
- •Политическое сознание: психологические аспекты (6 часов)
- •Специфика политического сознания
- •Понятие политического сознания и его структура
- •1.2 Функции политического сознания
- •Потребности Политические
- •Установка политическая
- •Про политические убеждения
- •Политические убеждения
- •Политические настроения.
- •Политические ценности (political values)
- •Менталитет Политический
- •Часть 3. Личность в политике Глава 12. Политический менталитет
- •12.1. Понятие политического менталитета
- •12.2. Структура политического менталитета
- •Политический интерес
- •Интересы в политике
- •Когнитивный стиль
- •[Править]История
- •Когнитивный стиль, что это?
- •Архетип (психология)
- •[Править]Черты архетипа
- •[Править]Примеры
- •[Править]Концепция к. Г. Юнга
- •Сознание и бессознательное
- •Миф политический
- •2. Современный миф как объект научного исследования
- •3. Религиозные источники политической мифологии
- •4. Своеобразие политических мифов
- •Символ в Политике
- •Идеал Политический
Менталитет Политический
политический словарь
(фр. mentalite - склад ума, мироощущение) - единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности. Ментальное осознание, в отличие от рационального, не имеет четко выраженных границ; способ его формирования, зачастую, погружен в бессознательное. Создателем его можно считать народ, представление которого осуществляется анонимно в мифологическом сознании, и элиту, осмысливающую политический опыт в форме идеалов, символов, ценностей, стереотипов, и других феноменов политического сознания. Актуальное ментальное сознание возвращается в "народ", приобретая догматическую укорененность. Политическийменталитет всегда прост и доступен для понимания, если он вырастает на фундаменте естественной культуры. Он погружен в традиции, естествен для понимания, постоянно реализуется в политической практике. Ментальное сознание складывается начиная с рождения человека и формируется всю жизнь. Воспитание, образование, политическая и общественная социализация, политические культураи участие, электоральное поведение, политическая элитаризация - все эти моменты воздействуют на формирование политического менталитета. Входят в менталитет и заимствования из иных политических культур. Подобные заимствования по-разному модифицируют господствующую ментальность. В этом отношении можно говорить о дифференциации ментальности, которая в своей реальности воспроизводит структуру политической культуры. Элитные субкультуры могут иметь ментальность, далекую от материковой. В этом случае политическая ментальность будет основана на заимствованиях. Превращенная ментальность свойственна и для политических маргиналов, ее особенность может быть самой удивительной, воспроизводя социокультурную феноменологию той или иной маргинальности. В обществе, где осуществляется политическое и социальное конструирование, в особенности в эпоху кризисного воспроизводства, менталитет неустойчив, носит внешний характер, дезориентирует людей. Старые привычные ценности разрушаются, новые ценности находятся либо в стадии становления, либо иллюзорны. Состояние российского менталитета к концу XX в. можно считать трагичным, парадоксальным и кризисным. За семьдесят лет Советской власти возникла новая ментальность, затем она была разрушена. Новые ценности являются предметом спекуляции. Народ дезориентирован. Ясность внесет реальная жизнь.
Чтобы разобраться в сложных элементах политического сознания и понять, на основе каких закономерностей они действуют в личностном и в групповом уровнях, попробуем рассмотреть их структуру. В политической психологии, как и в психологической науке в целом, при анализе сознания принято выделять два блока элементов: мотивационные и познавательные.
К мотивационным относятся потребности, ценности, установки, чувства. К познавательным - знания о политике, информированность, интерес, убеждения. Разделение это во многом условно, так как в жизни оба эти блока элементов тесно переплетены. Рассмотрим некоторые их наиболее важных элементов.
Рассмотрим мотивационные компоненты политического сознания на примере одного - установки. Установка - это специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия, направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации. Установка предшествует действию, являясь его начальным этапом, настроем на действие. Один из основоположников психологической теории установки, грузинский психолог Д.Н. Узнадзе подчеркивал тесную связь установки с ситуацией, с одной стороны, и с потребностью - с другой. Это положение основано на понимании установки как той промежуточной переменной, которая опосредует внешние стимулы, идущие от ситуации, и внутренние стимулы, определяемые потребностями личности. Установка включена в мотивационные механизмы поведения и сознания человека в силу того, что она во-первых, служит для настройки деятельности на определенный объект, а, во-вторых, обеспечивает относительно устойчивую форму потребностей и мотивов.
Благодаря установкам, как считает Г. Г. Дилигенский, субъекту не нужно постоянно определять, в чем состоят его потребности и способы их удовлетворения: они уже зафиксированы в установках. В политической деятельности установка является регулятором поведения человека или группы, формирующим позитивное или негативное отношение их к власти, государству.
