Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Макроэкономика(3) / Макроэкономика_2 / Макроэкономика_Бункина.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
7 Mб
Скачать

валютой. По мнению Манделла, такой регион должен отвечать, по крайней мере, одному из двух необходимых условий. Во-первых, страны, входящие в зону единой валюты, должны быть стабильными и близкими по уровню экономического развития; во-вторых, иметь высокую степень гибкости и динамичности рынка труда. По мнению У. Нискансена, первый фактор – однородность экономического развития – пока отсутствует, по большому счету, и в Европе, и в Соединенных Штатах. Но в отличие от Европы в США чрезвычайно гибкий и динамичный рынок труда, на котором люди активно перемещаются из штата в штат, из одного региона страны в другой. Европа вообще слишком велика, чтобы быть экономически однородной в той степени, о которой говорится в работах Р. Манделла, и трудовые ресурсы здесь мигрируют из одной страны в другую лишь в незначительной степени. Вот почему Нискансен несколько удивлен тем, что введение евро связывают с идеями, которые были выдвинуты в свое время Р. Манделлом.

М. Бернштам подходит к вопросу о перемещении рабочей силы с другой стороны. Трудовые затраты, как известно, составляют основные затраты, или издержки, в экономике. В западных хозяйствах трудовые затраты представляют 75% национального дохода, т.е. расходов на зарплату, а 25% – это отдача с капитала, прибыль на капитал. Практически вся экономическая система, т.е. благосостояние, зависит от цены труда. Отсюда следует, что если страна отличается низкой производительностью, слаборазвита, то труд там дешевый. Если же страну отличает высокая производительность, люди там образованны и обладают хорошими трудовыми навыками, то в этой стране труд относительно дорог. Подобным странам-партнерам трудно иметь единую валюту. Для создания зоны единой валюты в общем необходимо или, во всяком случае, было бы чрезвычайно полезно иметь единый уровень заработной платы и единую систему трудовых рынков.

В журнальных статьях и обсуждениях работ нового нобелевского лауреата его стали называть творцом или созидателем европейской системы. Отвечая на это, господин Манделл заметил, что, скорее всего, его можно было бы посчитать одним из «крестных отцов» Европейского союза.

Труды профессора Манделла посвящены в основном открытой экономике развитых стран. Гипотеза оптимальных валютных зон, ставшая центральным звеном его макроэкономических рассуждений, появилась еще в начале 60-х гг. Однако весьма примечательны и последующие труды Манделла. Остановимся на вышедшей в 1997 г. книге «Великие спады». В ней наряду с депрессией 30-х гг. или, скорее, начиная с тех трудных лет автор рассматривает последующие потрясения, так не похожие друг на друга. Особое место занимают экономические спады, вспыхнувшие после падения тоталитарных режимов, причины резкого сокращения национальных доходов в России. Манделл излагает свое понимание причин великого спада в России 90-х гг., анализирует ошибки правительственной политики, в частности в финансовой и валютной сфере. Некоторые американские ученые считают книгу «Великие спады» одной из лучших работ о посткоммунистических экономиках.

ГЛАВА XV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Колыбель колеблется над бездной. Владимир Набоков

Прогнозирование предполагает учет прошлого опыта, наличие экономических и психологических знаний, позволяющих мыслить масштабно, вовремя рассмотреть качественные сдвиги в экономике и финансах, но при всем этом оно содержит, повторим, принципиальную неопределенность, связанную прежде всего с тем, что экономические взаимосвязи «осуществляются через неосуществления».

Политико-экономический подход к неопределенности начинается с описания ситуации, в которой вероятность того или иного события неизвестна. Неопределенной может быть рентабельность инвестиций для реконструкции производства. В такой обстановке полезно следовать правилу, согласно которому в неопределенных ситуациях нужно делать определенный выбор.

Примем в качестве теоретического компаса так называемую «новую макроэкономику». В моделях рациональных ожиданий учитываются ключевые показатели, а также адаптивные лаги – периоды приспособления экономики к государственным решениям.

Восприятие политических действий обществом и индивидами – это сознательные реакции и поведенческие установки, в немалой степени зависящие от национальной психологии.

