
- •Раздел I. Общие сведения о речи глава 1. Речь: понятие, термины
- •Глава 2. Язык и речь: общее и различное
- •Глава 3. Функции языка и их реализация в речи
- •Глава 6. Виды речи как деятельности
- •Глава 7. Внутренняя речь
- •Глава 8. Мышление и речь – речь и мышление
- •Механизмы речи глава 9. Высказывание. Речевой акт
- •Глава 10. Мотивация речи
- •Глава 11. Речевая интенция
- •Глава 12. Семантико-грамматическое структурирование
- •Глава 13. Переход к внешней речи (акустической и графической)
- •Глава 14. Моделирование процесса восприятия речи
- •Глава 15. Обратная связь
- •Глава 16. Билингвизм
- •Глава 19. Монолог и диалог
- •Глава 29. Словарь личности и его развитие
- •Глава 32. Невербальные средства общения
Глава 19. Монолог и диалог
Деление речи на монолог и диалог по числу участников действия (монолог – речь одного лица, диалог – речь двоих) было известно уже в Древней Греции, это деление использовалось в риторике, философии, логике. Речь двоих в диалоге представлена чередованием ролей: слушающий становится говорящим, говорящий – слушающим.
В последние десятилетия XX в. стало употребляться понятие «полилог»: это речевой процесс в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.
Монолог. С житейской точки зрения монолог маловероятен и малоэффективен: в быту речь ситуативна, одна реплика вызывает другую, идет чередование высказываний.
С психологической точки зрения монолог неестественен: ведь согласно теории коммуникации и речевых актов речь должна иметь адресата, должна быть обращена к собеседнику. При таком подходе монолог не есть речь одного, как он обычно определяется, а реплика в диалоге, растянутая во времени и в объеме. Л.С.Выготский не признавал самостоятельности монолога, он утверждал, что один говорящий всегда обращается к кому-то, к какому-то адресату, возможно – воображаемому.
Не только в произносимом и тем более – записанном монологе, но даже в мысленном человек обращен к предполагаемому собеседнику, как бы прикидывает его реакцию на свою мысль: оратор обдумывает речь и прогнозирует ее восприятие, пишущий пишет письмо и предвкушает реакцию своего адресата.
Наиболее естествен монолог в театре: персонажу необходимо как-то донести до зрителя мысли, вложенные в него драматургом, и здесь монолог ему необходим. Таковы монологи Гамлета, Бориса Годунова, Ленского или Германна. В спектакле или в опере монолог – одна из условностей, о которых зритель знает и на которые заранее дает согласие. Но даже в театре произносящий монолог нуждается в собеседнике, будь то родной сын (Годунова) или истлевший череп (в трагедии «Гамлет»).
Монолог естественен и в образовательном процессе: профессор читает лекцию студентам, излагает им научный курс, они слушают, записывают – конспектируют, иногда обращаются с вопросами: на первый взгляд монолог как монолог, речь одного.
Но и в этом случае можно подойти к лекции с точки зрения общения, и сразу станет ясно, что данная ситуация диалогическая: профессор передает материал (информацию), студенты ее воспринимают, перерабатывают в своем сознании, готовятся к обратной связи – к собеседованию, зачету, экзамену. А бывает – внутренне спорят с лектором.
Кстати, лекцию воспринимает и сам профессор, он не механически повторяет хорошо известный ему материал, он обдумывает лекцию, слушая сам себя, чему-то радуется, чем-то лишь удовлетворен, а чем-то и недоволен.
Особый вид монолога – это труд автора: писателя, работающего над романом, ученого, пишущего статью в журнал. Но специфика письменного монолога в возможности длительной подготовки, корректирования, создания вариантов текста приводит к тому, что монологом его не называют.
Специфика устного монолога: в нем сильны мотивы самовыражения личности; ослабленная установка на ответ собеседников в сравнении с репликами диалога; структура, композиция монолога всегда строже, ее организация выше, чем в реплике диалога; то же можно сказать и о выборе языковых средств – в нем меньше случайного; монолог характеризуется относительной завершенностью, как правило, он не требует непосредственной обратной связи. Нередко отмечается также, что монолог рассчитан на пассивное восприятие. Вряд ли с этим можно согласиться: трудно представить себе такого оратора, артиста, который не рассчитывал бы на реакцию своих слушателей.
