
- •2. Мальта и буреть
- •3. Поздний палеолит сибири
- •4. Древнейшие культуры дальнего востока
- •5. Переход от палеолита к неолиту
- •1. Неолит западной сибири
- •2. Неолит восточной сибири
- •3. Неолитические племена якутии
- •4. Неолит дальнего востока
- •5. Неолитические племена северо-востока азии
- •1. Афанасьевская культура
- •2. Окуневская культура и ее соседи на оби
- •3. Андроновское время в южной сибири
- •4. Карасукская культура
- •5. Тагарская культура
- •191 Страницы 192-193 - рисунки
- •6. Племена восточносибирской тайги в бронзовом веке
- •7. Бронзовый век якутии
- •8. Бронзовый век забайкалья
- •9. Дальний восток в эпоху бронзы
- •3. Гунны в забайкалье
- •4. Племена тувы во II в. До н. Э.—V в. Н. Э.
- •5. Таштыкская культура
- •6. Дальний восток в раннем железном веке
- •1. Тюркские народы южной сибири
- •2. Уйгуры
- •3. Курыканы
- •4. Кыргызы
- •5. Лесные племена прииртышья
- •1. Мохэские племена до образования государства бохай
- •2. Государство бохай
- •3. Золотая империя (чжурчжени)
- •4. Племена северо-востока
- •1. Западная сибирь в XIII—XVI вв.
- •2. Тува
- •3. Енисейские кыргызы
- •4. Буряты
- •5. Якуты
- •6. Тунгусы
- •7. Дальний восток в XIII—XVI вв.
- •8. Народы северо-востока
6. Дальний восток в раннем железном веке
В конце II—началеI тыс. до н. э. в Приморье и Приамурье впервые распространяется металл новой индустриальной эры — железо.47Железо появилось на нашем Дальнем Востоке не только внезапно, но и неожиданно рано, судя по результатам радиокарбонового анализа угля из-под Семипятной, — еще передX в. до н. э. Первые признаки употребления железа связаны с поселениями сидеминской культуры (иначе «культуры раковинных куч», или «южноприморской культуры»).
Памятники сидеминской культуры или близкие ей встречаются на территории Приморья вдоль морского побережья, близ устьев рек, на мысах или узких перешейках, а также на островах, расположенных поблизости от побережья. Особенно много поселений обнаружено на побережье Амурского и Уссурийского заливов. Самые юго-западные поселения этого типа раннего железного века на территории советского Дальнего Востока находятся в зал. Посьет, в бухте Экспедиции. На восточном побережье поселения с раковинными кучами обнаружены в районе бухты Ольги. В континентальной части Приморья они найдены в бассейне рек Майхэ и Суйфуна.48
47А. П. Окладников. Советский Дальний Восток в свете новейших достижений археологии. «Вопросы истории», 1964, № 1, стр. 51—54; Ж. В. Андреева. Основные этапы культуры железного века в Приморье. Общие закономерности и особенности исторического развития народов советского Дальнего Востока (с древнейших времен до наших дней). Владивосток, 1965, стр. 63—69.
48А. И. Разин. Стоянки каменного века на берегу Уссурийского залива. «Советское Приморье», Владивосток, 1926, № 3—4, стр. 55—69; В. П. Маргарите в. Кухонные остатки, найденные на берегу Амурского залива близ р. Сидеми. Изд. Обше-
261
У жителей этих поселений по сравнению с их предшественниками происходят важные перемены в технике. Из обихода почти полностью исчезают обсидиан, кремень и халцедон. Их место занимает шифер. Соответственно этому исчезает и старая техника отжима ретуши. Ее вытесняет шлифование. Наряду с древними односторонне выпуклыми в поперечном сечении теслами предшествовавшей эпохи появляются шлифованные, плоские, прямоугольные или трапециевидные в сечении топоры, изготовленные из темно-зеленой яшмы или кремнисто-сланцевой породы.
В широкий обиход вошли в это время и костяные изделия, почти не встречавшиеся в неолитических поселениях: полированные проколки, шиловидные острия, тонкие изящные иглы с ушком, ножи, лопаточки, рыболовные крючки, муфты для крепления к рукояткам каменных орудий. Изготовить их древние люди могли только с помощью металлических орудий, имеющих острое лезвие.
