Большевизация совета
Основная статья: Большевизация Советов
Постепенное увеличение большевиков в составе Петросовета было одной из задач, сформулированных Лениным в рамках подготовки к социалистической революции. В этих целях большевики организовали широкую пропагандистскую деятельность с требованием досрочных перевыборов Совета. На выборах 21 августа 1917 года треть мест досталась именно им. Воспользовавшись провалом Корниловского выступления и политическим кризисом большевикам удалось на пленарном заседании 31 августа (13 сентября) 1917 года провести свою резолюцию «О власти», которая требовала передачу всей власти в России советам, после чего президиум Петросовета, состоящий преимущественно из меньшевиков в полном составе подал в отставку, что привело 9 (22) сентября 1917 года к избраниюЛьва Троцкого главой Петросовета. На состоявшихся 25 сентября (8 октября) 1917 года перевыборах исполкома Петросовета большевики получили значительное большинство[1].
В годы Гражданской войны
После октября 1917 года Петросовет стал высшей властью в городе. 17 (30) ноября 1917 года при Исполкоме Петросовета созданы отделы, ведавшие различными отраслями городского хозяйcтва. После переезда советского правительства в Москву в марте 1918 года Петросовет стал именоваться Петроградской трудовой коммуной, функции Исполкома исполнял Совет комиссаров, отделы Исполкома преобразованы в комиссариаты (просвещения, финансов, агитации и печати, городского хозяйства, юстиции, продовольствия, по военному округу, по делам народного хозяйства, социальной помощи, путей сообщения). В феврале 1919 года Петросовет был восстановлен в первоначальном виде[6].
В годы Гражданской войны Петросовет осуществлял снабжение города топливом и продовольствием, вел борьбу с эпидемиями, после войны занимался восстановлением городского хозяйства и промышленности.
2 августа 1920 года принято постановление о слиянии губисполкома и горисполкома. Высшим органом местного управления стал губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, который созывался 2 раза в год. Был создан единый исполнительный орган — Губисполком. Петросовет оставался высшим органом местной власти в Петрограде.
26 января 1924 года в связи с переименованием Петрограда в Ленинград Петросовет был переименован в Ленсовет.
Приказ № 1 — документ, изданный Петроградским советом поздно вечером 1 марта (14 марта) 1917 во время Февральской революции, до отречения императора Николая II.
История издания и значение[править | править исходный текст]
Фактическая власть к 1 марта (ст. ст.) 1917 года в Петрограде находилась у созданного вечером 27 февраля 1917 годаВременного комитета Государственной думы (ВКГД), а также Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.
Опубликованный 2 марта 1917 года в утреннем выпуске официального советского органа «Извѣстія Петроградскаго Совѣта Рабочихъ и Солдатскихъ Депутатовъ»[1], «Приказ» был адресован столичному гарнизону, всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и матросам флота для немедленного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.
В приказе предписывалось создать выборные комитеты из представителей нижних чинов. Главным в приказе № 1 был третий пункт, согласно которому во всех политических выступлениях воинские части подчинялись теперь не офицерам, а своим выборным комитетам и Совету. В приказе предусматривалось, что всякого рода оружие передается в распоряжение и под контроль солдатских комитетов.
Созданное Временным Комитетом Думы Временное правительство, сознавая пагубность для армии приказа № 1, пыталось отмежеваться от него и минимизировать его последствия: 5 марта Совет рабочих и солдатских депутатов отдал — в разъяснение и дополнение Приказа № 1 — скрепленный председателем военной комиссии Временного правительства приказ № 2, который, оставляя в силе все основные положения, установленные 1-м, добавлял: приказ № 1 установил комитеты, но не выборное начальство; тем не менее, все произведенные уже выборы офицеров должны остаться в силе; комитеты имеют право возражать против назначения начальников; все петроградские солдаты должны подчиняться политическому руководству исключительно Совета рабочих и солдатских депутатов, а в вопросах, относящихся до военной службы — военным властям[2].
С принятием приказа № 1 в армии был нарушен основополагающий для любой армии принцип единоначалия; в результате произошло резкое падение дисциплины и боеспособности русской армии, что в конечном итоге способствовало её развалу.
Редактировал приказ № 1 секретарь исполкома Петросовета Н. Д. Соколов. (на февраль 1917 - Николай Дмитриевич Соколов (1870, Петергоф — 1928, Ялта) — адвокат, социал-демократ, масон, друг Керенского и Чхеидзе) По воспоминаниям последнего военного министра Временного правительства А. И. Верховского, «Приказ вышел в девяти миллионах экземпляров».[3]
1 сентября (ст. ст.) 1917 года проходивший тогда (с 15 августа того же года) в Москве Всероссийский Поместный собор принял постановление «по поводу угрожавшей Родине братоубийственной войны», в котором, между прочим, говорилось следующее: «<…> Необходимость восстановления власти военачальников во всей её полноте неоднократно засвидетельствована вождями русской армии перед лицом всей России. Собор полагает, что пренебрежение этими указаниями уже само по себе служит источником величайшей опасности <…>»[4]
Приказ № 1. 1 марта 1917 г. По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.
Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
2) Во всех воинских частях, которые ещё не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.
3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
4) Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
5) Всякого рода оружие, как-то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам[5] даже по их требованиям.
6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чём не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.
7) Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д.
Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается, и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов.
Настоящий приказ прочесть во всех ротах, батальонах, полках, экипажах, батареях и прочих строевых и нестроевых командах.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.[1]
