- •Шарль де Голь
- •Список использованных источников и литературы. Введение.
- •I. Истоки голлизма и голлистских движений.
- •1. Шарль де Голль до второй мировой войны.
- •1.1. Детство и юность будущего президента.
- •II. Шарль де Голль и объединение французского народа.
- •2. Послевоенный период.
- •2.1. Распад и борьба за власть.
- •III. Возвращение к власти.
- •3. Возрождение голлистского движения.
- •3.1. Алжир и Франция
- •Заключение.
1. Шарль де Голль до второй мировой войны.
1.1. Детство и юность будущего президента.
Шарль де Голль родился 22 ноября 1890 года. За двадцать лет до этого во Франции рухнула Вторая империя и установилась Третья республика. В 1875 году была принята новая Конституция, закрепившая законодательную власть за двух палатным парламентом – Сенатом и Палатой депутатов. Постепенно утверждался новый буржуазно республиканский строй. В 1879 году государственным национальным гимном Франции была признана «Марсельеза». Еще через год в день взятия Бастилии – 14 июля – был объявлен общенациональным праздником. Франция была одной из самых передовых стран Западной Европы. Особенно это касалось науки и культуры. Большие успехи были достигнуты в области физики, химии, медицины. Отец будущего президента был преподавателем философии колледжа иезуитов, и потому в семье, естественно, царил культ восторженного патриотизма, давних традиций, национальной гордости.2 В семье часто с грустью говорили о поражении Франции во франко-прусской войне. Шарль де Голль запомнил рассказ матери об отчаянии, которое она испытала в детстве, увидев своих родителей, плакавших при известии о капитуляции в 1870 году армии маршала Базена. Анри де Голль часто водил детей на прогулки по историческим местам Парижа, рассказывая по пути о самых славных эпизодах истории Франции. Юный Шарль де Голль восторженно проникался чувством патриотической гордости. Уже в раннем детстве он узнал о своих предках, на протяжении веков помогавшим королям «создавать» Францию. Активную духовную деятельность развела бабушка Шарля – Жозефина Мэйо. Она написала много книг, издавала так же журнал «Семейная переписка». Ревностная католичка, она тем не менее проявила необычную широту взглядов. В своем журнале Жозефина напечатала одобрительные комментарии к некоторым сочинениям социалиста Прудона.
В этой семье было три сына. Шарль стал историком, написавшим труд «Кельты в XIX веке». Второй сын приобрел известность как энтомолог своим «Каталогом перепончатокрылых Франции», в котором описал пять тысяч видов ос и пчел.1 Судьба третьего сына Анри, сначала была неопределенной. Участник войны с Пруссией, допущенный в военно – инженерную Политехническую школу, он отказался от карьеры офицера, предпочел должность мелкого чиновника в префектуре департамента Сена, там он тоже долго не работал, и в конце концов стал преподавателем религиозной школы. Он обучал литературе, философии, и математике.
Анри де Голль женился на своей кузине, таким образом породнив свой род с промышленной буржуазией севера. У них родился, как мы упоминали в начале2, сын 22 ноября 1890 года, очень подходящий для будущего политического деятеля. Многие считали, что Шарль де Голль по своему характеру был портретом матери: та же чувствительность скрытая под ледяной маской невозмутимости, тот же темперамент, в котором смешивались уравновешенность и нервозность, та же внезапная вспыльчивость3. Что касается мировоззрения, культуры, манеры мышления, то он – сын своего отца. Уклад семьи был религиозным. Тоска по прошлому, особенно по монархии, надежды на восстановление которой рухнули, создавала в семье настроение некоторой отчужденности от окружающей жизни.
14 июля – день взятия Бастилии – не признавался законным торжеством. Национальным праздником считали больше день памяти Жанны д’Арк. События политической жизни встречали одобрение только в том случае, если речь шла о каком либо намеке на возрождение «истинного величия» Франции. С восторгом отнеслись родители Шарля к приезду в Париж в 1896 году русского императора Николая II. Союз с Россией обещал успех в назревавшей войне с Германией. Только два института французского общества считались в семье Анри де Голля достойными уважения и доверия – армия и церковь. С раннего детства Шарлю внушали, что по воле счастливого случая он – продолжатель славного в прошлом, хотя и увядшего генеалогического древа рода де Голлей. Когда речь заходила о Столетней войне и событиях, ей подобных, детям внушали, что людям такого происхождения, никогда не следует изменять своей исторической миссии, состоящей в том, чтобы хранить высокий духовный облик нации, быть опорой патриотизма и католической веры. Вот к чему сводилось воспитание будущего генерала. Он рано осознал свою принадлежность к подлинной элите, признанной самим богом быть солью земли и составлять когорту избранный1. Ему внушали, что он принадлежал к самой вышей общественной группе – дворянству. Но сознание своего благородного происхождения психологически ведет к тому, что человек хочет быть знатным и стремиться к власти. Шарль учился в иезуитском колледже на улице Вожирар. Но отцы – иезуиты не преуспели в обуздании его характера. Речь не идет о том, что он отвергал глубоко консервативную, а точнее реакционную идейную сущность образования, которое давал колледж. Религия была для него привычной с детства. Дело обстояло в том, что система мелочной регламентации, не обоснованной не какой логикой, необходимость безропотно подчиняться всему, что предписано, оказались для него непереносимыми. Шарль любил читать, особенно исторические книги, французы вообще любят историю и гордятся прошлым своей страны2.
В 1907 году отец посылает сына учится в Бельгию. Он занимается в специальном математическом классе и обнаруживает большие способности к математике. Преподаватели советуют юноше в Политехническую школу, но Шарль поступает в военное училище. Этот выбор является результатом размышлений о судьбе родины и своем жизненном пути, закономерным плодом его духовного развития. Итак, его мечта сбылась, так думали многие, то был принят в военное училище. Но в действительности все оказалось не таким идиллическим. Почти век после Наполеона французская армия не одерживала каких-либо побед. Зато бессмысленных провальных преступлений и авантюр на ее счету было не мало. Пятном лежало на ней позорное поражение в войне 1870 года, символизируемая словом «Седан». А потом кровавая расправа над парижскими патриотами – коммунистами сделала армию палачом народа. Традиционное для Франции обожание армии, мундира, знамени сменилось недоверием и призрением. Поэтому немногие, подобно Шарлю де Голлю, сохранили веру и надежду.
Шарль де Голль считал, пишет Н. Молчанов в своем исследовании3, весьма сомнительной системы, согласно которой, чтобы научиться командовать надо научиться подчиняться. Он был более склонен к мысли о том, что судьба наделяет каждого достойной его участью. Итак, можно сделать следующие выводы: что само семейное воспитание, уклад семьи, вера в религию повлияли на формирование характера и мировоззрений юного Шарля де Голля.
