Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сидоров / Сидоров книга 4.pdf
Скачиваний:
85
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
14.36 Mб
Скачать

Руины погибшей цивилизации

Под утро я всё-таки на три часа заставил себя уснуть. Потом, когда совсем рассвело, достал из своего рюкза­ ка большой американский складник. Сунул себе его в

карман и на всякий случай, чтобы не потерять, привязал нож к поясу. Затем вытащил свёрнутое в кольцо полотно лучковой пилы и, срезав молодую лиственницу, соорудил себе непло­ хую замену бывшему топору.

«Всё, теперь можно наскоро позавтракать и вперёд». Несколько раз мне приходило в голову сходить посмотреть,

в какую сторону подались два ночных урода. Тем более, их следы, крупные и отчётливые, похожи на человеческие и на снегу были хорошо видны. Но, подумав, я от таких мыслей отказался.

«Чего доброго, решат, что я их выслеживаю? — подумал я.

— Тогда конец доверительным отношениям. И потом они от­ правились на южный склон. Там снег ещё вчера сошёл, следов не увидеть. Попив чаю, я двинулся в гору.

«Интересно, — размышлял я, — чем дальше на северо-вос­ ток, тем больше загадок. Скоро за хребтом начнётся долгий спуск, и мне придётся пройти недалеко от вершины Вилюя. Там где-то расположена знаменитая долина Смерти. По рас­ сказам местных эвенков из маленькой фактории Эконда по тайге разбросаны какие-то металлические котлы. Что это за странные артефакты, никто не знает. Но люди, которые ря­ дом с ними долго находились, всегда серьёзно заболевали. От­ сюда и зловещее название — долина Смерти. И ещё эти котлы иногда взрываются. Да так сильно, что вся долина Вилюя со­ дрогается. Местные якуты и эвенки не любят эти места. Так

что встреча с ними мне не грозит. Но всё равно, надо быть крайне осторожным». Обходя мелкие кряжистые лиственни­ цы, я упорно двигался вперёд к вершине перевала.

«Где-то здесь, под землёй, в этом, забытом богом и людьми плоскогорье, живут роды лохматых маленьких чури, — думал я, вспоминая ночных визитёров. — Интересно, хватит у них ума освоить мои подарки? Возможно, выкинут их в первый попавшийся ручей? Но судя по их благодарным глазам, они знакомы с металлом. Если так, то может, и не выкинут...»

Наконец, лиственник уступил место зарослям карликовой берёзки, продираться через которую стало неимоверно труд­ но. Но вот и она закончилась. Теперь впереди до самой вер­ шины лежал один щебень и редкие плоские валуны. Когда я вышел на хребет, было уже за полдень. Низко висящее осен­ нее солнце освещало гигантскую всхолмлённую страну. То там, то здесь, на вершине холмов виднелись сказочные остан­ ки каменных изваяний. Ярко-жёлтый с тёмно-зелёнными по­ лосами сосновых лесов лиственничный ковёр покрывал всё это сказочное пространство. Где-то там, на горизонте, сквозь дымку тумана, виднелась долина Вилюя.

«Мне, к счастью, не туда», — отметил я про себя.

И сам удивился своим мыслям. Чему я радуюсь? Тому? что не увижу места, куда в незапамятные времена, после гибели в космосе гигантского корабля матки, села флотилия космиче­ ских модулей? Когда-то мне снилась долина Смерти, а теперь Я её почему-то боюсь. Стоя на вершине перевала, я изучал раскинувшийся перед глазами гигантский дикий пустынный край. Теперь мне стало понятно, почему старик Чердынцев нашёл для себя именно такое место. Отсюда люди сбежали давным-давно. Одни испугались взрывов загадочных котлов. Другие — того, что все, кто посетил эту долину и побывали в котлах, вскоре ушли из жизни. Третьи, это было уже в 60-е, по­ боялись испытаний ядерного оружия. При Никите Хрущёве почему-то именно в этих краях его и испытывали. Я смотрел на разлом долины Вилюя и вспоминал всё, что о ней знал. Впервые ещё в позапрошлом веке написал об этом загадочном месте известный путешественник Ричард Маак. Это он впер­ вые упомянул о страшных котлах. В частности, описал речку «Алгый тимернит». С якутского название можно перевести, как «большой котёл утонул». Исследователь древних культур Якутии А. Архипов тоже писал о непонятных металлических котлах. Это у него упомянута речка Котельная или Олгутдах.

