Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вардомский 2002.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
2.4 Mб
Скачать

Литература

  1. Международные отношения вXXI веке. Глобальное в регио­нальном, региональное в глобальном//Аналитические материалы/ Под ред. А.С. Макарычева. — Нижний Новгород: Нижегород. гос. лингв, ун-т, 2000.

  2. Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ//МИД РФ. — М. — 1999.

  3. Внешнеэкономическая деятельность регионов: роль в федера­лизации России//Материалы научного семинара «Перспективы фе­дерализма в России: теоретические и практические аспекты». — Ка­зань, 1999.

<:Л; Л "Л

108

ш

ГЛАВА 4 • .•■■—v.*,-

-к"?

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ;

4.1. Внутрироссийская география экспорта и импорта

Отдельные части национального экономического пространства неодинаково включены в мировой оборот товаров и финансов, в информационный и технологический обмен. Эта закономерность наблюдается в любой стране и связана с транспортно-географи-ческим положением, структурой хозяйства, историческим ходом экономического развития, множеством других факторов. Однако масштабы этих различий и их социально-экономические послед­ствия у отдельных стран неодинаковы.

В России межрегиональные различия по степени включенно­сти в международные хозяйственные связи очень велики, хотя с нормативно-правовой точки зрения либерализация в равной мере охватывает всю ее территорию. В значительной мере это связано с наследием прошлого развития. Но в немалой степени на это влияют закономерности рыночных отношений, а также политика Федерального центра и субъектов РФ.

Региональные различия во внешней торговле в условиях государственной монополии

В условиях государственной монополии практически все внеш­неторговые операции СССР осуществлялись столичным городом, а точнее, уполномоченными на это ведомствами. Поэтому факти­чески речь могла идти о различиях в размещении экспортного производства и импортного потребления. В СССР наблюдались большие различия между республиками по объемам экспортного производства и импортного потребления, среди которых заметно преобладала РСФСР, на которую приходилось в 1990 г. 77,8% экспорта и 68,7% импорта при доле в населении — 51,4%.

На уровне макрорегионов тогдашние различия и их динамику хорошо иллюстрирует интегральный показатель экспортной спе­циализации макрорегионов, рассчитанный И.Ф. Зайцевым. Он получен в результате соотнесения показателя экспортной продук­ции на душу населения по отдельным крупным экономическим районам с аналогичным показателем по Центральному району. Динамика показателя экспортной специализации макрорегионов России представлена в таблице 16.

Таблица 16

Динамика показателя экспортной специализации макрорегионов России (уровень Центрального района равен 1)

Районы

1970

1985

Северный и Северо-Западный

2,27

2,43

Центральный

1,00

1,00

Волго-Вятский

0,85

1,24

Центрально-Черноземный

0,73

0,75

Северо-Кавказский

1,48

0,61

Уральский

1,43

1,40

Поволжский

1,28

2,95

Западно-Сибирский

0,50

2,12

Восточно-Сибирский

1,25

1,89

Дальневосточный

1,60

1,42

Белорусский

1,02

1,65

Прибалтийский

1,15

0,74

Донецко-Приднепровский

2,66

2,54

Юго-Западный

0,63

1,03

Южный

0,54

1,02

Закавказский

0,48

0,46

Среднеазиатский

0,91

0,63

Казахстанский

0,97

0,53

Молдавия

0,59

0,49

Источник: Зайцев И.Ф. Межрайонное и международное разделе­ние труда. — М., 1988. — С. 77.

