Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШпорыМЭ / ШпорыМЭ.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
19.04.2013
Размер:
348.16 Кб
Скачать

18. Доля стран с переходной экономикой в территории и населении мира, мировом сельскохозяйственном и промышленном производстве, мировой торговле товарами и услцгами.

Австрийский институт экономических исследований (WIFO) дает следующую оценку состояния мирового хозяйства.

 

С падением напряжения на мировых финансовых рынках появились признаки оживления в тех странах, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса. Огромная утечка капиталов с формирующихся рынков (emerging markets) была остановлена, а в некоторых случаях даже повернута вспять, особенно в развивающихся и новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии.

 

Страны Латинской Америки все еще испытывают последствия волнений на своих финансовых рынках, однако недавние снижения процентных ставок можно рассматривать как фактор стабилизации их экономики.

 

Анализ показывает очевидное улучшение в странах ЕС после временной приостановки роста ВВП.

 

В США продолжается уверенный рост без признаков его замедления в ближайшем будущем. Этому способствовало расширение спроса в частном секторе в I квартале 1999 г. Единственным фактором, способным ощутимо ухудшить экономические показатели, является риск повышения Федеральной резервной системой процентных ставок в ответ на последние изменения инфляционных тенденций.

 

В странах с переходной экономикой, как отмечает Петер Гавлик в докладе Венского института международных экономических исследований (WIIW), сделанные ранее прогнозы экономического роста пришлось существенно корректировать в сторону снижения. Безусловно, определенный отзвук имел кризис в Восточной Азии и позже в России. Однако основные причины явного замедления роста носят преимущественно внутренний характер: отсутствие необходимого продвижения в области институциональных реформ и реструктуризации предприятий, повышение реальной стоимости кредита и бремени задолженности, а также фактический паралич банковского и корпоративного секторов.

 

Лишь Венгрии удалось ускорить в 1998 г. свой ориентированный на экспорт рост ВВП, главным образом благодаря расширению деятельности компаний, находящихся в иностранной собственности. Почти во всех остальных странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) ограничительные меры и сокращение спроса способствовали снижению инфляции до более низкого, чем ожидалось, уровня, что трудно оценить как однозначно положительное явление, поскольку оно сопровождалось ростом реальных процентных ставок и безработицы. В отдельных странах ЦВЕ расширение экспорта в ЕС дало крупный экономический эффект.

 

Ситуация в регионе в 1999 г. существенно ухудшилась еще до начала кризиса в Косово. Конфликт же в Югославии проявляет себя не только как источник неблагоприятных последствий для Балканских государств и соседних с ними стран (нарушение торговли, падение доходов от туризма, высокие инвестиционные риски), но и с учетом ожидаемого отвлечения ресурсов Европы как фактор замедления интеграционных процессов для более развитых стран ЦВЕ.

 

Россия в 1999 г. пользовалась выгодами более высоких цен на энергоресурсы и доброжелательным отношением со стороны западных кредиторов. Россия, как и Украина, Болгария, Румыния и другие балканские страны, остается в состоянии экономического спада и зависимости от щедрости Запада. Перспективы стабилизации улучшились в первые месяцы 1999 г. в результате роста промышленного производства и снижения инфляции. Однако в политическом отношении ситуация неясна, трудно ожидать существенных инициатив в области экономической политики (в том числе по реструктуризации задолженности) до президентских выборов.

 

В области промышленного производства большинство стран ЦВЕ в первые месяцы 1999 г. ощутили спад (исключением является Венгрия). Ослабление внутреннего и внешнего спроса, снижение прибылей и конкурентоспособности привели к спаду в промышленности даже в Польше.

 

Ухудшилось также положение на региональных рынках труда, особенно в Чехии и Словакии, в которых ряд крупных предприятий оказался неплатежеспособным. В то же время впервые за весь переходный период все страны ЦВЕ (кроме Румынии) добились показателей инфляции, выражаемых однозначным числом.

Средние темпы роста ВВП в отдельных странах ЦВЕ в 1999 г. упадут до 2%; в 2000 г. они могут несколько возрасти при постепенном оживлении экономики в Западной Европе и ускорении корпоративной реструктуризации. Этому может способствовать повышение притока прямых иностранных инвестиций: ряд крупных компаний и банков в Чехии, Польше, Словакии, Хорватии, Болгарии и Румынии выставлены на продажу.

 

В целом итоги первого десятилетия переходного периода оказались умеренными. Россия же сегодня отстоит от Запада дальше, чем когда-либо в прошлом.

О том, как отразится сложившаяся ситуация на дальнейшем развитии показывают выборочные данные, сведенные в таблицу.

Подготовил Е.Кошечкин редактор-консультант

Экономический рост и финансовое положение государств, 1999/2000 гг. (прогноз)

Страны

ВВП в % к предшествующему году

Уровень безработицы в % на конец периода

Текущий платежный баланс в % к ВВП

ЦВЕ*

0,4/2,0

 

-4,8/-4,9

Россия

-2,0/1,0

14,5/15,0

4,2/5,4

Украина

-2,0/0,0

5,0/6,0

-2,5/-2,9

ЕС

1,9/2,4

9,5/9,3

 

ОЭСР

2,2/2,1

6,8/6,8

 

США

3,6/2,0

4,3/4,5

 

Япония

-0,9/0,0

5,0/5,3

3,0/3,5

Великобритания

0,7/1,6

6,5/7,0

 

Китай

7,2/6,8

 

1,8/1,5

Аргентина

-3,0/2,5

 

-4,5/-4,5

Бразилия

-3,0/2,0

 

-3,5/-3,0

Мексика

3,2/3,7

 

-3,8/-4,1

Индонезия

-3,0/3,0

 

4,1/2,6

Малайзия

0,5/3,5

 

10,9/7,6

Филиппины

2,5/4,5

 

2,6/1,8

Таиланд

1,0/3,5

 

9,5/7,1

*Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Болгария, Румыния. Источники: Monatsberichte WIFO № 6/1999; Research Reports WIIW № 257