройства настроения, злоупотребление психоактивными средствами и расстройства личности, симптомы которых могут в значительной степени перекрываться с симптомами СНВГ.

Сами по себе типичные симптомы СНВГ у взрослых неспецифичны и включают в себя беспокойство, трудности концентрации внимания, возбудимость, импульсивность и раздражительность. Данные симптомы часто приводят к снижению работоспособности и успеваемости, тревоге, вспыльчивости, необщительности и злоупотреблению психоактивными средствами.

Лечение.В одной из известных работ (Wenderetal, 1985) исследовано 37 взрослых больных с резидуальным СНВГ. При приеме метилфенидата (средняя суточная доза 43,2 мг, разделенная на несколько приемов, диапазон доз от 10 до 80 мг) у 21 из 37 больных наблюдалось умеренное или выраженное улучшение. В то же время при приеме плацебо улучшение отмечалось только у 4 больных. В предшествующих исследованиях было показано, что пемолин менее эффективен. В другом исследовании (Mattesetal., 1984) сравнивались две группы взрослых больных с симптомами СНВГ — с диагнозом СНВГ в детском возрасте и без него. Было показано, что метилфенидат (средняя суточная доза 48,2 мг) помогает только небольшому числу пациентов (16 из 66), причем эффективность не зависит от наличия СНВГ в детском возрасте. По последним данным, суточные дозы менее 0,7 мг/кг эффективны в 25-50% случаев, в то время как при более высоких дозировках (до 1,0 мг/кг/сутки) эффект наблюдается чаще. Это подтверждает наличие дозозависимого эффекта и свидетельствует о необходимости постепенно повышать дозировку до 1,0 мг/кг/сутки, прежде чем предполагать отсутствие эффекта. Необходимо признать, что методы диагностики и лечения СНВГ у взрослых разработаны хуже, чем у детей и подростков. Эмпирическим путем установлено, что взрослым с симптомами СНВГ следует назначать метилфенидат. Лучший терапевтический ответ наблюдается у больных с диагнозом СНВГ в детском возрасте с симптомами нарушения концентрации внимания, раздражительности, импульсивности и нетерпеливости. Больным с большой депрессией, пограничным или антисоциальным расстройствами личности или злоупотреблением психоактивными средствами в анамнезе лучше применять психотропные препараты других групп. Терапию начинают с малых доз, которые постепенно увеличивают, если позволяют побочные эффекты, до достижения терапевтического эффекта (табл. 6.3). Имеются единичные данные о том, что при таком подходе резистентность к терапии не развивается.

Таблица 6.3. Дозировка психостимуляторов

Препарат

Терапевтическая дозировка (мг/сутки)

Диапазон допустимых доз (мг/сутки)

Аддерал

10 — 30

2,5 — 60

Декстроамфетамин

10 — 30

2,5 — 60

Метилфенидат

20 — 40

5,0 — 80

Пемолин

56,25 — 75,0

37,5 — 112,5

Нарколепсия

Нарколепсия характеризуется чрезмерной дневной сонливостью, сочетающейся с непреодолимыми, кратковременными эпизодами засыпания. Кроме того, у больных может отмечаться каталепсия — периоды частичной или полной потери двигательного тонуса (часто провоцируемые сильным эмоциональным возбуждением), сонный паралич и/или гипнагогические галлюцинации. Симптомы дневной сонливости и эпизоды засыпания наиболее эффективно купируются психостимуляторами. В отличие от больных с СНВГ, у некоторых больных нарколепсией, принимающих большие дозы психостимуляторов, может развиваться зависимость. Метилфенидат и декстроамфетамин назначаются по 20-200 мг/сутки в несколько приемов. Кроме психостимуляторов, эффективны ингибиторы МАО (например, фенелзин 30-75 мг/сут). При каталепсии ингибиторы МАО и психостимуляторы обычно неэффективны; в некоторых случаях эффективными оказываются трициклические антидепрессанты (например, имипрамин 75-150 мг/сут). Новейший препарат для лечения нарколепсии и чрезмерной дневной сонливости — модафинил. Механизм действия этого препарата еще недостаточно понятен, так как он не является психостимулятором и, как следует из экспериментов на животных, не затрагивает дофаминергическую систему. Предполагается, что он стимулирует пробуждение, действуя на гипоталамус и ствол мозга. Выпускается в таблетках по 100 и 200 мг. Рекомендуется принимать одну таблетку 200 мг утром. Возможные побочные эффекты — головная боль, тошнота, нервозность, тревога, потеря аппетита и бессонница. В целом препарат хорошо переносится. Возможно взаимодействие с другими средствами, которые индуцируют, ингибируют или являются субстратами цитохрома P450 3А4. Доза в 400 мг переносится довольно хорошо, но не более эффективна, чем доза в 200 мг. Прекращение приема не вызывает синдрома отмены, препарат включен в Класс Контролируемых Веществ Списка IV. Вероятность развития злоупотребления или зависимости меньше, чем у психостимуляторов.

