
Просвещение и школа после Петра 1.
После смерти Петра I во времена царствования его преемников Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, отчасти Елизаветы Петровны — все происходившие изменения в области образования были лишь более отчетливым проявлением петровских реформ. Главный акцент сделался на развитии сословных учебных заведений. Не осуществилась идея создания начальной школы для всех детей от 10 до 15 лет: цифирные школы с 1744 г. окончательно сошли на нет, слились с гарнизонными, архиерейскими школами.
В дворянской среде было популярным домашнее воспитание, когда гувернеры и «мадамы», как правило, француженки, немки, англичанки, учили детей языку и светским манерам, а приглашенные домашние учителя — наукам. В то время как мальчики после непродолжительного домашнего обучения могли поступать в учебные заведения, для девочек оно было единственно возможным. Лишь позднее стали открываться пансионы для девочек, также организуемые иностранками по примеру западноевропейских образцов.
Была сохранена традиция допускать к обучению даже в закрытых дворянских заведениях лиц недворянского происхождения, так называемых разночинцев. Однако программа обучения была у них другой, исключающей «дворянские науки»: фехтование, танцы, верховую езду и т.д.
С воцарения Анны Иоанновны начала оформляться своеобразная система дворянского воспитания. В возрасте 7 лет отпрысков дворянских фамилий привозили в Санкт-Петербург, Москву или в ближайшие губернские города на так называемый смотр для записи у герольдмейстера или губернатора. Через 5 лет на втором смотре недоросли должны были продемонстрировать хорошие навыки чтения и письма, после чего могли продолжить обучение Закону Божьему, арифметике, геометрии и другим наукам дома или в государственных школах. В 16 лет знания юношей проверял Сенат. Следующий этап образования, в которое входило изучение географии, фортификации, истории и др., они также могли проходить дома или в школах. Учащиеся военных корпусов при этом экзаменовались членами Петербургской военной коллегии или губернаторами по месту учебы.
В целом образование стало свидетельствовать о принадлежности к дворянскому сословию. Между тем в простонародной, крестьянской и посадской среде на протяжении всего XVIII в. продолжала сохраняться православная традиция воспитания и обучения детей.
Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов (1711— 1765) — гениальный ученый-энциклопедист, художник и поэт,внес вклади в развитие педагоги
ческой мысли, показал себя как блестящий организатор образования в России. Родившись в семье поморского крестьянина Архангельской губернии, он рано научился грамоте и проявлял огромный интерес к чтению. Систематическое образование начал только в 19 лет, когда, придя пешком в москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, Которая сохраняла традиции одного из лучших учебных заведений страны. За успехи в учебе был направлен для продолжения образования в Петербургскую академию, где изучил основы наук того времени; затем -»- в Германию для подготовки к научной деятельности. По возвращении в Россию в 1741 г. и до самой смерти М.В. Ломоносов занимался научной и преподавательской деятельностью в Санкт-Петербурге, позже — в Москве, где в 1755 г. по его инициатива и непосредственном участии был открыт Московский §>ниверситет. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов являлся для русского Народа «первым нашим университетом». ' Мировоззрение М.В. Ломоносова, включавшее систему Педагогических убеждений, сложились к 40-м гг. XVIII в. Он был сторонником переустройства общества средствами правильно поставленного образования, которое способствует всяческому развитию человека, формирует его пытливый ум, рождает стремление к творчеству и совершенствует его нравы. Это развитие человеческой природы должно осуществляться в направлении от нижней, чувственной, эгойстичес- йюй ступени к высшей, духовной, и научное образование Является средством такого движения. По мнению М.В. Ломоносова, в конечном итоге человек должен приходить к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами.
Неблагоприятное положение дел в Петербургской Академии наук в 40-е гг. XVIII в., связанное с консерватизмом академиков-немцев, упадок преподавания в университете и гимназии, сведение всего процесса обучения к изучению латинского и немецкого языков, привели М.В. Ломоносова к мысли о создании российского по духу и содержанию университета в Москве. В соответствии со своими взглядами он мечтал об открытии при университете гимназий, в которых могли бы учиться все желающие, независимо от сословия. Опираясь на поддержку Ивана Ивановича Шувалова (1727— 1797), М.В. Ломоносов добился того, что в январе 1755 г. указ о создании университета и двух гимназий при нем (для дворян и лиц не- дворянского происхождения) был подписан. И.И. Шувалов был первым куратором Московского университета, а М.В. Ломоносов — профессором университете и с 1758 г. руководителем гимназий, для которых составил «Регламент академической гимназии» (1758). Языком обучения в университете и гимназиях стал русский, а не латынь или немецкий, как в Петербурге. Наиболее способные студенты университета преподавали в гимназиях латынь и русский язык, арифметику, геометрию, географию. Раз в полгода среди старших школьников проводились публичные выступления, на которых они произносили речи собственного содержания. М.В. Ломоносов стремился к тому, чтобы обучение было посильным и развивающим, основывалось на познавательном интересе студентов и школьников; в противовес зубрежке он выдвигал творческое усвоение учебного материла, ведущего к развитию исследовательских устремлений учащихся.
М.В. Ломоносову принадлежит авторство ряда учебных пособий по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам, ставших новым словом в отечественной педагогике и методике, заменивших собой учебники петровских времен начала XVIII в. Это «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1755), «Краткий Российский летописец с родословием», «Древняя Российская история», учебные книги по химии и физике.
Создавая учебные книги и руководства по обучению, М.В. Ломоносов учитывал опыт западноевропейской педагогики. Эту традицию продолжили его ученики. Один из них, ректор университетской гимназии Н.Н. Поповский (1730— 1760) перевел книгу Д. Локка «Мысли о воспитании», которую сопроводил вступительной статьей, где показал как общечеловеческую, научную ценность этого произведения, так и необходимость вдумчивого, творческого переноса западноевропейских педагогических идей на российскую почву. Почти одновременно с этим переводом в типографии Московского университета в помощь студентам был издан началь ный учебник латинского языка Я.А. Коменскбго «Мир чувственных вещей в картинках». Вместе с тем и М.В. Ломоносов и его учению» всегда подчеркивали, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков преподавание должно осуществляться на родном, русском языке. Ученик и последователь М.В. Ломоносова, профессор Московского университета, ученый-лингвистЛ.Л. Барсов (1730— 1791) в сочинении «Краткие правила российской Грамматики в пользу обучающегося юношества в гимназии Московского университета» (1773) писал о том, что усвоение родного языка — первоочередная задача обучения, так как это язык русской культуры и науки.
Трудно переоценить значение деятельности М.В. Ломоносова и его учеников в развитии отечественного просвещения. Результатом ее явилось формирование типа ученого-исследователя, поставившего своей целью служение Отечеству и народу.