Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
108
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
2.09 Mб
Скачать

Категория 1 (спокойно — оживленно)

Для стимулов из свободного монолога наблюдается довольно равно­мерное количественное распределение реакций по всем градациям кате­го­рии „спокойно — оживленно“ (рис.1). Стимулы из сказки, наоборот, полу­чают максимальное число оценок по градации „спокойно“, минималь­ное— по градации „оживленно“. Таким образом, категория 1 работает по ра­з­ному прежде всего на крайних градациях. Она особо ярко проявляется при оценке сказочных стимулов. Поэтому тенденцию к спокойному изложению можно считать одной из перцептивных характеристик рассказанной сказки.

Рис.1. Распределение реакций ии. для стимулов из сказки и свободного монолога: кате­го­рия 1 (спокойно — ожи­влен­но).

Категория 2 (серьезно — шутливо). Для этой категории, так же, как для предыдущей, характерна более четкая выраженность в стимулах из сказки (см. рис. 2). Наблюдается тен­ден­ция оценить эти стимулы скорее как серьезные (ср. большое количество оценок, попадаюших в градации 1 и 2). Стимулы из свободного монолога диф­ференцируются в меньшей степени, и соответствующая им кривая почти полога. Значит, стимулы из свободного рассказа и по данному кри­терию имеют менее четкую характеристику, чем стимулы из сказки.

Рис.2. Распределение реакций ии. для стимулов из сказки и свободного монолога: кате­го­рия 2 (серьезно — шутливо).

Категория 3 (ритмично — неритмично). Самым частотным значением при оценке сказочных стимулов ока­залась средняя градация 3. Это является несколько неожиданным резуль­татом, поскольку гипотетически мы считали ритмизованность одной из ха­рактерных особенностей сказки. Распределение реакций на стимулы из сво­­бодного монолога показывает тенденцию к бимодальности: есть две вер­шины — одна на градации 2, вторая на градации 5. Однако анализ сум­мар­ной кривой выявляет большую близость распределений реакций на сти­мулы из обоих корпусов, и основываясь на критерии Колмогорова — Смир­но­ва можно утверждать, что они существенно не отличаются. Види­мо, данная ка­те­гория представляет трудность для ии.

Категория 4 (разнообразно — монотонно). Для стимулов из свободного монолога частотный максимум реакций по этой категории приходится на среднюю градацию (рис. 3). Возможная ин­терпретация этого явления неоднозначна: или ии. дают ответ довольно произвольно вследствие того, что данная категория перцептивной оценки им непонятна или несоотносима с приведенными стимулами, или же сам материал подобран таким образом, что некая средняя характеристика встре­­чается наиболее часто. Во всяком случае очевидно, что оценки ска­зоч­­ных стимулов тяготеют к монотонности.

Рис.3. Распределение реак­ций ии. для стимулов из сказ­ки и свободного моно­лога: кате­го­рия 4 (разно­образно — моно­тонно).

Категория 5 (заинтересованная публика — незаинтересовання публика). Распределения показывают, что для обеих групп стимулов самой ча­стотной оценкой является средняя градация 3. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев данная категория не функционирует. Объя­сня­ется это в первую очередь тем, что представленный звуковой материал не содержит какой-либо прямой информации о публике (реплик или иных зву­ковых реакций). Выше было показано, что оценки по данной категории в силу отсутствия прямого ориентира производились главным образом по другому критерию — категории 4 (разнообразно — монотонно). Тем не менее следует отметить, что крайние градации ведут себя по-разному при перцептивной оценке сказочного и несказочного материала: для ряда сти­мулов из свободного монолога предполагается заинтересованная публика, в то время как результат анализа сказочной речи такой заинтересованности не выявил.

Категория 6 (нейтрально — эмоционально). Из рис. 4 видно, что распределение реакций-ответов по сказочному материалу имеет очень четко выраженную тенденцию в сторону нейтраль­ности, в то время как реакции на стимулы из свободного рассказа доста­точ­но равномерно отражают весь набор возможных значений. Значит, по дан­­ному критерию свободный монолог отличаются большей вариа­ти­вно­стью.

Рис. 4. Распределение реак­ций ии. для стимулов из сказ­ки и свободного моно­лога: категория 6 (ней­траль­но — эмоцио­нально).

Категория 7 (четко — нечетко). Реакции на стимулы из сказочного материала имеют ярко выра­жен­ную тенденцию в сторону четкости (рис. 5). Для стимулов из свободного монолога опять можно констатировать почти одинаковое распределение оценок по всем градациям.

Рис. 5. Распределение реакций ии. для стимулов из сказки и свободного монолога: кате­го­рия 7 (четко — нечет­ко).

