
этология / 27 функции игры.роль игры в развит. соц. повед
..doc27.Функции игры. *Роль игры в развитии социального поведения. Манипуляционные игры высшего типа.
ФУНКЦИИ ИГРЫ
1. Совершенствование двигательной активности
Наиболее ярко проявляется в манипуляционных играх. Так, у новорожденных лисят количество манипуляций – 8, в дальнейшем их количество возрастает до 28. Новые формы манипулирования – результат развития первичных форм. Например хватание различных предметов ртом развивается из хватания соска, «трепание» – из расталкивания головой собратьев, «обкусывание» с удержанием передними конечностями – из поиска соска и удержания его во тру с одновременным упором в живот матери (реакция милхтритта). У кошек из этой реакции развивается также подталкивание, лежа на спине, с одновременным удержанием всеми четырьмя конечностями, и, кроме того, переступание передними лапами при выражении привязанности к хозяину.
Развитие полового поведения у многих видов также происходит во время игры со сверстниками при манипулировании телами друг друга.
NB! Не все навыки требуют игрового упражнения, некоторые локомоторные акты формируются по типу созревания (лазание приматов по деревьям, полет птиц).
2. Формирование общения (коммуникативная функция).
У видов с той или иной формой социальности становление группового поведения, предполагающего согласованные действия хотя бы двух партнеров, происходит в игре. Чаще всего это локомоционные игры в виде:
А) не направленных на определенную цель «буйных побежек» (копытные, хищные, приматы). Изредка участвуют матери. У мартышек-гусаров отмечена особая форма таких игр – стремительные массовые побежки на обширных открытых пространствах при заинтересованном наблюдении всего стада.
Б) преследования детенышами друг друга – развивается из первичных одиночных локомоторных игр. Это игры в преследование жертвы и упражнение в бегстве. То же – игра в «прятки» с частой переменой ролей.
В) игровой борьбы. Это вид игры широко распространен.
Из грызунов игровая борьба отсутствует у морских свинок. Стычки появляются к моменту полового созревания и всегда приводят к повреждениям. У сурков, напротив, это основная форма игры. При этом борются, стоя на задних лапах и обхватив партнера передними. У сусликов и хомяков игровая борьба сочетается с преследованием.
У парнокопытных движения в игровой борьбе более разнообразны (толчки лбом, боком, плечом, вращение на месте, прижавшись друг к другу, бодание по бедрам. Нередко стараются повалить, положив голову на шею или затылок партнера и помогая передней ногой или поддавая снизу под грудь.) Олени часто борются в воде, поднимаясь на задние конечности и барабаня передними.
У хищных игровая борьба занимает особое место, сочетаясь также с преследованием, но не у всех видов. Так, у барсучат ведущую роль играют манипуляционные игры, а игровая борьба второстепенна, у лисят, наоборот, основная форма игры – борьба с преследованием. У кошачьих так же, но игровая борьба более разнообразна из-за возможностей конечностей. В отсутствие партнера у детенышей возникают компенсаторные манипуляционные игры, где какой-нибудь объект, (часто неживой) имитирует роль партнера. Например, молодые оленята ожесточенно нападают на кусты или муравейники. Наблюдали молодого медведя, который «боролся» с бревном в горном ручье. По возможности в игры вовлекаются и представители других видов, и даже человек. Ярким примером может служить площадка молодняка в Московском зоопарке, где в мирном соседстве играли белые и бурые медвежата, волчата, тигрята, львята, козлята и другие детеныши. Однако, следует напомнить, что в подобных ситуациях нарушается социализация на представителей своего вида и возникает проблема выбора полового партнера в дальнейшем.
Особую коммуникативную роль выполняют социальные игры – они способствуют формированию социальной структуры. Следует отметить, что игровой ранг не всегда соответствует будущему реальному. Нередко детеныш принимает ранг матери.
NB! В групповых играх имеет место игровая сигнализация. Начало игры – знаковые стимулы, имеющие значение начала агрессии: незавершенные угрожающие движения. В этом похожи виды, далекие друг от друга, например, щенята и газели. В то же время имеются видоспецифические черты.
Например:
у медвежат – медленное приближение, качая головой, припадение кземле, осторожное обхватывание лапами;
у псовых – специфическое раскачивание головой из стороны в строну, пригибание книзу передней части туловища, сопровождающееся раскачиванием, небольшие прыжки, поднятие передней лапы в сторону партнера, взлаивание;
у кошачьих – наскакивание, легкое покусывание, прыжки вверх, задевание лапой;
У приматов – наскакивание, подергивание за хвост,шлепки.
