- •Традиционные и электронные библиотеки. Сходства и различия.
- •История возникновения электронных библиотек
- •100 Писем в день, среди которых — 10—30 — с книгами. Количество присылаемых книг стало таким, что я уже не успеваю их обрабатывать. Стали присылать также авторы, переводчики и издательства”.
- •Традиционные и электронные библиотеки: проблемы взаимодействия
- •Российская государственная библиотека в Сети
- •Заключение
- •Список литературы
Содержание
Введение
Традиционные и электронные библиотеки. Сходства и различия.
История возникновения электронных библиотек
Традиционные и электронные библиотеки: проблемы взаимодействия
Российская государственная библиотека в Сети
Заключение
Список литературы
Введение
Если когда-нибудь доведется встретиться со своими далекими предками или отдаленными потомками, у нас найдется чем перед ними похвастаться: нам посчастливилось быть свидетелями и участниками одной из величайших в истории человечества революций — информационной революции.
Впрочем, сей факт настолько уже привычен, что даже не поражает воображение, а молодняк, рожденный в конце прошлого века, и вовсе его в упор не видит: для него компьютер и мобильный телефон, соединенный с Интернетом, — обычные бытовые приборы, вроде утюга или электрического чайника.
А между тем за последние десятилетия человечество незаметно для себя пересекло некий рубеж и оказалось в новой эре, в новой общественной формации. Именуют ее по-разному — посткапиталистическое общество, постэкономическое, постиндустриальное, информационное, информациональное общество, общество знания… Названий так много потому, что они отражают либо различные концептуальные подходы к проблеме, либо различные аспекты самой формации, сходясь при этом в одном: “Информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т.п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения”1 .
А это, в свою очередь, означает, что роль хранилищ национального информационного ресурса — и прежде всего библиотек — возрастает еще более, чем когда-либо в прошлом. Впрочем, есть ли куда ей расти, этой роли? Она всегда была чрезвычайно высока — даже в самые отдаленные времена. Другое дело, что к прежним, традиционным информационным ресурсам — рукописным и печатным материалам, живописи, скульптуре, архитектуре, аудиозаписям, фотографии, кино- и видеофильмам и т.п. — современность прибавила новую составляющую — электронную, то есть любые информационные объекты (тексты, изображения, звуки и т.п.) в цифровой форме.
Стоит ли ставить особняком эти “цифровые” объекты? Не все ли равно, высечен ли текст на камне, написан гусиным пером на пергаменте, напечатан на бумаге или нанесен на какой-нибудь электронный носитель?
Ответ содержится уже в самом вопросе. Надпись на камне вы не в силах унести в кармане, разве что увезете на телеге к себе во двор и сделаетесь эксклюзивным читателем каменной скрижали. Пергаментная книга весит поменьше, но так же, как и каменная, существует в единственном экземпляре — ею необходимо либо владеть единолично либо переписывать от руки. Ну и так далее…
Таким образом, различие между традиционной и “цифровой” составляющими заключается “не только в способе представления информации, но и в стратегиях ее хранения, распространения и модификации” .
Электронный способ представления информации дает фантастические возможности и того, и другого, и третьего, а посему, как считают специалисты, в перспективе вся наиболее важная и значимая часть традиционной составляющей — то есть, говоря проще, все лучшие книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы и так далее — будет, безусловно, представлена и в электронной форме.
Что касается книг, то этот процесс перевода бумажных книг в “цифры” бурно идет уже сейчас. Электронные коллекции текстов, частные и государственные, растут, как грибы, и сегодня любое мало-мальски серьезное обсуждение проблем современной общественной библиотеки обязано учитывать также и “электронную составляющую”. О ней и пойдет речь в этом обзоре материалов, взятых из Сети и “бумажных” изданий, отнюдь не претендующем на всесторонний охват необъятной темы. Моя задача — дать самый общий, первоначальный очерк проблемы, о которой еще не раз пойдет речь в нашей рубрике “Библиотека—XXI”.
Традиционные и электронные библиотеки. Сходства и различия.
Электронные (цифровые) библиотеки (ЭБ) в мировой и отечественной информационной инфраструктуре по мере развития программно-технических и телекоммуникационных средств приобретают все большее значение во всех сферах деятельности общества. С другой стороны развитие упомянутых средств оказывает существенное влияние и на изменение технологии работы традиционных библиотек, использующих автоматизированные библиотечно-инфомационные системы (АБИС).
Часто возникает вопрос: «Не являются ли ЭБ современной альтернативой АБИС?». При этом некоторые наши коллеги рассматривают АБИС как теряющую актуальность попытку автоматизации традиционных библиотек.
Следует указать, что между «традиционными» и «электронными» библиотеками существуют, как определенные различия, так и действительно нечто общее. Остановимся вначале на их различиях.
В самом общем плане они определяются:
Разными видами носителей информационной продукции (соответственно — твердые и машиночитаемые) и в определенной мере — ее видовым составом.
Технологическими процессами формирования (комплектования) информационной продукции, а также составом средств, используемых для ее хранения и предоставления пользователям.
Характером целей и решаемых задач обслуживания пользователей.
Существенно отличающимися организационными формами создания и функционирования. Так, традиционные библиотеки являются юридическими субъектами или структурными службами организаций (фирм, предприятий), в состав которых они входят. Они имеют профессиональный штат сотрудников и предназначены обслуживать литературой определенные контингенты читателей. Электронные библиотеки создаются или могут создаваться в рамках организаций любого вида, имеющих, как правило, собственные информационные ресурсы, которые они заинтересованы и способны предоставить в доступ пользователям через Интернет или специализированные телекоммуникационные сети. При этом основной состав исполнителей, поддерживающих их работу, в большинстве своем профессионально не ориентирован на выполнение библиотечных и информационных задач, которые являются для них дополнительными или временными.