Обычно исследователей и их заказчиков интересуют вполне конкретные установки: на политическую систему в целом, на режим, на конкретные политические институты, на политических лидеров и даже на те или иные политические решения или события. Если политологу необходимо представить себе возможные действия той или иной группы населения, предположим, на выборах, то накануне этих выборов он будет изучать соответствующие политические установки. В основе такой процедуры лежит гипотеза, согласно которой любое политическое действие возможно лишь тогда, когда человек настроен на него, имеет предварительную готовность к действию, то есть у него сложилась определенная (позитивная или негативная) установка. В психологических исследованиях принято выделять в структуре установки три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, каждый из которых образует «относительно самостоятельные подсистемы регуляции активности субъекта». Когнитивный элемент установки предполагает наличие у личности предварительных знаний, интереса к политике. Наличие этого компонента объясняет тот отбор информации, который личность имеет о партиях, политиках, процессах, о которых она уже осведомлена и к которым приковано ее внимание.
Эмоциональное отношение к политическому объекту (нравится - не нравится, приятно - не приятно, доверяет - не доверяет), как правило, предшествует критическому осмыслению информации о политике. Без этого компонента не получили бы столь большого значения политические предрассудки, расовые стереотипы, проявления религиозной и национальной нетерпимости. И, наконец, поведенческий компонент установки представляет собой собственно готовность к действию: будь то голосование, участие в митинге или шествии, вступление в партию или террористический акт. Политическое сознание граждан имеет весьма противоречивый характер. Во-первых, их представления нередко не стыкуются между собой. Этот феномен нередко и наблюдается в стабильных обществах. Но в ситуациях политического кризиса того масштаба, какой сейчас переживает Россия, противоречивость политического сознания на личностном уровне достигает высоких значений, гранича с раздвоением личности.
В нашем исследовании мы наблюдали не только мучительное сосуществование прежних авторитарных и новых демократических взглядов, но и несоответствие между рациональным одобрением одних ориентации или лидеров и эмоциональной симпатией к противоположным. Отсюда и казусы - когда один из опрошенных, назвавший себя аполитичным, идет с автоматом защищать Моссовет в октябре 1993 г., а другая женщина - идейная коммунистка - сообщает, что голосует за демократов Гайдара и Козырева. Политические установки вызвали интерес у исследователей и политиков-практиков в связи с тем, что появилась необходимость учитывать их как средство обратной связи между теми, кто принимает решения, и теми, кто их исполняет.
Установки отличаются друг от друга, прежде всего, по степени их глубины и укорененности в личности. Наиболее распространенными являются исследования политических установок в форме мнения. Мнения - это лишь один из видов политической установки, отличающийся неустойчивостью. Мнения представляют, прежде всего, поверхностный, вербальный слой сознания и совсем не обязательно соответствуют более глубоким личностным образованиям.
Более глубокие корни имеет другой вид установки - диспозиция или общее отношение. Третий вид установки - убеждения, которые составляют своего рода стержень личности. Политические психологи, изучающие лидеров, среди множества их убеждений обращают особое внимание на наличие среди них национализма (этноцентризма) и недоверия к людям и институтам.
Эти два рода убеждений составляют когнитивную основу авторитаризма. Еще одним важным убеждением является уверенность политика в подконтрольности событий. С помощью теста Дж. Роттера определяется уровень субъективного контроля индивида. Этот тест позволяет выяснить, приписывает ли человек все свои удачи и провалы самому себе или винит во всем судьбу, обстоятельства и т.п. По нашим данным политики отличаются от прочих граждан тем, что у них уровень субъективного контроля выше, чем у среднего гражданина.
Есть свидетельства и в пользу того, что демократические ориентации в политике коррелируют с высоким уровнем этого показателя. Говоря о мотивационных элементах политического сознания, заметим, что установки включают действие внутриличностных механизмов, опосредующих внешние стимулы политической среды. Для этих структур политического сознания характерно, что они пронизаны эмоциями, которые определяют динамику восприятия политических процессов и явлений. Политическая психология выделяет и другой - познавательный - срез сознания.
Его показателями в эмпирических исследованиях выступают интерес личности к политике, ее информированность, знания о политических событиях и лидерах, и, наконец, связанность представлений в определенную идеологическую схему. В современной политике по сравнению с традиционными политическими системами наблюдается тенденция усиления интереса граждан к политике (при всех ситуативных подъемах и спадах такого интереса). Об этом свидетельствуют данные последних десятилетий в разных странах. Так, в ФРГ на протяжении 50 - 70-х годов доля лиц, интересующихся политикой возросла с 22 до 49%, а доля тех, кто ею вообще не интересуется, уменьшилась с 39 до 9%.