Категория 8 (от автора — цитата). Можно предположить, что частотное распределение оценок по ка­те­го­рии 8 отражает в первую очередь объективную представленность цитат­ных фрагментов в отобранном материале, где цитаты встречаются значи­тельно реже, чем речь, которую говорящий ведет от своего имени. Хара­к­тер­но, что ии. довольно четко опознают стимулы по данному критерию. Вместе с тем хотим обратить внимание на то, что в сказочных стимулах градация „от автора“ несколько ослаблена в пользу цитаций. Это можно трактовать как показатель некоторой канонической, установленной формы говорения, традиционной для сказки и перенимаемой рассказчицой.

Категория 9 (отстраненно — с личным участием). Распределение ответов для стимулов по категории 9 (рис. 6) по­ка­зы­вает, что ии. четко дифференцируют стимулы из сказки и из свободного монолога. Если в оценке первых явно преобладает градация „отстраненно“, то у вто­рых отмечается яркая тенденция в сторону личной причастности гово­ря­ще­го. Таким образом, по выраженности личной причастности говорящего сказ­ка и свободный монолог в исполнении одной и той же рассказчицы перцептивно противопоставлены.

Рис. 6. Распределение реакций ии. для стимулов из сказки и сво­бодного монолога: катего­рия 9 (отстраненно - с личным уча­стием).

Категория 10 (принужденно — непринужденно). В проведенном после эксперимента опросе его участники отметили некоторую озадаченность данной категорией. Это, видимо, можно объяс­нить определенной психолингвистической асимметричностью данного по­ляр­ного профиля „принужденно — непринужденно“. Градация „непри­нужденно“ не вызывает затруднений: как показывает частотное рас­пре­де­ление оценок для стимулов из свободного монолога, с ней ии. могут рабо­тать (рис. 7). Но, очевидно, существует менее четкое представление о „при­нужден­ности“. В этой связи отметим, что большинство оценок для сказочного материала попадает в среднюю градацию 3. Значит, ии. скорее всего произ­водят случайный выбор. Тем не менее есть ряд стимулов из сказки, получа­ющих оценку „принужденно“. С другой стороны, очень не­большое число сказочных стимулов получает оценку „непринужденно“.

Рис. 7. Распределение реакций ии. для стимулов из сказки и свободного монолога: кате­го­рия 10 (принужденно — не­при­­нужденно).

Таким образом, проанализировав функционирование категорий отдель­но для стимулов каждого из двух жанров, можно отметить следу­ющее:

  1. Некоторые категории функционируют асимметрично: они могут до­вольно четко характеризовать группу стимулов одного жанра и в то же время практически не работать на материале другого жанра. По­следнее („ослабленное действие“ категорий) проявляется прежде всего в преобладании случайных оценок или же в более или менее равномерном распределении реакций по всем возможным гра­да­циям. Таким образом работают категории 1, 2, 6 и 7, четко обо­зна­чающие специфику сказочного материала, и категория 10, выде­ля­ющая свободный монолог.

  2. Одна категория отражает четкое бинарное противопоставление групп стимулов. Это категория 9 (отстраненно — с личным участием).

  3. Категории 3 (ритимично — неритмично) и 5 (заинтересованная — незаинтересованная публика) отражают скорее всего случайный выбор оценки по обеим группам стимулов. Для категории 5 уста­новлены опорные категории. Оценка ритмики, видимо, является перцептивно очень сложной задачей. Возможно, сказывается и то, что в материале нет стимулов-прототипов как, например, рифмо­ванные стихи.

  4. В целом можно сказать, что стимулы из сказки получают более четкие оценки, в то время как оценки свободного монолога ва­рьируют значительно больше. Видимо, жанровая каноничность сказки проявляется не только в сюжете, композиции, семантике образов и знаковости речевых формул, которые интерпретируются и соответственно воспроизводятся носителями языка (Stern 1995), но также и в устном, звучащем оформлении рассказа. При этом она проявляется даже в экспериментальных условиях, когда установка на сказку стерта.

Перцептивная характеристика жанров. Неодинаковое функционирование категорий при оценке стимулов подтверждает гипотезу о том, что сказка и свободный монолог дей­стви­тельно представляют два качественно разных жанра устной речи. Они отличаются друг от друга определенным набором перцептивных харак­те­ристик. Этот вывод подкрепляется анализом общего диапазона средних ответов ии. по отдельным оценочным категориям. Результаты приводятся отдельно для сказочного (табл. 4) и несказочного материала (табл. 5). Например, сказочные стимулы получают по категории 1 (спокойно — оживленно) средние оценки от 1 до 3, несказочные — от 2 до 5.