Разными правами собственности на информационную продукцию, а также на ее копирование и распространение — ЭБ пользуются такими правами в силу специфики документов и данных, которыми они владеют и предоставляют в доступ, традиционные библиотеки правами собственности на литературу, которой они располагают, как правило, не обладают.
Различиями в способах обращения пользователей к ресурсам и услугам этих библиотек, а также используемыми для этого средств. Так, чтобы получить нужную литературу читатель обычной библиотеки, как правило, приходит в нее. Он является постоянным пользователем ее услуг и для обращения к ресурсам библиотеки собственных программно-технических средств ему не требуется. Поиск нужной ему литературы он производит во вполне определенном для него электронном каталоге и, при необходимости, может воспользоваться помощью сотрудника библиотеки. Сказанное относится и к «продвинутым» читателям, имеющим такие средства дома или на рабочем месте.
Пользователь ЭБ помимо того, что он обслуживается только в телекоммуникационном режиме, чаще обращается ко всему пространству Интернета для получения необходимых ему документов и данных. В этих условиях, как правило, он не вправе предъявлять какие-либо претензии персоналу ЭБ в недостаточном внимании или качестве и обслуживания.
По-видимому, данный список различий можно было бы продолжить. Однако и из него ясно, что «традиционные» и «электронные» библиотеки, как объекты информационной инфраструктуры общества и проектирования, имеют существенные различия. Эти различия касаются большинства организационно-технологических принципов построения АБИС и ЭБ, а также средств их программного, технического, информационного и лингвистического обеспечения. И тот факт, что наиболее продвинутые библиотеки создают и поддерживают в Интернете свои Web-серверы, на сайтах которых выставляют полнотекстовые и мультимедийные документы или даже их коллекции, указанных различий никак не отменяет.
Что, помимо присутствия в наименованиях АБИС и ЭБ слова «библиотеки» их объединяет? К «общему» можно отнести, прежде всего, то, что они дополняют друг друга при информационно-библиотечном обслуживании пользователей, а также их взаимозависимость и взаимное влияние на развитие части используемых в них средств и технологий. Так, библиотеки и создаваемые в них АБИС в процессе своего функционирования все шире используют Интернет для решения своих внутрисистемных задач и обслуживания пользователей (в том числе — документами и данными, заимствованными из ЭБ; использованием системы электронной доставки документов при обслуживании в режиме МБА и др.). Для этой же цели в библиотеках создаются рабочие станции и классы, обеспечивающие персоналу системы и пользователям доступ в Интернет, а также уже упомянутые выше собственные серверы. Элементами используемой в традиционных библиотеках технологии, пересекающейся с ЭБ, является и перевод части фондов (в основном предназначенных для длительного хранения) на машиночитаемые носители. Помимо сказанного на базе традиционных библиотек могут создаваться и уже создаются электронные библиотеки.
В свою очередь при создании электронных библиотек не могут не учитываться как профессиональный опыт библиотечной и информационной деятельности, так и общие организационные принципы создания, построения и функционирования АБИС, включая требования действующих в библиотечной области международных и российских стандартов.
С учетом сказанного, на наш взгляд, следует отнестись к содержанию статьи В.Г. Казакова и Т.В. Майстрович «Электронный документ как объект библиотечного дела: постановка проблемы».
С одной стороны в ней совершенно справедливо ставится ряд проблем, связанных с отсутствием нормативной базы, определяющей комплекс требований к машиночитаемым («электронным») документам, включая их правовой и видовой статусы; форматы записи; требования к содержанию, оформлению, хранению; правилам их использования (в том числе возможности ссылок на них) и т.д. Нельзя не согласиться также с давно назревшей необходимостью создания депозитария или ряда депозитариев для сохранения машиночитаемых документов, которые могут быть отнесены к электронным изданиям, и обеспечения ссылок на эти документы при создании новых. В указанном плане В.Г. Казаков и Т.В. Майстрович повторяют, а в чем-то и дополняют длинный ряд публикаций, посвященных развитию электронных библиотек в России.
С другой стороны на все электронные библиотеки и их информационные ресурсы авторы распространяют требования, которые характерны для библиотек, как субъектов традиционной библиотечно-информационной инфраструктуры общества. Различия, перечисленные выше в пп. 3-6, не позволят жестко установить приведенные в статье правила в значительной части образований, претендующих на наименование «электронная библиотека» но не созданных на базе организаций, ориентированных на информационное обслуживание пользователей. В первую очередь сказанное относится к разного рода коммерческим и общественным организациям. Для указанных организаций разработанные стандарты и другие нормативные документы в лучшем случае могут иметь только рекомендательный характер. При этом нельзя не учитывать того, что необходимые для создания и развития ЭБ стандарты (в том числе касающиеся структуры данных, сопровождающих электронные публикации) хотя и могут использовать некоторые уже существующие прописи СИБИД, однако должны быть выполнены с учетом того, что они связаны с принципиально отличными от традиционных объектов нормирования, условий их распросранения и использования". Кстати также заметить, что создавать «институт стандартизации» для ЭБ, нет необходимости, поскольку в соответствии с установленным в России порядком, разработкой стандартов любого рода занимается ВНИИКИ. Другой вопрос заключается в том, что инициативу выполнения таких разработок до сих пор не взяло на себя ни одно ведомство нашей страны.
Подводя итог всему сказанному, отметим еще раз, что хотя в области развития как традиционных, так и электронных библиотек стоит много частично пересекающихся, правовых, организационных и технологических проблем, это разные субъекты информационной инфраструктуры общества и рассматривать их (проблемы) следует дифференцировано.