На ней, по его исследованиям, лежит больше всего загадоч­ ных железных котлов... Невольно я перенёсся в 1908 год, когда недалеко от этих мест прогремел страшной силы взрыв. То са­ мое «тунгусское диво», споры о котором идут и в наше время.

«Может, и в бассейны Чуньки и Подкаменной Тунгуски тоже попали древние модули, и один из них взорвался?» — невольно мелькнула мысль.

Но я тут же её отогнал. Если бы в тех местах в земле были зарыты некие металлические предметы, эвенки бы о них зна­ ли. Значит, взорвался не котёл, а что-то другое. Скорее всего, имел место ионосферный пробой. Было использовано оружие невероятной разрушительной силы.

«Но кто его использовал? Да ещё в том далёком 1908 году?»

— вернулся я к прежнему предположению.

Оно не давало мне покоя. Мучительно хотелось понять, что же тогда произошло? Интуиция подсказывала, что на Зем­ ле, кроме разумного человека, присутствует ещё чей-то раз­ ум. Скорее всего, нечеловеческий. Тогда какой? Здесь, в этих горах и дебрях, он организовал ионосферный взрыв. Вывод один: попытаться от нас, людей, что-то скрыть. Но что? От та­ ких вопросов и от бессилия что-либо понять у меня закружи­ лась голова. Я чувствовал, что подошёл вплотную к разгадке какой-то тайны, но сознание упёрлось во что-то непреодо­ лимое. В какую-то невидимую стену, сломать которую сил у меня не было. И тут мой взгляд остановился на обломке ска­ лы. Камень лежал метрах в двухстах от меня, но в лучах захо­ дящего солнца был хорошо виден. Две стороны его походили на гигантский кирпич. И я невольно поймал себя на мысли, что подобные грани вряд ли могут быть созданы природой. И мне захотелось рассмотреть глыбу поближе. Спустившись по осыпи, я подошёл к скале и остолбенел: передо мной лежал за­ рывшийся в щебень гигантский каменный блок. На северной его стороне виднелся не стаявший снег. Он своей белизной чётко обрисовывал грани огромной ровной плоскости. Созна­ ние отказывалось воспринимать это. Предо мной была глыба, вырубленная явно руками человека!

«Откуда она здесь взялась? — ломал я себе голову. — Не могла же она свалиться с неба? А почему нет? — стал я ози­ раться по сторонам. — Может, она на самом деле сюда при­ летела?»

Рядом с гигантским «кирпичом» мои глаза наткнулись на торчащие из земли обломки ещё одного такого же паралле-

лепипеда. Его край покрыт лишайником... Только тут я заме­ тил, что огромная площадь откоса была покрыта не обычным щебнем, а кусками разбитых гигантских блоков. На них стоя­ ли кусты карликовой берёзки, рос лишайник, валялись сухие тощие лиственницы, но это были части гигантских каменных блоков. В этом я не сомневался.

«Откуда такие руины? И почему все эти каменные плиты разбросаны на таком огромном расстоянии? — вертелось в голове. — Может, их смыла гигантская волна цунами? Но тог­ да, почему многие из них поломаны. Скорее всего, не цунами. Что-то другое. Тогда что?»

Я ходил между торчащих из земли поросших мхом камен­ ных блоков и никак не мог понять, какая сила разбросала их на такое большое расстояние.

«Неужели это был взрыв? — думал я. — Но тогда, какой же он был силы? Если камни весом в десятки, а может, и сотни тонн, летели по воздуху, как пылинки? Узнать бы, что из этих каменных блоков было сложено? Наверняка где-то здесь ря­ дом то место, откуда они взялись».

И, забравшись на торчащий из земли каменный блок, я стал изучать местность. Моё внимание привлекла поросшая лиственничным лесом гряда, что-то в ней было не так. При­ влекла её высота и резкий уступ перехода на равнину, где ле­ жали занесённые лёссом блоки. Этот уступ мне показался уж слишком ровным. Нигде в природе подобных линий мне на­ блюдать не приходилось. И я решил пройти вдоль грани этого разлома. Было понятно, что глыбы слетели с рядом лежащей гигантской платформы, откуда я только что спустился. Боль­ ше им взяться было просто неоткуда. Не могли же они на са­ мом деле упасть с неба. Я шёл вдоль грани разлома, медленно обходя сухие лиственницы, и никак не мог дойти до его края.

