
Материалы для подготовки / Новые лидеры мировой экономики / Китай / Экономическая стратегия Китая
.pdf4.1. Накопление и потребление |
181 |
|
|
инвестиций. Нельзя сказать, чтобы эти усилия в конечном счете привели к результату, абсолютно позитивному во всех своих аспектах. По ряду составляющих инвестиционного климата Китай все еще существенно уступает не только развитым, но даже и некоторым развивающимся странам. Но общий кумулятивный эффект оказывается все же достаточно весомым, чтобы обеспечи- вать в докризисные времена мощный приток капитала.
Среди факторов, способствовавших привлечению инвестиций в китайскую экономику, выделяются благоприятная ситуация на рынке труда, достаточно высокий уровень доверия к судебной системе и уверенности в неизменности основных правил и распорядков, затрагивающих интересы бизнеса, относительно низкий уровень преступности, совершенствование инфраструктуры. Вместе с тем значительная часть инвесторов высказывает претензии по поводу бюрократических проволочек и широко распространенной коррупции.
Китай отличается более высоким, чем в подавляющем большинстве других стран, участием фирм в обучении своего персонала и значительно большей долей работников, получающих такое обучение. При этом такая стратегия характерна для предприятий, принадлежащих как отечественному, так и иностранному капиталу, хотя в целом на иностранных предприятиях доля квалифицированных рабочих несколько выше, чем на отечественных. В этом отношении Китай намного опережает все прочие страны мира, что в немалой степени повышает конкурентоспособность его экономики (рис. 17).
Для Китая характерен высокий удельный вес компаний, обладающих сертификатами ISO8 и ассигнующих значительную долю дохода от продаж на развитие НИОКР. Сертификатами ISO владеют больше половины иностранных компаний и почти треть отечественных. 38 % иностранных компаний и 32 % оте- чественных — используют новые производственные технологии (рис. 18).
Несмотря на широко распространенное и небезосновательное мнение о несовершенствах судебной системы КНР, уровень доверия к ней работающих в стране компаний, почти в равной мере — отечественных и иностранных, намного выше, чем в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и Северной Африке, не говоря уже о России. Более того, он превосходит даже уровень доверия к судам в развитых странах, объединенных в Организации эконо-

182 |
Глава 4. Движущие силы и ограничители экономического роста |
|
Ðèñ. 17. Источник: Составлено по данным Enterprise Surveys. |
Ðèñ. 18. Источник: Составлено по данным Enterprise Surveys. |
мического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ниже представлена доля компаний, согласившихся с утверждением: «Я уверен, что судебная система обеспечит мои права на собственность и по контрактам в деловых спорах» (рис. 19). На выполнение решения арбитражного суда в Китае требуется в среднем чуть более 10 недель, в полтора раза меньше, чем в странах ОЭСР.

4.1. Накопление и потребление |
183 |
Ðèñ. 19. Источник: Составлено по данным Enterprise Surveys. |
|
Компании, работающие в Китае, тратят по отношению к сумме продаж значительно меньше средств на обеспечение своей безопасности, чем в подавляющем большинстве других стран и регионов мира, исключая лишь исламские страны Ближнего Востока и Северной Африки. Сюда входят расходы на оборудование, персонал и личную безопасность. Соответственно в Китае намного ниже и потери компаний от воровства, грабежей, вандализма, поджогов и других преступлений. При этом иностранные фирмы расходуют на безопасность и страдают от преступности еще меньше, чем отечественные.
Мнение работающих в КНР компаний об эффективности бюрократической системы неоднозначно. С одной стороны, они жалуются на то, что тратят излишне много времени на выполнение различных процедур, связанных с уплатой налогов и пошлин, регистрацией, лицензированием, наймом работников, на таможенную очистку, на получение импортных грузов. С другой стороны, компании уверены, что интерпретация чиновниками правил, касающихся их деятельности, является последовательной и предсказуемой. Эта уверенность, которая в Китае выше, чем в других странах и районах, возможно, является главным фактором высокой инвестиционной активности, обеспечивающей капиталовложения как в краткосрочные, так и в долгосрочные проекты (рис. 20).
Наибольшую уверенность в защищенности своей собственности и соблюдении договоров, согласно исследованию Миро-