Виды монологов в жизни: речь оратора, эгоцентрическая речь ребенка или взрослого, лекция в университете, письмо – деловое или интимное, дневниковая запись, молитва, монолог в драматическом произведении, внутренний, мысленный, монолог, чтение чужого текста или своего собственного, полузабытого...
Необходимо различать монологическую речь как процесс ее порождения и монолог как текст (так же, как мы различаем речь – процесс и речь – текст). Монологическая речь активна, но рассчитана на пассивное и отсроченное восприятие, возможно, на критическое перечитывание и обсуждение. Это речь строгая, правилосообразная, композиционно выверенная. Но бывают и монологи-импровизации, в них звучат страсть и увлечение. Таким образом, сопоставление монолога с диалогом помогает проникнуть в его природу, но не отрицает необходимости принимать его как самостоятельную форму речи.
Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями, на ее композицию, содержание и языковой состав влияет непосредственное, чаще всего – немедленное восприятие. Участники диалога оказывают друг на друга сильное активизирующее влияние.
Как правило, реплики в диалоге не обладают самостоятельностью, законченностью, другими признаками монолога. Ситуации диалогов отличаются естественностью, речь преимущественно ситуативная, во многом спонтанная.
Весь диалог или его части могут расцениваться как единый акт речи, целый текст. Он малопонятен в отдельных репликах, может быть адекватно понят только целиком или, как минимум, в составе пары реплик. Структура диалога – обмен репликами.
Типы реплик, группирующихся попарно:
а) вопрос – ответ;
б) добавление к первой реплике или пояснение;
в) согласие или возражение;
г) формы речевого этикета, например приветствие и отклик. Каждая реплика может рассматриваться как ступень к продолжению диалога и условие его продолжения.
Можно предположить, что диалог был первичной формой речи. В диалоге отчетливо прослеживаются, просматриваются движущие силы речевых актов – мотивы, цели, а также паралингвистические средства.
Языковой состав реплик нацелен на восприятие, на активизацию второго члена диалога: в диалоге заметны элементы разговорного стиля, эллиптические конструкции, обращения, восклицания и вопросы, в устном диалоге – богатая палитра интонаций. В то же время заметна экономия языковых средств.
Поскольку диалогическая речь редко бывает подготовлена и прокорректирована, в ней высока вероятность неудачного выбора слов и даже ошибок, нарушений литературной нормы.
В зависимости от содержания реплик, от позиций его участников диалог может развертываться линейно, с нечастыми ответвлениями, но дискуссионный диалог строится по контрарному принципу.
Диалог предрасположен к экспрессии: эмоции в нем играют значительную роль. Используются повторы, междометия, частицы, лексика разговорного стиля и пр. Экспрессивность диалога, его изобразительные возможности широко используются в художественной литературе.
В письменной речи преобладает монологическая речь, в устной: в быту, в непосредственном общении – диалогическая. В литературе диалоги используются в следующих ситуациях: в повествовании они воспроизводят сцены общения; разговоры персонажей подчас занимают большую часть текста рассказа, романа. Драматические произведения – комедия, трагедия, драма, водевиль, сценарий (последний – частично) построены в форме диалога, предназначены для сценического воплощения. В драматических жанрах используется своеобразный авторский комментарий – ремарки: они обозначают, к кому обращена речь, ее интонации и пр.
Известен диалог как жанр философских трактатов. Известен эпистолярный жанр, романы в письмах: «Страдания молодого Вертера» И.В.Гете, а также подлинная переписка, издаваемая в виде отдельных книг или заключительных томов в собраниях сочинений писателей. Пример – письма И.Е.Репина.
Диалог привлекал внимание многих исследователей: Л.П.Якубинского, О.А.Лаптевой, Т.Г.Винокур. Подвергались анализу такие проблемы: синтаксис разговорной речи, диалог в массовой коммуникации, роли коммуникантов, структурирование диалогов, двойной адресат в общении (см.: Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1993). В теории диалога выделяется один из его видов, так называемая дискуссионная речь.