«Неужели ошибаюсь? — думал я. — Хорошо бы проверить,

— и, свернув налево, я снова вышел на равнину.

На этот раз передо мной наполовину ушедшие в землю ле­ жали сразу три каменных блока. Все сомнения рассеялись, я шёл в правильном направлении. Просто разрушенное строе­ ние было невероятно огромным. И я снова вышел к платфор­ ме и двинулся вдоль её грани.

«Когда же она кончится?» — думал я.

По моим расчётам я прошёл не менее километра. Но вот, наконец, грань покрытой лёссом циклопической платформы резко свернула в сторону. И я увидел вторую её грань. Она

также терялась где-то вдали, но на ней было меньше лёсса. Кое-где виднелись явные провалы.

«Вот бы заглянуть, что там, под толщей всей этой глины? — мелькнуло в голове.

Имои шаги стали невольно быстрее. Через пару минут

яподошёл к одному из провалов и, раздвинув куст ерника, полез вниз. Прошло немного времени и глаза, привыкшие к темноте, стали различать что-то впереди. Под ногами осыпал­ ся битый камень, хрустели неведомо как попавшие в провал ветки, а со стороны платформы на меня надвинулась ровная, сложенная из циклопических каменных блоков стена. Причём гранитные кирпичи, которые я осветил своим фонариком, были в два, а то и в три раза больше, чем те, которые валялись на равнине. От волнения меня бросило в жар. Руки скользили по шероховатой поверхности камня, а сознание кричало, что этого не может быть. И что я нахожусь не в реальном мире, а во сне. И рассматриваю не подземную часть циклопического каменного комплекса, а стену Баальбекской платформы в Ли­ ване. Отступив от каменных монолитов, я опустился на землю и, лёжа на спине, стал освещать фонариком верх каменной кладки. Слабый свет натолкнулся на нависший каменный уступ и лежащие на нём лиственничные брёвна. Вот почему в этом месте кладку не занесло лёссом, догадался я. Какой-то ураган в давние времена свалил с платформы тысячи брёвен

ичасть из них, зацепившись за край каменного плато, обра­ зовали нечто похожее на нишу. Благодаря ей мне и удалось вплотную проникнуть к стене платформы. Не будь такого фе­ номена, добраться до циклопической кладки было бы практи­ чески невозможно. Мне несказанно повезло. Сев на трухлявое бревно, я выключил фонарик и, оставшись в полумраке, за­ думался. Со стороны лаза слабо проникал свет. Он касался ба­ зальтовых монолитов и освещал покрытый мхом щебень. Вот оно, вещественное доказательство того, что когда-то здесь, в ныне диких и безлюдных горах, процветала древняя великая цивилизация. Я припомнил свой путь по плоскогорью и по­ нял, что мне пришлось несколько раз пересекать нечто подоб­ ное. Просто я не обратил на то, по чему шёл, никакого внима­ ния. Не попадись на моём пути гигантский каменный блок, мне бы и сейчас ничего не удалось увидеть. От такой мысли я пришёл в уныние.

«Ну и дела! Под землю ушли руины погибшей древней цивилизации, и никто об этом не знает... Остались какие-то

смутные воспоминания в виде преданий и легенд. Больше ни­ чего. Интересно, почему она погибла?» — думал я, разгляды­ вая застывшую перед собой стену. — Налицо следы чудовищ­ ного разрушения. Что же здесь взорвалось, если каменные блоки в десятки, а может и в сотни тонн весом, как бабочки летели по воздуху?»

На секунду я попытался представить тот ад, который когдато бушевал на этом месте, и мне стало не по себе.

«Интересно, когда всё это произошло? — размышлял я. — Наверное, в Первую великую мировую войну, ту самую, кото­ рая осталась на памяти человечества как война богов и титанов. Б мифе говорится, что титаны забрасывали богов гигантскими камнями, а боги жгли их огнём молний и обрушивали на оп­ понентов чудовищные ураганы. Всё правильно. Камни на са­ мом деле имели место, только не боевые, а те, что разлетались в разные стороны после обрушения зданий пирамид и храмов. Интересно, что это было? — опять подошёл я к каменной клад­ ке. — Основание какого-то огромного каменного комплекса. Может, это была терраса, что-то наподобие Баальбекской. А может, всё, что уцелело от гигантской пирамиды? Надо попро­ бовать выяснить. Платформу хотя и плохо, но всё ещё видно. Вот бы её измерить!» — посетила меня внезапная идея.

