Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архив2 / курсовая docx9 / kursovaya_predprinimatelstvo.docx
Скачиваний:
78
Добавлен:
07.08.2013
Размер:
6.1 Mб
Скачать

2.5 Оффшорные зоны в Российской Федерации

С середины 1990-х гг. на территории нашей страны существовала практика создания оффшорных зон, первыми из которых являются учрежденные в 1994 г. зоны экономического благоприятствования «Ингушетия» (далее — ЗЭБ «Ингушетия») и льготного налогообложения в Республике Калмыкии. Позже возникли внутренние оффшоры в Алтайском крае, Республике Бурятии, городах Центральной России — Угличе, Курске, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей.

Ингушскому правительству предоставлялась бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачивались предприятиями, зарегистрированными на территории Ингушетии. Республиканскому руководству разрешалось также по своему усмотрению взимать налоги с зарегистрированных в ЗЭБ «Ингушетия» предприятий, причем эта свобода распространялась не только на местные, но и на федеральные налоги. В первый год существования ЗЭБ «Ингушетия» бюджет Республики получил более 500 млрд руб. дохода от зарегистрированных компаний. Однако итог деятельности ингушского оффшора оказался негативным из-за больших финансовых потерь для федерального бюджета и бюджетов регионального уровня, а также существенной криминализации финансового сектора региона.

Более успешным был опыт функционирования оффшорной зоны в Республике Калмыкии, где режим льготной зоны также начал действовать с 1994 г., с момента вступления в силу Закона Республики Калмыкии «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков». Однако в этом регионе не предлагались льготы по федеральным налогам, ставка была сделана на существенное снижение региональных и местных налогов, что является правомерным в рамках республиканского законодательства. Несмотря на весьма высокий регистрационный взнос, результатом такой финансовой политики стала ежегодная регистрация в калмыцком оффшоре более тысячи новых компаний.

Еще одним примером относительно успешного развития внутреннего российского оффшора можно считать существующий с 1997 г. эколого-экономический район «Алтай» (далее — ЭЭР «Алтай»), распоряжением Правительства РФ администрации Алтайского края было поручено подготовить предложения по созданию свободной экономической зоны на территории края и предоставить их на рассмотрение Правительству РФ. Функционирование эколого-экономического района «Алтай», отличало проработанная правовая база регулирования предпринимательской деятельности, наличие пакета корпоративных услуг, отвечающих требованиям международных стандартов. Алтайский оффшор активно использовал опыт Калмыкии, но предлагаемые им условия были более либеральны.

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было прекращено существование ранее созданных свободных экономических зон на территории России. Тем не менее опыт функционирования первых оффшорных зон показал, что в нашей стране продолжается формирование сложно структурированного и все более дифференцируемого рыночного хозяйства, где отрабатываются многовариантные схемы деловой практики.22

Действительно функционирующими были лишь оффшоры в Ингушетии и в Калмыкии, а также некоторые ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования, возникшие в России на месте бывших «секретных ящиков» - закрытых городов. Принцип их использования весьма близок к тому, который имеет место в оффшорных зонах. Нередко к оффшорам причисляют и ОЭЗ Калининградской области, хотя не вполне правомерно. Особенность российских внутренних оффшоров в том, что в основном они интересовали и интересуют российский бизнес и используются в целях оптимизации налогообложения: привлекательными международными проектами, где бы в массовом порядке регистрировались иностранные оффшорные компании, внутренние оффшоры России так и не стали. Трудности на пути внутренних российских оффшоров объясняются изменением отношения к ним со стороны федеральных властей. Если на начальном этапе центральное правительство всячески поддерживало практически любые региональные инициативы по учреждению и развитию особых экономических зон, то в дальнейшем ситуация претерпела кардинальное изменение.

Во-первых, это проблема бегства капиталов из России, чему во многом способствует использование оффшорных структур. Стараясь всеми силами пресечь подобную негативную практику, Минфин, Центробанк и налоговая служба объявили, по сути, войну оффшорам, по крайней мере, официально, что не могло не сказаться и на развитии внутренних зон льготного налогообложения.

Во-вторых, общая тенденция в мире – ужесточение контроля за оффшорными центрами и зарегистрированными в них компаниями – повлекла за собой усиление давления на российское руководство со стороны международных институтов, требующих большей прозрачности в деятельности российских предпринимательских структур.

Можно назвать и третью причину: внутренние оффшоры не дали того быстрого эффекта в поступательном развитии регионов, на какой рассчитывало руководство страны и их создатели. К сожалению, в 1990-е гг. такой подход был незаменимым атрибутом экономической политики в России сверху донизу: безосновательное упование на быстрый эффект от каких-то несложных или недостаточно проработанных решений и мер, а затем, как следствие, - разочарование в этих механизмах и полное их отрицание.23

Таким образом, в России были созданы две зоны, похожие на оффшорные - Ингушетия и Калмыкия. Но первая официальная оффшорная зона в 1994 году прекратила свое существование. Главная причина - полное нарушение принципов функционирования оффшорной зоны. Еще каких-то двадцать лет назад проблемы офшорного бизнеса были, казалось бы, совершенно не актуальны для нашей страны: экономическая система в целом была практически закрытой, государство обладало монополией на все внешнеэкономические операции, курс национальной валюты устанавливался директивно. То сейчас ведение операций с вовлечением оффшорных центров это каждодневное дело для тысяч российских бизнесменов.