Почему социальные модели успешны в одних странах и неудачны в других? Почему процесс адаптации к рыночным условия в России оказался более длительным, чем в других государствах

205

переходного типа? Почему, наконец, мы заметно отстаем по количеству и удельному весу малого бизнеса?

Вэтой заключительной главе мы попытаемся наметить хотя бы контуры психологической составляющей в совместных воздействиях экономики, социологии на поведение людей.

1.Рациональные ожидания и политическое доверие

Вхолодной коморке Папы Карло висел холст с изображением пылающего очага. Рисунок, повидимому, согревал, вселял надежды, уводил от действительности. И только когда холст был снят, обнаружилась дверь, о которой никто не знал. Представляется, что картинку из сказки можно избрать в качестве поведенческого символа.

Теория рациональных ожиданий уходит корнями в социальную философию и психологию.

Остановимся на определении ожидания. В экономическом смысле – это предположения о грядущих изменениях в динамике экономических переменных. В условиях неопределенности формирующиеся у индивидов, фирм и государства гипотезы могут впоследствии реализовываться или приводить к ошибочным решениям.

Предпосылками анализа являются: ориентация на рационального человека, который, согласно бихевиористской концепции, человек действия; предположение о том, что публика использует всю доступную информацию, а в экономике вершится рыночный рационализм, т.е. существуют гибкие цены и заработная плата; информация стала доступной и жизненно важной для всех экономических субъектов, превратилась в средство общения, ведения дел, средство труда и метод образования.

«Люди учатся быстро понимать поведение политиков»*, – пишут П. Самуэльсон и У. Нордхаус. Наши современники разбираются в правилах регулярной экономической политики. Например, понимают необходимость сокращения денежной массы, если инфляция зашкаливает за 10% годовых, или не без основания ожидают сокращения налогов в год выборов. Принимая экономические решения, люди учитывают эти и другие правила поведения правительства.

* Samuelson P., Nordhaus W. Macroeconomics. N.Y., 1989. Ch.16.

Обдумывая экономические решения, они используют доступную им информацию в максимальной степени – новейшие статистические данные, убедительные теории. И если, полагают авторы учебника по макроэкономике Самуэльсон и Нордхаус, люди располагают одинаковой с правительством информацией, оно не может одурачить публику. Выглядит этот пассаж красиво, но, к сожалению, далек от реальности. Примем его, однако, в качестве гипотезы, на что и рассчитывали авторы.

Гибкость цен и зарплат означает, что эти переменные быстро реагируют на неравновесие между спросом и предложением.

Итак, на макроуровне теория рациональных ожиданий выдвигает два вида рациональности: вопервых, поведение информированного человека и, во-вторых, рациональность рыночного механизма.

Теория рациональных ожиданий выглядит оптимистической и эффективной. Но в общей, предположительной форме не учитываются консерватизм и косность, присущие многим, если не большинству, людей. Весьма распространенной является недооценка или переоценка опасностей, исходящих от инфляции, безработицы, других экономических процессов, сохраняется возможность информационной «обработки» масс, манипулирования сознанием публики. Кстати сказать, эти действия приносят свои горькие плоды еще и потому, что обыденные ожидания формируются на уровне подсознания, в зоне эмоций*. Люди до сих пор связывают (и не только в России) свои ожидания с выступлениями или обещаниями лидеров, при этом эмоциональная окраска оказывается более «доходчивой», чем факты и логика.

* Подсознание или бессознательное в экономическом поведении возможно там, где субъект как бы отворачивается от реальных процессов. Образ происходящего сливается с переживаниями, классификация явлений происходит на эмоциональном уровне, мотивы и действия обусловливаются личностными порывами. Кто-то из знаменитостей называл Россию подсознанием Европы.

Связь ожиданий с доверием государственной политике, особенно в условиях социальноэкономических преобразований, оказывается весьма сложной. Как, в какой степени индивид связывает свои рациональные ожидания с переменами, с политическим курсом правительства?

У разных слоев населения формируются разные системы предпочтений или интересов, методов разрешения конфликтов подчас при отсутствии или слабости правовой защиты личности со стороны

206

Соседние файлы в папке Макроэкономика_2