184 |
Глава 4. Движущие силы и ограничители экономического роста |
|
Ðèñ. 20. Источник: Составлено по данным Enterprise Surveys. |
вого банка, выражают компании, действующие в самых успешных регионах — Юго-Восточном Китае и вокруг Бохайского залива. Наименее крепка она в Северо-Западном Китае.
Самым негативным аспектом инвестиционного климата КНР служит, несомненно, коррупция. Масштабы ее при опросах компаний определяются тремя основными показателями. Первый — размер взяток в процентах к сумме продаж, которые дает типичная фирма за то, чтобы дело было улажено. Второй — удельный вес компаний, готовых давать подарки при встречах с налоговыми инспекторами. Третий — цена дарений при получе- нии правительственного контракта в процентах к сумме продаж. По первому критерию ситуация в Китае существенно хуже, чем
âстранах ОЭСР, и несколько хуже, чем в Латинской Америке, но лучше, чем в АТР, в Южной Азии и, тем более, на Ближнем Востоке и Северной Африке. По второму критерию Китай уступает ОЭСР и Латинской Америке, но превосходит все прочие упомянутые регионы и Россию. По третьему критерию хуже, чем
âКитае, дело обстоит во всех основных развивающихся регионах, за исключением АТР. По всем трем показателям отечественные компании в Китае страдают от коррупции больше, чем иностранные. Кроме перечисленных поводов, взятки дают за подключение к телефонным и электрическим сетям и к водоснабжению, за разрешения на строительство, за лицензии на

4.1. Накопление и потребление |
185 |
импорт и на оперативную деятельность, при встрече с инспекто- |
|
ром по труду и т. д. (рис. 21). |
|
Ðèñ. 21. Источник: Составлено по данным Enterprise Surveys. |
|
Главными инвесторами в Китае, как уже было сказано выше, являются предприятия. Им принадлежит львиная доля инвестиций. Они обеспечивали 3/4 формирования основного капитала в 2005 г. Преобладающая часть вложений в основные фонды в городах приходится на долю предприятий, контролируемых государством, но за последние годы она относительно сокращается, уступая место предприятиям иных форм собственности, в том числе — особенно предприятиям, принадлежащим частному национальному капиталу (рис. 22). Инвестиции государственных предприятий тяготеют в большей мере, чем предприятий других форм собственности, к менее развитым западным и центральным регионам. Иностранные инвестиции сосредоточены почти исключительно в значительно более развитом Восточном Китае.
Второе место после предприятий занимают с большим отрывом домохозяйства, на долю которых падает 14 % инвестиций в основные фонды, главным образом, в жилье. Непосредственно государственные инвестиции составляют лишь десятую часть общей суммы, но они довольно значительно выросли после того,

186 |
Глава 4. Движущие силы и ограничители экономического роста |
Ðèñ. 22. Источник: CEIC, Barnett S.&Brooks R. What`s driving investment in China? |
|
IMF Working Paper WP/06/265. November. 2006. Примечание: предприятия с ино- |
|
странным капиталом включают инвестиции из Гонконга и Макао и Тайваня |
как государство в ответ на Азиатский финансовый кризис в 90-х годах прошлого века перешло к использованию активной финансовой политики. Похоже, что такая же тенденция возобладает и в связи с глобальным финансовым кризисом.
Многочисленные исследования подтверждают, что накопление физического капитала вносит решающий вклад в рост ВВП, хотя конкретные оценки этого вклада несколько разнятся. По расчетам Т. Круиса и Ван Тао, за период с 1978 по 2004 г. увели- чение основных фондов обеспечило больше половины экономического роста, увеличение TFP — еще одну треть, а остальное пришлось на увеличение занятости. Если взять только период с 1993 по 2004 г., то накопление капитала обеспечивает еще большую часть роста ВВП — 62 %, тогда как TFP — 30 %, а увеличе- ние занятости — только 6 %.
ВВП в Китае формируется благодаря инвестициям в основные фонды в значительно большей мере, чем в ряде других успешно развивающихся стран, даже в периоды наиболее высоких темпов экономического роста, не говоря уже о странах развитых, с их медленным ростом экономик (рис. 23).

