- •Билет 1. Техника как объект технических наук.
- •Билет 2. Религиозно-мифологическая интерпретация техники.
- •Билет 3. Понятие органопроекции у Эрнста Каппа.
- •Билет 4. Философия техники Мартина Хайдеггера.
- •Билет 5. Философия истории техники Льюиса Мамфорда.
- •Билет 6. Всемирно-историческое значение техники.
- •Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы.
- •Билет 8. Техника как фактор познания.
- •Билет 9. Специфика технической науки.
- •Билет 10. Эволюция и классификация технических наук.
- •Билет 11. Методология технических наук.
- •Билет 12. Проблема истины в технических науках.
Билет 2. Религиозно-мифологическая интерпретация техники.
Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии.
В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге "Возникновение технологии", опубликованной в конце XIX века, писал: "Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается прежде всего как необходимая принадлежность культа. ...Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня — операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами...... Итак, вся техника этой эпохи, — заключает автор, — имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной".
Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно: "технический оптимизм" (технофилия) и "технический пессимизм" (технофобия).
В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма (в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации.
Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику. Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины XX в., все активнее получали формы выражения технофобные настроения.
Еще А. Бергсон (1859-1941) доказывал, что техника — одно из проявлений "творческой эволюции", форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от "тесаного камня до паровой машины" ему виделось проявление духовной силы человечества.
Современные концепции и теории, исходящие из экофильных воззрений (теория "индустриального общества", концепция "биотехнологической революции" и др.), не отвергая острых противоречий в технико-технологической сфере современной цивилизации, тем не менее, именно с развитием техники и технологии связывают преодоление "цивилизационных вызовов", в том числе и в экологической области.
По мнению Ф. Дессауэра (1881-1963), техника — не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерностям, но включает некоторую "трансцендентную сущность", выходящую за пределы человеческого познания, и проникающую в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им "божественного предназначения".
Экофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале XX в. Уже О. Шпенглер (1880-1936), прогнозируя кризис "фаустовского человека", наметил тенденции "заката Европы". С одной стороны, техника трактуется им как "тактика жизни", а с другой — отчетливо подмечалось, что "переизбыток техники" угрожает позитивному развитию цивилизации, выводя ее на "противоестественный" ("искусственный") уровень.