По-новому выглядит глиняная посуда. Появляются новые формы сосудов и новые узоры. До сидеминской культуры в Приморье не были известны амфоровидные сосуды и чаши на поддоне. Наиболее многочисленны горшковидные сосуды со слегка отогнутым наружу округленным венчиком и чаши. Часто сосуды покрывались ангобом малинового или светло-коричневого цвета.
Наиболее «роскошные» сосуды по красному лощеному фону украшались простыми геометрическими узорами черного цвета. Но всего важнее появление первых изделий из железа. Это литые (некованые) топоры типа кельтов, прямоугольные в поперечнике. Такие топоры найдены в жилищах поселения на п-ове Песчаный и на сопке Малая Подушечка около с. Новонежино.
Вооруженный железным топором, земледелец впервые мог в широких масштабах начать наступление на вековые заросли уссурийской и амурской тайги, строить деревни и укрепленные убежища — зародыши средневековых городов. И действительно, земледелие занимало первостепенное место в экономике населения Приморья этого времени. На п-ове Песчаный свидетельством наличия земледелия служат, например, многочисленные зернотерки и куранты. На том же полуострове 87% костей животных принадлежит домашним животным. Жители этого поселения разводили коров, но более всего — свиней. Кости свиней составляют 51% из всей массы костей домашних животных.49Обильную пищу в виде желудей им доставляли соседние дубовые леса.
Зимой, очевидно, свиней держали в специальных помещениях и кормили мелкой рыбой. Разводили также собак. На п-ове Песчаный кости собак составляют 35% всех костей. Следы вмятин на затылочных частях черепов собак, найденных при раскопках поселений на этом полуострове, свидетельствуют о том, что собак забивали на мясо.
В прибрежных районах, разумеется, не менее важное значение имел морской промысел: добыча рыбы, съедобных моллюсков, морской капу-
ства изучения Амурского края, Владивосток, 1887; Л. Н. И в а н ь е в. Раковинные кучи Приморья. «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып. 47, 1952, стр. 135—137; А. П. Окладников. Приморье в первом тысячелетии до н. э. (по материалам поселений с раковинными кучами). «Советская археология», т. 26, 1956; В. Е. Ларичев. Стоянки культуры раковинных куч в районе бухты Тетюхе. «Советская археология», 1958, № 1; Г. И. Андреев. Поселение на мысе Седловидном в Уссурийском заливе. «Краткие сообщения Института истории материальной культуры», вып. 74, 1959.
49Н. М. Ермолова. Остатки млекопитающих из раковинных куч п-ова Песчаного. В кн.: А. П. Окладников. Древнее поселение на п-ове Песчаный у Владивостока. М.—Л., 1963, стр. 348; В. П. Маргаритов. Кухонные остатки, найденные на берегу Амурского залива близ р.Сидеми.
262
сты, трепанга. Особенно многочисленны на поселениях каменные грузила для сетей. Среди обычных грузил, изготовленных из плоских галек с выбоинами, встречаются также опоясанные одним или двумя перекрещивающимися желобами. На п-ове Песчаный обнаружен рыболовный крючок из бивня моржа. Наконечники гарпунов изготовлялись из кости и шифера. На шиферных наконечниках имеются просверленные сквозные отверстия для линя. Они применялись при охоте на крупную морскую рыбу и на морского зверя. Во всех приморских культурах морских зверобоев вплоть до недавнего этнографического прошлого именно такие острия с просверленными отверстиями в верхней части служили носками для наконечников гарпунов поворотного типа.
Большая часть костей рыб, обнаруженных на поселениях п-ова Песчаный, принадлежала японской скумбрии (89% всех костей). Это говорит о том, что обитатели поселений с раковинными кучами ловили рыбу, уплывая далеко от берега в глубь моря. Очевидно, у них были специальные морские лодки типа алеутской байдары. Интересно наличие костей собаки-рыбы, обладающей некоторыми ядовитыми свойствами. Вероятно, жители поселка знали об этом и, так же как современные корейцы, перед употреблением в пищу снимали с нее кожу, отрезали голову и убирали внутренности. Кроме того, ловили треску, тунца, ерша. В раковинных кучах находятся раковины устриц, рапанов, мидий, петушков. Больше всего в них устриц и рапанов, меньше — мидий, так как они обитают на значительной глубине.
