
Ответы по современным проблемам Дембич / Архитектура / А24
.docx24 Зеленая архитектура С каждым днем архитекторы всего мира осознают важность своей роли в защите окружающей среды, они все чаще начинают воплощать в жизнь так называемые «зеленые» проекты. В дополнение к снижению потребления топлива успешная зеленая архитектура улучшает комфорт проектируемых зданий, восстанавливая естественную среду, что, безусловно, вносит вклад в защиту экологии нашей планеты.
Иногда проектируют здание, сад в котором является неотъемлемой частью настолько, что нельзя сказать, где заканчивается одно и начинается другое. Чаще всего это выразительные по архитектуре частные дома-сады. Они получили название «зеленая архитектура».
Первые образцы этого подхода появились в 70-е годы XX века. Примером может служить «Дом в холме» (Underhill) архитектора Артура Квормби (Arthur Quarmby), построенный в 1974 году в Йоркшире, Англия (рис. 14). «Этот проект основывается на трактовке дизайна окружающей среды исходя из условий моральной ответственности человека перед природой. Единство линий и форм проекта со средой, органичное слияние силуэта здания с географическим рельефом, использование при строительстве местных материалов создают гармонию архитектурного комплекса и окружающей природы»1. Артур Квормби сотрудничал с учеными, занимающимися изучением и сохранением экологии окружающей среды. Поэтому в его зданиях применяются преимущественно натуральные материалы, активно используется природный ландшафт участка. Можно предположить, что такого рода дома со временем станут альтернативой традиционным жилым зданиям, особенно в сельской местности.
«Зеленые коттеджи» действительно становятся все более популярными — люди хотят жить в уютных домах-«норках». Так, в 1993 году в Швейцарии, местечке Диэтикон, архитектором Петером Ветшем (Peter Vetsch) был построен на берегу водоема целый комплекс из девяти домов (рис. 18). Эти дома больше напоминают холмистый природный ландшафт или белые барашки волн, чем жилую архитектуру. Невозможно понять, где заканчивается зеленый дерн и начинается собственно дом — архитектура и ландшафт действительно составляют единое целое.
К «зеленой архитектуре» исследователи (например, Джеймс Винес) относят и покрытые растениями крыши или затянутые лианами фасады городских домов.
Сады на крыше, вертикальное озеленение придают мягкость и уют городской среде «Солнечный свет, проходящий через листву, придает свету в интерьере мягкую окрашенность и легкую неравномерность»1, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии людей в городе. Вертикальное озеленение фасадов появилось в большинстве стран Европы. Еще в 80-х годах XX века группа STERN работала над реконструкцией «Квартала 103». В результате здания получили более привлекательный и уютный вид. Примером может служить озеленение «Дома на Франкелуфер» в Берлине, выполненное архитектором Хинрихом Баллером совместно с группой STERN (рис. 25). Таким образом происходит организация уже существующих пространств за счет создания природной микросферы.
Рассказывая о «зеленой архитектуре», нельзя не упомянуть произведения известного австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера.
Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым «свободным Домом» и реализацией мечты художника.
Хундертвассер старался, чтобы все его проекты было проще и дешевле воплощать в жизнь. Самым главным инструментом, по его замыслу, должна быть лопата. Выкапывание древним человеком пещеры для укрытия — вот основная архаическая идея всех его архитектурных проектов. Зеленые крыши, как следствие его идей, отлично скрывают следы работы человека. Природа как бы берет человека к себе и дает ему защиту. Под зеленой крышей ему не угрожает опасность, здесь с ним ничего не может случиться.
Некоторые исследователи (например, А. Седак), замечая, что к рубежу XX и XXI веков мечта о прекрасно-целесообразной архитектуре, где красота отождествлялась с пользой, стала приниматься как очередная утопия, предсказывают кризис рациональной архитектуры.
Поэтому пора, как мы думаем, архитектуре вновь прислушаться к художникам. Живопись нового времени отошла от психологизма, повествовательное и иллюстративности, чтобы создать самостоятельный мир новых идей и форм. И если сто лет назад новая живопись стремилась сформулировать свои законы, применимые только к ней, а уж популяризировать их в зодчестве старались сами архитекторы, то сегодня художнические упражнения в архитектуре приобрели форму своеобразного мифа возвращения «блудной дочери» в лоно семьи. Слишком тесны и ограничены оказались территориальные и профессиональные границы художеств без архитектуры, слишком убога стала она сама, потеряв изобразительность, содержательность, образность и психологизм, т.е. свою художественность.
Исходя из этого можно предположить, что архитектура XXI века, с одной стороны, будет стремиться к гармонии с природой и становиться «зеленой», все более сливаясь с ландшафтом, что, скорее всего, будет характерно для пригородов мегаполисов, с другой стороны, она будет черпать вдохновение из современной живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Зеленая
архитектура
Эмилио Амбаз Фриденсрайх Хундертвассер