Конец игры – позы и движения умиротворения, высокие звуки. Без них игра легко перерастает в агрессию (что часто случается и у маленьких детей).
3. Познавательная функция
Особенно манипуляционные и различные групповые игры. Познание мира – очень сложный процесс, зависящий от видотипических особенностей. Совместные игры порождают новые ситуации, в которых животные учатся не только быстро реагировать на новизну, но и соотносить свои действия с действиями партнеров, перенимать у них что-то новое для себя. При этом невозможна стереотипизация, действий, так что чем больше животные играют в детстве, тем более разнообразное и весьма эффективное поведение демонстрируют в дальнейшем. При играх с предметами детеныши познают их свойства.
Так, на Енисее наблюдали молодого медведя, который бросал с высокого обрывистого берега булыжники. Его занимали брызги и производимый булыжниками звук (плюханье о воду). Когда булыжники закончились, медведь бросил в воду подвернувшуюся корягу. В отличие от булыжников, коряга не утонула, а вынырнула с характерным плеском и поплыла вниз по течению. Медведь удивленно ухнул и, двинувшись вслед за корягой, сопровождал ее несколько километров. Очевидно, что он обратил внимание на ее особые свойства в сравнении с булыжниками.
МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ ВЫСШНГО ТИПА.
Игры с предметами (манипуляционные игры) некоторые авторы считают наиболее «чистым» проявлением игры животных. В работах К.Э. Фабри описаны видовые особенности манипуляционных игр хищных (лисы, медведи, еноты, кошки) и некоторых других млекопитающих и показано, как меняется у них с возрастом характер обращения с предметами. В ходе игры с предметами формируются, упражняются и совершенствуются важные компоненты охотничьего, гнездостроительного, пищевого и других форм поведения взрослых животных. Но игры молодых – это особые действия, не аналогичные действиям взрослых, они представляют собой только стадии их формирования таких действий из более примитивных.
Манипуляционные игры характерны не только для млекопитающих, но и для некоторых видов птиц. Показано, что и в природе, и в условиях неволи молодые врановые птицы активно манипулируют разнообразными непищевыми объектами.
Особый вариант таких игр – манипуляции с добычей, они составляют важнейший компонент становления охотничьего поведения молодых хищных млекопитающих. Детеныши разных видов кошачьих играют и с живой, и с мертвой, и с искусственной жертвой. От истинных охотничьих приемов эти игры отличаются произвольной последовательностью отдельных элементов, их незавершенностью, или повышенной интенсивностью. Интересно, что, в отличие от многих других животных, кошачьи продолжают активно играть и став взрослыми.
Имеются наблюдения и о роли игры в формировании охотничьего поведения других хищных – волков, медведей.
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ,
Животные могут играть в одиночку, но, пожалуй, более распространены коллективные, или социальные, игры с разным составом участников (сверстники, родители). В процессе таких игр отрабатываются будущие социальные взаимодействия. Совместные игры, которые требуют согласованных действий партнеров, встречаются у животных, которые живут в сложноорганизованных сообществах. В ходе социальных игр используются элементы агонистического поведения и закладываются основы иерархических отношений между участниками. Игры многих животных, в частности шимпанзе, по мере взросления приобретают все более грубый характер и нередко заканчиваются агрессивно. Благодаря этому животное получает сведения о сильных и слабых сторонах своих партнеров по игре и об относительном иерархическом положении своей матери и матерей товарищей по играм. Наряду с этим детеныш учится драться, угрожать, устанавливать союзнические отношения. Это позволяет ему впоследствии успешнее отстаивать свои права и повышать социальный ранг.
Социальные игры очень характерны и для хищных млекопитающих. В качестве примера можно привести данные многолетних наблюдений за поведением и социальной организацией песцов. У них игровая борьба не имеет ничего общего с настоящей агрессией, хотя отдельные движения могут быть похожими. Схватки зверьков во время игры состоят из более стереотипных и монотонных действий, чем при настоящих драках. Игровая борьба эмоционально положительна и оказывает на выводки объединяющее влияние. Различия социального положения и роли в сообществе во время игры стираются, временно ослабевает психо-социальный стресс, который неизбежен при взаимодействиях по необходимости – для выращивания потомства, добывания пищи и т.п.