4.1. Накопление и потребление |
187 |
Ðèñ. 23. Источник: Составлено по данным CIA The world fact book. 2007 |
|
Избыточная опора на инвестиции для стимулирования экономического роста сопровождается прогрессирующим снижением их отдачи. В США, ФРГ, Франции, Индии для увеличения ВВП на 100 млн юаней в пересчете по обменному курсу валют нужно от 100 до 200 млн юаней инвестиций. В Китае, по подсче- там Госкомитета по развитию и реформам, за первые три года нашего века для получения соответствующего эффекта понадобилось 500 млн юаней. На производство одного юаня добавленной стоимости необходимо сегодня значительно больше инвестиций, чем в 80-х и 90-х годах прошлого века. Соответственно для поддержания высоких темпов роста ВВП требуется все больше инвестиций. Иными словами если в развитых странах капиталоемкость прироста ВВП (коэффициент ICOR — incremental capital-output ratio) равен 1—2, то в Китае за последние 3—5 лет он составлял от 5 до 7. Именно таким был этот коэффициент в канун Азиатского финансового кризиса в Малайзии9. По рас- четам Чэн Сывэя, в 1999 г. 1 % увеличения инвестиций в основные фонды приносил 1,29 % роста ВВП, в 2002 г. — только 0,48 %, а в 2003 г. — менее 0,4 %10. Таким образом, по эффективности вложений капитала в основные фонды Китай уступает не только прежним лидерам азиатского роста, но и сегодняшней Индии, Вьетнаму и России.

188 Глава 4. Движущие силы и ограничители экономического роста
Капиталоемкий, по преимуществу — инвестиционный рост экономики стимулируется в немалой степени дешевизной банковских кредитов, которая, в свою очередь, опирается на низкую процентную ставку по банковским депозитам, обычно не превышающую двух—трех процентов за год. Тем не менее, низкая окупаемость капиталовложений может вести к невозврату кредитов и накоплению плохих долгов. Поэтому переход к новой модели роста важен и с этой точки зрения.
Стремление за счет инвестиций наращивать ВВП максимально высокими темпами в периоды инвестиционного бума чревато, особенно на местах, раздуванием масштабов капитального строительства, включая создание дублирующих и демонстрационных объектов далеко не первой необходимости. В конце 2005 г. объем инвестиций в строящиеся объекты достигал почти 2 трлн. юаней. По мнению члена экспертного совета Государственного центра информации Гао Сяоцина, для их освоения нужны многие годы11. Излишек производственных мощностей, продукция которых не поглощается спросом на внешнем и внутреннем рынках, возникал в производстве стали, алюминия, кокса, цемента, ферросплавов, автомобилей, текстиля.
Â2005 г. в черной металлургии при производственных мощностях
â470 млн т было произведено 370 млн т металла, т. е. простаивали мощности на 100 млн т., что почти равно сталелитейному производству
âЯпонии, втором после Китая производителе черных металлов в мире. При этом в процессе строительства находились мощности на 70 млн т и проектировалиcь еще на 80 млн.
Суммарные мощности по производству электролитического алюминия достигли 10,3 млн т. При этом внутренний спрос составлял 6 млн т, внешний — 1 млн т, простаивали мощности на 3,3 млн т. Строились еще 11 объектов и 14 — проектировались.
Имевшиеся на сентябрь мощности позволяли производить 22,1 млн т ферросплавов. После ввода в строй строившихся и проектировавшихся объектов они должны были возрасти до 25 т, а внутренний спрос равнялся всего 12 млн т.
Производство кокса, составлявшее в 2005 г. 243 млн т, превышало внутренний и внешний спрос на 11 млн т, но строились и проектировались еще 22 объекта с 390 коксовых печей общей производственной мощностью примерно в 100 млн т.
Было произведено 10,4 млн т карбида кальция, загрузка производственных мощностей держалась примерно на уровне 60 %.
4.1. Накопление и потребление |
189 |
|
|
Строились и проектировались объекты суммарной мощностью от 12 до 22 млн т.
Выпуск автомобилей в 2005 г. был близок к 8 млн единиц, а продажи составили только 5,7 млн. Если инвестиции в автомобилестроение не уменьшатся, то к концу 11-й пятилетки (2010 г.) возможности производства достигнут 20 млн, более чем вдвое превышая потребности.
В медеплавильной промышленности к концу 2005 г. создавались мощности в 2,05 млн т. К концу 2007 г. их общий объем должен был составить 3,7 млн т, что далеко превосходит гарантированные возможности поставок медного концентрата с отечественных рудников и посредством импорта.
Производственные мощности цементной промышленности составили 1257 млн т, производство цемента — 1038 млн т.
Согласно данным Министерства коммерции, суммарный избыток мощностей в текстильной промышленности к концу года равнялся 15—20 %.
На конец 2005 г. установленные мощности по производству электроэнергии в Китае достигли 510 млн кВт. Строились объекты мощностью еще в 200 млн кВт. К концу 2006 г. суммарная установленная мощность должна была возрасти до 600 млн кВт, а к концу 2007 г. избыток электроэнергии должен был достичь 10 %.
Добыча угля составила 2190 млн т, что было близко к объему потребления, запланированному на 2010 г. Строились дополнительно добывающие мощности на 400 млн т.
Мощности по производству стандартных 20-футовых контейнеров (TEU) достигли 4,5 млн шт., что вдвое превышало годовую потребность. В 2007 г. намечалось довести мощности до 5,8 млн.
Мощности по производству мобильных телефонов составили в 2005 г. более 500 млн шт. Годовое потребление на внутреннем рынке не превышало 70—80 млн шт.12
Наращивание избыточных мощностей ведет к росту складских запасов, усиливает давление на финансовую систему, ухудшает экологическую ситуацию, а в социальной сфере — обостряет проблему безработицы. По словам заместителя председателя Китайского общества по изучению макроэкономики Цао Юйшу, из-за избытка производственных мощностей в цементной промышленности 43,5 % имевшихся в стране предприятий стали нерентабельными13. Значительная часть ресурсов, используемых при создании избыточных мощностей, поступает от банков, что может вести к возрастанию финансовых рисков. Производство карбида кальция, кокса, ферросплавов тесно связано с