Это диалог (или полилог), в котором сталкиваются разные, подчас резко противоположные, позиции: обсуждение, спор, полемика, дискуссия, диспут, судебное разбирательство. Дискуссионная речь отличается высоким накалом страстей, глубокой убежденностью спорящих сторон в своей абсолютной правоте и в неправоте противника.
Черты дискуссионного диалога и требования к нему: наличие действительно весомой проблемы, актуальной, достойной обсуждения, способной возбуждать и привлекать интерес многих; наличие двух (как правило) полюсов многочисленных и вновь возникающих мнений по обсуждаемой проблеме, к которым тяготеют различные позиции участников дискуссии; компетентность участников дискуссии, так как дилетантский уровень не может привести к истине; реальность, осуществимость позиций спорящих. Дискуссия – наиболее организованный, регулируемый правилами вид спора, как правило, документируемый.
Полемика – это тоже публичный, организованный спор; термин имеет оттенок процессуальности (взаимные выпады). Диспут – также синоним дискуссии, в основном употребляется в ситуациях науки; в средние века – одна из форм или один из методов учебной деятельности.
В современной практике дискуссионные формы речи применяются в обсуждении проектов, представленных на конкурс, в оценке новых произведений искусства, книг, концепций. Дискуссионный метод применяется в современном развивающем обучении как средство развития активности обучаемых. Известны дискуссии в Государственной Думе, во многом поучительные, но, к сожалению, не всегда корректные.
Итогом организованных, строгих, правилосообразных дискуссий становятся политические, социально значимые решения, нередко – в рамках закона (Конституции Российской Федерации), например итоги референдумов.
Образцом строгой дискуссии может служить процедура суда, которая регламентируется законом, кодексом. Судебный процесс строится как дискуссия между двумя сторонами: обвинением и защитой. Обе стороны тщательно изучают все документы, доказательства виновности и невиновности подсудимого. На суде прокурор как обвиняющая сторона ведет спор с защитой; на основе аргументов сторон суд (судья, присяжные заседатели) выносит решение, осуждает или оправдывает подсудимого.
Ситуации споров и дискуссий заполняют жизнь людей; в этом смысле необходима шкала дискуссионности, спорности проблем: от тех, по которым спор мелочен и не нужен, до тех, где на карте стоят честь, достоинство и сама жизнь человека. Функции одной из форм речи переходят в сферу нравственности и судеб людей.
Есть, наконец, и скрытый, внутренний, диалог и даже спор с самим собой.
Теперь обратимся к полилогу. Термин восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к термину диалог. Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Установлено, что полилог, как правило, не распадается на несколько диалогов, как считали противники этого понятия. Его собственные специфические признаки: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность – получают в полилоге большее развитие, нежели в диалоге.
Полилог, как и диалог, противостоит монологу, полилог с диалогом объединяет в этом смысле смена говорящих и слушающих.
Ситуации полилога: общий разговор за семейным столом, за обедом; обсуждение предстоящего рабочего дня на «оперативке» у начальника цеха; полилог на уроке в классе: ученики дополняют и исправляют ответ вызванного ученика; в театре, в антракте, группы зрителей ведут общий разговор, обсуждают игру актеров.
В произведениях художественной литературы полилог нередок в бытовых сценах, взятых из реальной жизни. Например, спор казаков на майдане (площади) в «Тихом Доне» М.А.Шолохова, общие разговоры в больничной палате («Раковый корпус» А.И.Солженицына).
В полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника, в этом смысле он близок к театру, например сцены в ночлежке из пьесы «На дне» М.Горького. Каждый персонаж в полилоге более независим, чем в диалоге. Содержание реплик в полилоге имеет большую амплитуду отклонений и колебаний, нежели в диалоге.
Полилог пока мало исследован, однако к нему проявляют интерес и социолингвистика, и этнология, и история культур, и психолингвистика (см.: Винокур Т.Г. Полилог. //Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С.381).