
- •52. Основные синтаксические единицы, их компоненты. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении. Различные подходы к определению словосочетания.
- •53. Словосочетание как синтаксическая единица, ее формальная, смысловая и коммуникативная организация, предикативная связь.
- •54. Простое предложение как синтаксическая единица, ее формальная, смысловая и коммуникативная организация, предикативная связь.
- •55. Понятие структурной схемы и парадигмы простого предложения.
- •56. Традиционное и современное учения о структуре простого предложения, его членах. Коммуникативная организация, типы простых предложений по цели высказывания.
- •57. Актуальное членение предложения и средства его выражения в устной и письменной формах речи. Классификация предложений по коммуникативному признаку.
- •58. Сложное предложение как синтаксическая единица. Формальная, смысловая, коммуникативная стороны устройства. Стилистические особенности различных типов сложных предложений.
- •59. Виды и типы сложных предложений, принципы классификации (в традиции и современной науке). Вопрос о бессоюзном сложном предложении в синтаксической науке.
- •60. Предикативность как грамматическое значение предложения. Понятие полипредикативных предложений. Типы полипредикативных сложных предложений, выделяемых по разным основаниям.
- •61. Прямая речь. Способы передачи чужой речи. Основы русской пунктуации.
- •62. Текст как лингвистическая единица: общая характеристика, современное состояние теории.
- •63. Различные подходы к исследованию текста: структурно-прагматический, лингвокультурологический, прагматический и др.
56. Традиционное и современное учения о структуре простого предложения, его членах. Коммуникативная организация, типы простых предложений по цели высказывания.
ТРАДИЦИОННОЕ УЧЕНИЕ О ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ строилось на основе идеи о том, что устройство предложения одновременно определяет и его форму, и его смысл. Поэтому члены предложения выделялись и характеризовать по признакам 2 родов: формальным и смысловым. Каждому члену предложения приписывались опред. формальные и смысловые признаки, которые, по убеждению сторонников традиционного учения о членах предложения, симметричны.
В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ учение о членах предложения не занимает того места, какое оно занимало в прошлом. В свете новых идей реал. предложение понимается как реализация структ. схемы путем наполнения ее лексич. материалом и, если объем предл-я превышает объем схемы, путем распространения за счет введения неконститутивных (не прогнозируемых структурной схемой) компонентов. Компоненты, входящие в структ. схему предл-я, характ-ся по их морфолог. форме, иногда по форме и значению. Неконститутивные компоненты предложения, представленные в реч. предложениях, дифференцированных характеристик не получают. "Русская грамматика" среди них различает только два класса: присловные распространители компонентов схемы предложения и (распространители распространителей) и детерминанты, которые трактуются как распространители предложения в целом.
Для учения о членах предложения основополагающее значение имеет мысль о том, что предложение обладает определенной организацией как предикативная единица и как номинативная единица: оно имеет предикативный минимум того или иного состава (минимальную схему) и номинативный минимум (расширенную схему). Члены предложения должны выделяться с учетом их вхождения или невхождения в предикативный и номинативный минимум, а также их роли в составе того и другого. При выделении членов предложения должны также учитываться, как это делалось в традиционном учении о членах предложения (хотя и не вполне логически организованно), синтаксические связи и смысловые отношения, в которых находятся друг с другом компоненты предложения.
Опираясь на традицию и современные учения о структурной схеме и смысловой организации предложения, можно представить систему членов предложения следующим образом.
Все члены предложения делятся на участвующие и не участвующие в создании предикативного минимума предложения. Предикативный минимум предложения есть основа его конструкции. Выделение членов предложения, входящих в предикативный минимум, и понимание их особой конструктивной значимости составляет традицию синтаксиса, закрепленную удачным термином главные.
Предложение, рассматриваемое со стороны его коммуникативной организации, принято называть высказыванием. В качестве высказывания предложение, во-первых, квалифицируется как отдельная коммуникативная единица в устной речи определенными интонационными сигналами (интонация законченности), а в письменной речи отделяющими знаками (точка, вопросительный или восклицательный знак); во-вторых, в нем становится возможно актуальное членение - смысловое членение, существенное для данного контекста или ситуации. Актуальное членение предложения соответствует коммуникативному заданию: оно организует предложение для передачи актуальной информации, т. е. того аспекта вещественной информации, который составляет суть данной коммуникации и ради сообщения которого данная коммуникация и должна состояться.
Деление предложений по целеустановке появилось с самого зарождения учения о синтаксическом строе русского языка. Традиционно в эту систему вкл. структурн. типы, служащие для выражения разных коммуникат. целей:
а) предл-ния воскл/невосклиц.
б) вопросит., повествоват. (невопросит.), побудит.
Восклиц. пред-ния – пред-ния, кот. содержат в себе доп. эмоц.-экспрессивн. значение (в определ. восклиц. интонации, на письме – знак !; спец. эмоц.-экспрес. слова; эмфатич. (непрямой порядок слов).
Восклицательность может накладываться на разные типы предложений.
Деление всех предложений на повествовательные, вопросительные, восклицательные основано на разных признаках, а потому предложение может быть одновременно вопросительным и восклицательным: Как, разве вы ещё не уехали?! или повествовательным (т. е. невопросительным) и восклицательным: Пожар!; Горим!; Меня в дверях встретил казак мой с испуганным лицом. Плохо, ваше благородие! сказал он мне. Здесь нечисто! (Л.).
Повествовательные предложения противопоставлены вопросительным предложениям по признаку "невопросительность (повествовательные) ~ вопросительность (вопросительные)", восклицательным по признаку "акцентированная эмоциональность (восклицательные) ~ отсутствие акцентированной эмоциональности (повествовательные)".
Деление на повествовательные, вопросительные и побудительные предложения не охватывает всех предложений; в нем не учтены оптативные предложения (со значением желательности): Если бы снег!; Только бы все были здоровы! Эти предложения имеют специфическое модальное значение, выражаемое особыми показателями (оптативными частицами), и потому не могут быть отождествлены с побудительными; вместе с тем они, подобно побудительным, не могут быть преобразованы в вопросительные (в отличие от повествовательных, которые легко преобразуются в вопросительные).
Повествовательные, побудительные и оптативные предложения противостоят друг другу как разные модальные типы предложений: повествовательные имеют реальную модальность или модальность предположительности, побудительные модальность побуждения, оптативные модальность желательности.
Вопросительные предложения выражают особую форму мысли вопрос; их коммуникативное задание состоит не в передаче информации, а в побуждении к ее получению. Именно поэтому в современной науке деление предложений по целеустановке принимается как оппозиция по признаку вопросительности ~ невопросительности. На этом основании все предложения делят на невопросительные, коммуникативное задание которых связано с передачей информации, и вопросительные, коммуникативное задание которых связано с получением информации.
По типу вопроса и предполагаемого ответа вопросительные предложения делят на общевопросительные и частновопроситель-н ы е. Первые допускают в качестве ответа подтверждение (Да) или отрицание (Нет). Вторые не допускают таких ответов, а требуют сообщения в ответе какой-то новой информации.
Общевопросительные предложения называют ещё неместоименными, а частновопросительные местоименными.