190 Глава 4. Движущие силы и ограничители экономического роста
загрязнением природной среды. При падении спроса на свою продукцию предприятия с избыточными производственными мощностями, если и не увольняют работников, то, во всяком случае, не создают новых рабочих мест. Таким образом, экономический рост, ведомый правительственными инвестициями, особенно на региональном уровне, становится еще одним фактором увеличения дисбаланса в распределении доходов.
В настоящее время увеличение ВВП на 1 % позволяет трудоустроить только 0,8 млн человек. Это соотношение в основном сохраняется с 90-х годов прошлого века, тогда как в 80-е годы такой же рост ВВП позволял трудоустроить втрое больше людей14. При этом ускорение экономического роста в отдельные годы не сопровождалось адекватным рывком в создании новых рабочих мест. Такое ускорение наблюдалось с 1992 по 1995 г., когда отда- ча для занятости была наименьшей: в пределах 0,07—0,09, и, напротив, в 1998, 1999 и 2000 гг., когда темпы роста снижались, эластичность занятости поднималась до 0,15 и 0,17. По данным одного из исследовательских докладов Информационного центра Министерства труда и социальной защиты, прирост ВВП на 1 % позволяет увеличить занятость на 0,107 процентных пункта15. Снижение эластичности за последние годы в определенной степени компенсируется ускорением темпов роста.
Расширение занятости тормозится концентрацией инвестиций в капиталоемких отраслях. Эта тенденция также способствует консервации действующей модели экономического роста. Содержащиеся в руководящих партийных документах призывы переходить к «индустриализации нового типа», основывающейся на информатизации, на повышении роли новых и высоких технологий, пока что реализуются медленно. Основные капиталы по-прежнему идут в тяжелую промышленность, чему благоприятствуют заниженные цены на сырье и энергию. Характерным примером такой тенденции может служить ситуация в цветной металлургии. Низкая цена на электроэнергию позволила увели- чить производство алюминия за короткий период более чем втрое, с 3 млн т в 90-х годах прошлого века до 9,7 млн т в 2004 г., и довести экспорт алюминия в 2003 г. до 1250 тыс. т. Рабочих мест тяжелая промышленность в расчете на 100 млн юаней инвестиций создает втрое меньше, чем легкая.
С конца 2002 г. ускорилось строительство тепловых электростанций, комбинатов черной и цветной металлургии, предприятий строительных материалов. В результате потребление энер-