Охотились на изюбра, косулю, лося, на птиц, реже — на кабана и медведя. Основным оружием охоты были лук со стрелами и копья. Стрелы изготовлялись из шифера, легко поддающегося шлифовке. Из шифера делали наконечники дротиков с пером треугольных очертаний и крупные клинки кинжалов, по форме повторяющие бронзовые и медные из соседних степей.
Образ жизни племен сидеминской культуры полнее всего представлен раскопками поселения на п-ове Песчаный.50Поселок состоял из группы жилищ прямоугольной (четырехугольной) формы, тесно примыкавших друг к другу. Основой домов служили котлованы прямоугольных очертаний глубиной от 0.5 до 1.5 м. Вдоль стен шли столбы. Посередине дома находился коридор, а в нем было несколько очагов. Площадь жилищ варьировала от 50 до 200 м2. Наиболее крупные сооружения были, вероятно, общественными зданиями. Наличие на поселении заготовок каменных тесел, наконечников стрел, обрезанных и распиленных кусков оленьего рога, костей со следами обработки свидетельствует, что внутри жилищ их обитатели изготовляли каменные и костяные орудия. Это было, очевидно, делом мужчин. Женщины же изготовляли глиняную посуду, растирали зерно курантами на каменных плитах и занимались различной домашней работой, в том числе производили пряжу и ткани, шили одежду. В поселениях этого времени обычны пряслица разной формы: усеченноконические, плоские, шляпковидные и небольшие пеньковидные пряслица. Многие из них украшены линейно-ямочным орнаментом. Столь же обычны тонкие костяные иглы и шилья. В связи с этим следует отметить и обилие украшений, чаще всего цилиндрических бус из яшмовидного зеленого камня.
Общественные отношения характеризовались, как и прежде, устойчивым общинно-родовым укладом. Огромные поселки с большими по площади жилищами свидетельствуют, что в них жила родовая община.
50А. П. Окладников. Древнее поселение на п-ове Песчаный у Владивостока, М.—Л., 1963.
263
В каждом доме жила группа родственных парных семей, состоявшая из нескольких десятков человек.
На смену сидемипской культуре приходит новая культура чапигоу. Жилища людей этой культуры на поселении около Майхинского оленесовхоза прорезали остатки домов с керамикой сидеминских типов. Поселения культуры чапигоу найдены во многих местах Приморья, например в пади Семипятной около оз. Ханка. На востоке Приморья к этой группе памятников относятся нижний слой поселения в с. Сокольчи и поселение в устье р. Судзухе, на правом ее берегу.51Эти поселения с помощью радиоуглеродного анализа датируютсяX в. до н. э. (2930±80). В них имеются остатки по крайней мере 20 жилищ. Одно из них, целиком раскопанное, имело прямоугольное в плане очертание. В центре располагался очаг из вертикально поставленных плит. По сторонам очага находились четыре ямы для столбов.
Обитатели этих поселений еще пользовались каменными топорами особого типа, с четко выделенной округлой в сечении рукоятью. Но у них несравненно чаще, чем в поселениях сидеминской культуры, встречается железо. Керамика резко отлична от сидеминской. Она представлена тремя новыми типами сосудов. Это баночные сосуды с прямыми стенками, украшенные по бокам в верхней части выступами в виде так называемые «пеньков»; чаши на высоких поддонах; сосуды с широким, резко отогнутым в горизонтальном направлении краем венчика, стенки таких сосудов почти прямые, тулово яйцевидное. В отличие от сидеминской керамики здесь полностью отсутствует орнамент. Среди украшений в Сокольчах встречены новые типы бусин — железные и халцедоновые, а также обломок небольшого полированного каменного кольца беловатого цвета с отверстием.
В это время в Приморье, должно быть, проникает новое население, скорее всего из-за р. Тумангана. Но эти племена не распространялись дальше — в долину Уссури и Приамурья. Там начало железного века отмечено памятниками, близкими по некоторым особенностям сидеминской культуре, но в целом отличными от нее. Это урильская культура на Среднем Амуре. За ней следуют другие памятники, на этот раз родственные, почти тождественные тем, которые сменяют в приморье культуру чапигоу.
На Амуре наиболее характерные поселения этого типа исследованы в районе Хабаровска около Амурского санатория, в Кондоне у Комсомольска-на-Амуре, в местности Польцо у с. Кукелево Еврейской автономной области и в ряде других мест.