Но выйдя на дневную поверхность и взглянув на небо, я понял, что всю намеченную работу придётся делать завтра. Солнце почти коснулось горизонта, а значит, через час ста­ нет совсем темно. Решение пришло в голову мгновенно. Без­ условно, ночевать удобнее всего рядом с кладкой у стены. Под землёй укрытие лучше не сыскать. Жаль, что я не нашёл его раньше, перед снегопадом. Час ушёл у меня на поиски сушня­ ка. И когда совсем стемнело, в подземной нише у циклопиче­ ской стены горел приличный костёр. Дым от него подымался куда-то к верху. Рядом с огнём было тепло и уютно. Наскоро поев, я решил, что перед завтрашней трудной работой хоро­ шо бы как следует выспаться. Но как я ни старался уснуть, сон не приходил. Слишком сильны были впечатления от увиден­ ного. Глаза видели, руки трогали, а сознание отказывалось верить реальности. Глядя на пляску пламени, я никак не мог понять сам себя:

«Ну, что здесь было для меня новым? Да ничего! Я же хоро­ шо знал, что в этих местах тысячи лет назад процветала высо­ коразвитая орианская цивилизация людей белой расы — на­ ших предков».

Но знать — одно, а убедиться своими глазами — совсем другое. Увиденное потрясло меня до глубины души.

«Но почему отказала интуиция? — размышлял я. — Она же меня никогда не подводила? Неужели над всей этой ги­ гантской территорией, начиная от Таймыра, заканчивая Подкаменной Тунгуской, а может, и южнее, наложено осо­ бое заклятие «вечного сна». И оно до сих пор отлично ра­ ботает. Люди ходят, смотрят себе под ноги, бурят скважи­ ны, что-то строят, но ничего подозрительного не замечают. А если и видят, то относят всё это к причудам природы. А может, всё дело в бездне времени. Если великая катастрофа произошла 40-45 тысяч лет назад, какие следы от неё могут остаться? Практически никаких! За такой гигантский срок все руины ушли под землю, и на поверхности почти ничего не осталось...»

Интуиция наверняка мне что-то шептала, но я не прислу­ шивался к её шепоту, потому что думал совсем о другом. Ско­ рее бы найти в этих дебрях загадочного старика Чердынцева...

«А может, это одно из моих очередных посвящений? — вдруг ни с того, ни с сего пришло мне в голову. — Когда я, наконец, найду, кого ищу, он меня спросит, что я по дороге увидел? И если окажусь слепым, то он мне велит убираться восвояси. Нет, дорогой дедушка, я не влип. Завтра же, пускай шагами, но всё равно измерю эту платформу и нанесу её на свою карту...»

С такими радужными мыслями я медленно погрузился в сон. Усталость взяла своё, и я почти до утра спал, как убитый. Разбудил меня нестерпимый холод. Вскочив на ноги и разве­ дя костёр, я ещё раз осмотрелся. Каменная стена осталась на месте, никто её не украл. Всё было по-прежнему.

«Значит, мне не приснилось, — взглянул я на каменные ис­ полины. — Хотя всё кажется сном...»

И тут из темноты провала я почувствовал на себе чей-то цепкий взгляд. Сняв с предохранителя «Сайгу», я быстро оглянулся. Из чёрной глубины провала на меня, не мигая, смотрели два зелёных глаза. Увидев их, я тут же успокоился и опустил оружие. Интуиция подсказала, что на меня смотрит не враг.

— Это ты, матёрый? — спросил я тихо.- Я! — раздалось при­ глушённое рычание.

— Я уж думал, что вы меня давно покинули...- Своих мы так просто не бросаем, — прорычал волк и медленно вышел на свет костра.

Положив на землю свой карабин, я присел на камень и по­ смотрел на волка. Зверь был явно встревожен.

«Мы всегда были рядом, — произнес матёрый и сел напро­ тив меня. — Дальше стая не пойдёт за тобой, человек-волк...»

— прорычал волк.

«Да мне и не нужна ваша помощь, людей здесь нет, и я поч­ ти дошёл. Благодарю и тебя, и серых братьев», — мысленно передал я волку.

«Здесь наша помощь тебе как раз и нужна, — показал свои клыки четвероногий. — Поэтому матёрый останется с тобой».