Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

экзамен по ЗАРЛИТ / Ответы на ЗАРЛИТ / 24)Развитие жанра соц. романа в творчестве Д. Стейнбека

.docx
Скачиваний:
56
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
18.99 Кб
Скачать

24)Развитие жанра соц. романа в творчестве Д. Стейнбека

Лекция!

Начинал как журналист. Сочувствовал демократической америке. «Гроздья гнева». Создает семейный роман и социальный роман. Размыкает рамки семьи.

Композиция. 30 глав. 16 – общие главы, которые построены на документальном материале. 14 – частные, которые построены на фундаменте вымысла.

Капитализация земледелия, приходит машинный труд. Обездушивание земледелия. Трактористы, похожие на роботов. Шоссе №66. Бетонно-цементная дорога. Все по ее обочинам свидетельствует, что система эксплуатирует граждан. О том, как в Америке властвуют деньги. 20 семей становились одной семьей. Нужны подлинно социальные узы. Все люди – труженики, которые могут и должны стать братьями. Мотив пути, дороги – принадлежность эпического произведении. Роман-трагедия Конфликт человека с системой античеловечной. проповедник Кейси. Вместе с другими лучше жить, чем в одиночку. Он все больше верит в человеке. Он борется против социальной несправедливости.

Том готов стать революционером, борцом против системы. Чужие становятся по-новому своими. В романе возникают ассоциации с библией, ветхим заветом. Роза, Ной. Параллели со всемирным потопом. Ассоциации с боевым гимном республики. Важна мифология и история. Воссоединить одно с другим. Но история для него все важнее. Вечность под влиянием истории меняется. Символический образ черепахи. Грузовик – человеческая цивилизация.

Стейнбек испытывает незначительный интерес к природно одаренной личности, находящейся в неосоз­нанном конфликте со средой. Стейнбек также и не писатель психологического склада, подобно О'Нилу увлеченный неоднознач­ностью неординарных характеров. Сильными сторонами его твор­чества являются знание «элементарной» стихии народной жизни и соответствующее ему чувство природы. Сам писатель определил одну из главных тем своего творчества как характерное для совре­менности становление коллективного сознания — «переход от "я" к "мы"».

«Гроздья гнева» — роман, вызвавший обличением социальной несправедливости резонанс не меньший, чем в свое время «Хижина дяди Тома». 'Это произведение гораздо более масштабное, чем повесть о Пенни и Джордже. Оно задумано в эпическом ключе, на что указывает стилистика названия, одновременно и библейская и окрашенная исторически: привлекшее Стейнбека словосочетание заимствовано им из «Боевого гимна республики» времен Граждан­ской войны.

В «Гроздьях гнева» чередуются два повествовательных пласта — драматический и публицистический, что является свидетельством политизации мышления Стейнбека и его эмоциональной соприча­стности описываемому. В романе имеется, как и в большинстве зрелых стейнбековских произведений, резонер близких автору идей, бродячий проповедник Кейси. Событийная сторона «Гроздьев гне­ва» проста. Из-за засухи в Оклахоме семейство Джоудов вместе с другими «бедными белыми» (или «оки») в поисках «земли обето­ванной» устремляется с востока на запад, рассчитывая найти в Калифорнии высокие заработки, но встречает там унижение, пре­следование, голод.

Направленность романа очевидна. Основанный на фактических данных, он вызвал неподдельное сочувствие к исковерканным судьбам, а также неприятие тирании, представленной в «Гроздьях гнева» земельными компаниями и банками, предпочитающими уничтожать плоды земли (и тем самым надругающимися над при­родой), нежели отдавать их голодающим.

Созревание народного протеста (похожее на сходную ситуацию в «Жерминали» Золя) привлекает Стейнбека не только как автора злободневного репортажа, персонажами которого выступают люди цельные и некнижные. В романе для писателя не менее важно неприятие механистических сил современности, которые разобщают людей. Путь к свободе, по Стейнбеку (который, надо отметить, никогда не принадлежал к левому крылу американской интеллигенции),— это путь к мистически понимаемому коллективизму, к отказу от губитель­ной власти богатства.

Дорога в страну надежды, какой представлялась Калифорния, становится стержнем повествования и композиции романа, определяет его особенности как «романа дороги» с линейной композицией. Путешествие осложняется болезнями, смертью престарелых, поломкой старого грузовика. Семьи несут в себе боль, страдания и надежды обездоленных и незащищенных простых арендаторов. Лагерь переселенцев, которым встречает их Калифорния, далек от их надежд, Джоудов ждут унизительные поиски работы, стычки с полицией.

Главой семьи Джоудов, ее душой была мать - одна из самых больших творческих удач писателя. Ма - женщина огромной воли, простонародной мудрости, чуткости, глубокой веры в людей. Ма - единственный человек из всей семьи, кто сохраняет ясность мысли и мужество перед лицом тяжких испытаний. «Мы народ, Том, - говорит она старшему сыну, - мы живые люди, нас не уничтожишь. Мы народ - мы живем и живем... Богачи поживут, поживут и умирают, и дети у них никудышные, неживучие. А мы, Том, - нам конца краю не видно».

Именно мать сумела понять первой великую истину: единственное спасение бедняков - в единении и взаимопомощи.

Покорно переносят тяготы бесконечного пути, голод, произвол властей и плантаторов члены семьи. Все это вызывает их негодование, но настоящего сопротивления не вызывает. Рушится патриархальный уклад семьи, дети постепенно оставляют отца и мать, семья распадается (уходит в борьбу Том, женится Эл, уходит вниз по реке неудачник Джон, брат отца). Только старший сын Том решает посвятить свою жизнь борьбе за права народа. «И когда наш народ будет есть хлеб, который сам же посеял, будет жить в домах, которые сам выстроил, там буду и я», - говорит он матери.

Символическое название романа выразило не только социальный протест и трагическую судьбу, но и стремление автора дать биологический срез событий, проверить натуралистические мотивировки.

Соседние файлы в папке Ответы на ЗАРЛИТ