В Восточном Приморье сюда относятся поселения на Синих скалах близ пос. Ольги на левом берегу р. Аввакумовки, в долине р. Судзухе (Судзухе-5 и Судзухе-остров) возле с. Попельки и находки в верхнем слое поселения на Малой Подушечке, а также на Сенькиной Шапке около г. Уссурийска на р. Суйфуне. Все эти поселения принадлежат, очевидно, одной большой группе родственных племен, которая владела Приамурьем и Приморьем во второй половине I тыс. до н. э.
Эти племена по-прежнему жили в поселках из жилищ полуподземного типа. Обработка железа была у них в расцвете. На поселении Сокольчи обнаружены, например, железные шлаки, каменные молоты для дробления руды и куски железной руды. Железные орудия труда представлены топорами, кельтами, серпами, лопатами, скобелем, ножами, наконечниками
51А. П. Окладников. 1) Начало железного века в Приморье. «Труды Дальневосточного филиала АН СССР», серия историческая, т.I, 1959, стр. 13—35; 2) Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959, стр. 154—164; Ж. В. Андреева. Поселения раннего железного века в Ольгинском и Лазовском районах Приморского края. «Материалы и исследования по археологии СССР», № 86, М.—Л., 1960. 264
264
острог. На Синих скалах обнаружены также железные наконечники стрел, обломок железного ножа и другие изделия. В жилищах поселения Польцо на Амуре оказались многочисленные пластины от лат, а также большие топоры-кельты. В керамике особенно выразительны вазы с узким и широким, в виде блюда, венчиком, ведрообразные высокие сосуды и небольшие чаши типа пиалы. В Приморье вместе с лепной появилась посуда, изготовленная на гончарном круге.
Поселения этого времени характеризуются не только несравненно более широким, чем прежде, распространением, но и большей плотностью. Кроме того, появляются поселения-убежища типа Синих скал. Они представляют собой созданные самой природой неприступные крепости. В них сохранились остатки более сотни жилищ. Не случайны, видимо, и частые находки железных и роговых пластин от лат, как это было в Польцо или у Амурского санатория, где такие пластины лежали целыми связками, как в пластинчатом панцире.
Интересен и новый обряд погребения, зарегистрированный при раскопках у Амурского санатория: кости лежат внутри соединенных горлами сосудов. Этот обряд погребения в конце I тыс. до н. э. и в начале нашей эры был широко распространен на Японских островах, в Корее и даже в Индокитае. Он свидетельствует о далеких культурных связях, так же как и керамика, во многом сходная с керамикой типа яёй.
Археологические данные, характеризующие жизнь поселения Приморья в раннем железном веке, во многом совпадают с тем, что сообщается в письменных источниках о племенах илоу, обитавших на севере Кореи, Маньчжурии и в Приморье в конце I тыс. до н. э.52Илоу жили зимой в «ямах» (землянках), летом в шалашах. Илоусцы изображаются отличными мореплавателями, охотниками на соболей и медведей. Но несмотря на это, основными видами их занятий были земледелие и скотоводство. Они знали «пять родов хлеба»: рис, пшеницу, гаолян, просо и сою, «разводили свиней», а позднее лошадей и коров. Свиное мясо составляло их основную пищу. Кожа свиней и шкуры животных шли на изготовление некоторых видов одежды. Зимой широко использовался также и свиной жир, которым илоусцы натирали себя в целях защиты от ветра и мороза.
Летописи характеризуют илоусцев как храбрых воинов, искусно стрелявших из лука. Боевые стрелы и копья они смазывали ядом, поэтому любое попадание в человека было смертельным. У них были панцири из кожи и кости.
Социальный строй их обрисован столь же выразительно, как и лаконично: «...хотя роды малочисленны, но храбростью и телесной силою превосходят прочих». У них нет «больших правителей», но каждое поселение имеет вождя, власть которого передается от отца к сыну.
Илоу «умеют плавать на судах», при этом «склонны к набегам и разбоям» по отношению к своим соседям. «Соседние владения страдают от них и никак не могут покорить».53
Это было, очевидно, то население Приморья и Амура, которое затем оказалось ассимилированным древними тунгусами, восприняло их язык, но сохранило свой старый бытовой уклад и дало начало мохэским племенам.
52Н. Я. Б и ч у р и н. Собрание сведений о народах. . ., ч.II, стр. 24.
53Там же.
265
ГЛАВА Ш ЕСТАЯ
Тюрки Сибири в VI—X вв. Первые государства