Из таблицы 16 видно, что за 1970 — 1985 гг. существенно вы­росла экспортность Сибири, Европейского Севера и Поволжья, что отражало рост в структуре экспорта топлива, сырья и материа­лов. В результате этого происходило «расхождение» территори­альных структур производства в целом и его составной части — экспортного производства. Расхождение проявлялось в углубле­нии несоответствия между межрайонной специализацией регио­нов и структурой производимой в них экспортной продукции.Эти диспропорции отражали сложившиеся к середине 80-х гг. СтРУктурные особенности советской промышленности, когда она, При всей своей диверсификации, входила в мировое хозяйство в °сновном топливно-сырьевым комплексом. Обрабатывающая же

110

111

промышленность, ядро которой составляли предприятия ВПК, была практически изолирована от зарубежного мира. В географичес­ком отношении расширение топливно-сырьевой составляющей эк­спорта означало смещение экспортных баз на север и восток.

Если на размещение экспортной базы дистанционный фактор оказывал ограниченное воздействие, то применительно к распре­делению внешних связей его действие проявлялось довольно от­четливо. Так, доля непосредственных сухопутных соседей в экс­порте СССР в 1975 г. составляла 36,7%, а в 1986 г. — 38,5%, в импорте, соответственно, 31 и 39,3%. Доля европейских стран в советском экспорте в 1986 г. равнялась 72%, а в импорте — 75% . В этой связи уместно вспомнить, что важной предпосылкой сдви­гов в размещении экономики в европейских странах СЭВ в соци­алистический период были крупные поставки топлива и сырья из СССР. Мощные товаропотоки, пересекавшие аграрные запад­ные районы СССР и восточные районы Польши, ЧССР, Венгрии, Румынии и Болгарии, способствовали их индустриализации. На долю взаимной торговли в конце 80-х гг. приходилось около 60% суммарного товарооборота тогдашних членов СЭВ.

Усиление несоответствия между внешним и внутренним дей­ствиями дистанционного фактора на экспорт бросалось в глаза многим исследователям. Его предлагалось смягчить путем со­здания в зоне, прилегающей к западным границам, на расстоянии до 1500 км экспортных производств в обрабатывающей промыш­ленности61.

На это же были нацелены популярные в 80-е гг. концепции «Интеграционного региона», «Интеграционных промышленных зон», «Континентально-морского развития экономики СССР»62. Частично идеи, заложенные в этих подходах, были реализованы. В частности, за 1970 - 1985 гг. существенно увеличилась экспор-тность Белоруссии, Южного и Юго-Западного макрорайонов, но это было в основном связано с пуском крупных предприятий, выпускающих удобрения (в Гродно и Солигорске в Белоруссии, Припортовый завод в Южном, Одесская обл.) и ТЭК (Новополоц­кий и Мозырьский НПЗ в Белоруссии, Хмельницкая и Ровенс-кая АЭС в Юго-Западном районе).

81 Богомолов О.П. Страны социализма в международном разделе­нии труда. — М.: Наука, 1896. — С. 366.

' 62 Итоги науки и техники. География зарубежных стран. Т. 13-

..Территориальная организация хозяйства стран-членов СЭВ зарубежной Европы. — М.: ВНИТИ, 1985. — С. 159-161.

112

Предпринятое в ходе «перестройки» размягчение государствен­ной монополии на внешнюю торговлю и передача части функции союзным республикам, а также автономным республикам, кра­ям и областям было нацелено на активизацию экспортного про­изводства и достижение валютной самоокупаемости. В качестве инструментов децентрализации использовались региональные валютные фонды и внешнеторговые объединения, имевшие право осуществлять экспорт товаров, производимых предприятиями рес­публиканского (местного) подчинения, и закупать продукцию за рубежом для собственных нужд. Однако эти нововведения не оправдали связанных с ними ожиданий. Более того, они внесли заметный вклад в дезинтеграцию Союза, поскольку не имевшие достаточных экспортных ресурсов республики стали реэкспорти­ровать по государственным фондам ликвидную продукцию, по­лучаемую из других регионов. Экспортные операции усиливали внутренний дефицит некоторых товаров, в то время как импорт реализовывался в конкретных республиках, краях и областях. В результате это усиливало различия в социально-экономическом положении отдельных республик и административно-территори­альных образований.