Депрессивные и апатические состояния

Большой депрессивный эпизод. Хотя многочисленные клинические наблюдения и неконтролируемые исследования позволяют предполагать, что декстроамфетамин, метилфенидат или пемолин могут быть эффективны при лечении большого депрессивного эпизода, контролируемые испытания дают в основном отрицательные или сложные для интерпретации результаты. Более предпочтительны селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), циклические антидепрессанты, ингибиторы МАО, венлафаксин и бупропион. Учитывая такие недостатки психостимуляторов, как развитие толерантности, возможность злоупотребления и побочные эффекты (бессонница, тревога и возбуждение), не следует назначать эти препараты в качестве основного лечения большого депрессивного эпизода. Депрессивным больным, у которых может наблюдаться улучшение от стимулирующих эффектов других препаратов или у которых отмечалось увеличение массы тела во время лечения циклическими антидепрессантами, препаратами выбора являются бупропион, ребоксетин или СИОЗС, но не психостимуляторы.

Психостимуляторы успешно применяются в качестве дополнительной терапии для лечения большого депрессивного эпизода в тех случаях, когда терапевтические дозы циклических антидепрессантов не дают полного терапевтического ответа. Например, метилфенидат можно добавлять к циклическим антидепрессантам по 10-30 мг/сутки, разделяя дозу на несколько приемов. Психостимуляторы вызывают небольшое повышение уровня циклических антидепрессантов в плазме крови, однако нет доказательств, позволяющих рассматривать этот механизм как причину улучшения состояния при добавлении психостимуляторов. Имеются данные об успешном добавлении психостимуляторов к СИОЗС и другим новым антидепрессантам. Более того, они полезны для компенсации утомляемости и апатии, возникающих при терапии СИОЗС. Назначать психостимуляторы в сочетании с ингибиторами МАО опасно, несмотря на то, что имеются единичные сообщения об успешном комбинировании этих препаратов.

Состояние апатии и социальной отгороженности у тяжелых соматических больных. У тяжелых соматических больных (особенно пожилых) может развиваться апатия, социальная отгороженность и потеря аппетита без явных проявлений большого депрессивного эпизода. Такое состояние нередко приводит к отказу от лечения, потере интереса к жизни и употреблению менее калорийного питания. Хотя состояние больных может улучшаться при приеме антидепрессантов, но поскольку необходим длительный курс терапии (несколько недель), то больные могут прекратить лечение. При рациональном использовании психостимуляторы повышают настроение, интерес к жизни, соблюдение больным режима терапии и в некоторых случаях аппетит. Эффект психостимуляторов развивается быстро. Возможно развитие побочных эффектов, причем сердечно-сосудистые эффекты относительно безопасны, за исключением тахикардии. Основные побочные эффекты, ограничивающие применение психостимуляторов, — бессонница (обычно купируется приемом препарата один раз в первой половине дня), возбуждение (требуется уменьшение дозировки или отмена препарата) и, крайне редко, токсические психозы.

Несмотря на большое количество клинических случаев и ретроспективных сообщений, необходимы специальные исследования по применению психостимуляторов при данном показании. Следует избегать назначения психостимуляторов больным, ранее злоупотреблявшим психостимуляторами, а возможно и всем больным, склонным к злоупотреблению лекарственными средствами.

Назначать психостимуляторы тяжелым соматическим больным необходимо короткими курсами (несколько дней или недель) до устранения проблемы. Начинают прием декстроамфетамина или метилфенидата с малых доз (пожилым по 5 мг два раза в сутки; молодым пациентам по 10 мг два-три раза в сутки), постепенно повышая дозу до достижения терапевтического эффекта.

Потенцирование наркотических анальгетиков

Прием внутрь декстроамфетамина может как уменьшать потребность в приеме наркотических анальгетиков раковыми больными в терминальной стадии, так и противодействовать чрезмерному седативному эффекту, возникающему при приеме высоких доз наркотических препаратов. Это особенно необходимо раковым больным, которым требуются наркотики в больших дозах для купирования боли, но которые жалуются на избыточный седативный эффект. Декстроамфетамин в дозе 5-20 мг принимают либо однократно в первой половине дня, либо несколько раз в сутки. После добавления декстроамфетамина дозировку наркотиков следует несколько уменьшить.

Ожирение

Хотя психостимуляторы достаточно давно использовались как средство подавления аппетита при лечении ожирения, было показано, что продолжительность их эффекта слишком мала для применения в терапевтических программах снижения веса. К аноректическому эффекту психостимуляторов часто развивается привыкание, что значительно ограничивает их применение по этим показаниям.