Во Франции только с 1969 по 1977 годы доля интересующихся возросла в три раза. В Италии число тех, кто активно следит за политическими событиями с 1968 по 1976 год возросло с 24 до 48%. В Западной Европе в 1981 г. примерно 40% опрошенных выражали интерес к политике10. Еще раз уточним: речь идет о тенденции, характерной для стабильных политических систем с развитыми традициями демократии. Российский политический процесс в долгосрочном контексте выглядит типичным для стран с элементами авторитарной политической культуры. При высоком уровне участия в политике (поголовное голосование) интерес к политике в советские времена был не высоким. В первые перестроечные годы вплоть до 1991 г. наблюдался взрыв интереса к публичной политике при одновременном падении числа тех, кто участвовал в рутинных формах политического поведения при одновременном увеличении его нетрадиционных форм. |
| |
|
|
|
|
|
|
План. 1. определение понятия политический менталитет. 2. Ученые о политическом менталите:Аристотель. 3. Структура политического менталитета 1. Политический менталитет - понятие для обозначения синкретической формы осознания социаль-но-политической системы, которая характеризуется следующими признаками: • формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллектив-ным политическим сознанием • выражает актуальные для данного политического коллектива ценности. 2. Понятие «политический менталитет» связано с концепцией «политического человека», развиваемой различными гуманитарными науками, в том числе, полито-логией. Представление о человеке как «политическом животном» было системати-чески разработано уже Аристотелем. В основе этого представления лежало убежде-ние о том, что природа человеческого характера и поведения может быть полностью выявлена только в ее отношении к гражданскому сообществу, его институтам, тра-дициям, нравам. Человек вне политики, по мнению Аристотеля, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством. 3. Структура политического менталитета: Мотивационный блок: 1. Потребности (потребности, образующие мотивационную сферу политической психологии, яв-ляются продуктом экстраполяции в нее потребностей личных. Условие экстраполяции — их мак-росоциальная атрибуция). 2. Ценности. 3. Установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты). Виды или формы по-литических установок — мнения, диспозиции, убеждения. Познавательный блок: 1. Интерес (от того, почему человек интересуется политикой, зависит, что именно его интересует и как осуществляется процесс познания). 2. Информированность. 3. Когнитивный стиль (способ мышления). 4. Операциональный код (структура операционального кода, по С.Уолкеру [82], включает некото-рые характеристики представлений политика и актуализацию этих представлений на поведенче-ском уровне. Мы же ставим задачу определить структуру операционального кода рядовых граж-дан — участников политического процесса, избирателей). 3) ценностные политические ориентации, носящие как осознанный так и неосознанный характер. 4. 1) В Российском политическом менталитете доминирует определенный образ государственной власти. В качестве идеала гос. власти российский политический менталитет санкционирует в пер-вую очередь власть единоличную (ответственную), сильную (авторитетную) и справедливую (нравственную). Этот «образ» власти ориентирован на умеренный авторитарный идеал, который всегда сочетается с коллективным демократизмом охлократического толка. В силу этого в поли-тическом менталитете сложилось двоякое отношение к авторитету. С одной стороны, - вера в ав-торитет, часто наделяемый харизматическими чертами, и, соответственно ожидание от него «чу-да», сопровождаемое постоянной готовностью подчиняться авторитету. С другой – убеждение в том, что авторитет сам должен служить «общему делу», национально-государственной идеи. Для российского полит менталитета характерным является культ гос власти, преклонение перед ней как воплощением силы и господства. В российском полит менталитете гос-во отождествляется с большой семьей. Отсюда вытекает по-нимание общенародного единства как духовного родства и стремление заменить бездушные пра-вовые нормы нравственными ценностями. 2) В российском полит менталитете гос власть ставится выше закона, что формирует такую поли-тическую установку как неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борь-бы со злом. Примат государства над законом порождает, с одной стороны, правовой нигилизм и произвол, а с другой – терпимость русского и страсть к порядку. 3) Ценностные ориентации россиян: около 80% россиян рассматривают правовое государство, в котором люди уважают закон и правопорядок как важнейшую предпосылку выхода из кризиса. Однако столь высокий процент еще не означает, что правовое государство является для большин-ства россиян социальной ценностью. Здесь мы сталкиваемся с коллизией. С одной стороны на-блюдается механическое признание принципов правового гос-ва, с другой – отчуждение граждан от закона. Более половины граждан современной России обладают гражданским правосознанием, около 1/3 этатистским, 1/5 – собственно правовым правосознанием. В российском полит менталитете базовой ценностью выступает порядок. Большинство россиян чувствую себя комфортно лишь в ситуации определенности, где существуют конкретные предпи-сание, что и как делать. Ситуация неопределенности, где разрешено все что не запрещено, и до-пускается свобода выбора и свобода действий раздражает. Такая ситуация оценивается в россий-ском обществе как непорядок. В российском полит менталитете порядок ассоциируется с наличием определенных соц предписа-ний, как жить. Соц-политические предписания должны касаться всех сторон жизни человека, чем больше предписаний, чем шире сфера их деятельности, чем сильнее они ограничивают каждого человека, чем меньше у него свободы выбора, тем больше порядка в обществе. Поэтому в россий-ском менталитете соц порядок неразрывно связывается с гос-вом, роль которого и состоит в упо-рядочивании всех общественных отношений. Чем больше гос-во издает разного рода законов, чем детальнее они регламентируют они все стороны жизни общества, тем тверже и надежнее кажется русскому человеку порядок. 5. Пол. менталитет народов СК очень своеобразен. Это обусловлено: - ЮФО – один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира. - глубокой исторической памятью народа - особенностью в отношении к гос-ву. - процессом недоверия к гос-ву, который обусловлен всяческого рода потрясениями – Кав-казская война, депрессии… - люди считают любой пол. режим здесь нелегитимным. - наличием рег. дифференциации об-ва. - своеобразным образом мышления, культуры и стиля жизни. - наличием патернализма без ответного д-вия. - народам СК присуще “свободомыслие” (Ю.А. Жданов)