Табл. 4. Разброс средних реакций (Ме) по категориям для стимулов из сказки

Категория

Медиана Ме

1

2

3

4

5

спокойно (1) - оживленно (5)

серьезно (1) - шутливо (5)

ритмично (1) - неритмично (5)

разнообразно (1) - монотонно (5)

заинтересованная (1) - незаинтересованная публика (5)

нейтрально (1) - эмоционально (5)

четко (1) - нечетко (5)

от автора (1) - цитата (5)

отстраненно (1) - с личным участием (5)

принужденно (1) - непринужденно (5)

Опять наблюдается бóльший разброс оценок (на этот раз средних) на звуковом материале из свободного рассказа. Вырисовывается несколько „сдви­нутая влево“ тенденция для средних оценок сказочных стимулов и, наоборот, „сдвинутая вправо“ для стимулов из свободного монолога. Та­ким образом еще раз подтверждается жанровая специфика обоих видов устной речи.

Табл. 5. Разброс средних реакций (Ме) по категориям для стимулов из свободного монолога

Категория

Медиана Ме

1

2

3

4

5

спокойно (1) - оживленно (5)

серьезно (1) - шутливо (5)

ритмично (1) - неритмично (5)

разнообразно (1) - монотонно (5)

заинтересованная (1) - незаинтересованная публика (5)

нейтрально (1) - эмоционально (5)

четко (1) - нечетко (5)

от автора (1) - цитата (5)

отстраненно (1) - с личным участием (5)

принужденно (1) - непринужденно (5)

Заключение. Как показало исследование, сказочная речь действительно довольно сильно отличается от свободного монолога. Разумеется, использованный список перцептивных категорий нельзя считать окончательным, так как одной из основных целей проведенного исследования было выявление воз­можно значимых категорий и сведение отобранного списка к опти­маль­но­му на основе анализа результатов обработки экспериментальных данных. Поэтому мы не исключаем возможности дальнейшей моди­фи­ка­ции пред­ложенного списка категорий, в том числе за счет его расширения. Так, к мом­енту опубликования данной статьи был проведен эксперимент на оцен­ку дополнительного списка категорий: „быстро — медленно“, „инто­на­цион­но четко — интонационно нечетко“, „естественно — манерно“, „слитно —неслитно“, „сказка — не сказка“. Анализ обработки этих данных планируется представить в седьмом выпуске Бюллетеня фоне­ти­ческого фонда русского языка.

Кроме того в дальнейшем предусматривается изучение корреляции перцептивно значимых категорий с акустическими признаками звукового материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Табл. 6. Средние оценки (медианы Ме) стимулов по категориям 1-10. Приводится точное число Ме, а в скобках - результат округления, проведенного с учетом числа моды. В дальнейших расчетах использовались округленные числа.

Категории

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стимул

1

через всю деревню, если вот с того

конца поведут,

2

1

4

4

3

2

2

1

3

3

но сорок метров веревка.

2

При свечах сидели-то, и лампы кроме того горели.

2

1

3,5

(3)

2,5

(2)

3

2

3

1

4

4

3

и рога прилиплены.

2

2,5

(2)

3

3

3

3

3

1

3,5

(3)

4

4

И там бутылка у его запихана под под пазухой.

3

3

3,5

(4)

3

3

3

3

1

3

4

5

Потом ведут долго долго долго.

2

1

2

5

4

2

3

1

2

2,5

(2)

6

Но... продай быка! Но купи!

4

4

2,5

(2)

1,5

(1)

2

4,5

(5)

3

5

4

4

7

Но ... один ... никак не дает такую цену.

2

2

4

3

3

2

2

1

3

3

8

Интересно тако было девки все по лавкам заскачат

ото чтобы у их

4

3,5

(4)

4,5

(5)

1,5

(1)

1,5

(1)

4

3,5

(4)

1

5

5

подолы-то не... сарафанов не запачкать.

9

с него шубу так снимут, так он нагушкой.

5

5

3,5

(4)

2

2

5

4,5

(5)

1

5

5

10

Это Васильевский вечер у нас назывался.

4

4

3,5

(3)

2

1

4

2

1

4

5

11

На высоком дереве в лесу жил был дятел.

2

2

2,5

(2)

4

3

2

1

3,5

(3)

1,5

(1)

2

12

Не накормишь, хвостиком деревцу подрублю.

2

3

3

4

3

3

1

5

3,5

(4)

4

13

Пошли на базар пирошками торговать.

2

2

3

3

3

2

2

2

3

3

14

Ну положили корзину с пирожками на землю,

2

2,5

(2)

3

3

2

3

2

1

3

3

а дятел бегает по земли.

15

Имали, имали, поймать не могли,

3

3

2

3

3

3

1

1

3

3,5

(4)

16

Наелась и побежала, дятел вслед полетел.

1

2

3

4

3,5

(4)

2

2

1,5

(1)

2

3

17

Бабушка подошли к корзины, пирогов-то половины уже нет.

3

2

3

3

3

3

2

4,5

(5)

3

3

Да кто, кто он пироги-то съел. И не знают, кто.

18

Прилетел дятел к своим деточкам, а лиса убежала в свою нору.

1,5(1)

2

2,5

(2)

4,5

(5)

4

2

2

2

2

2

19

Смотрит - едет водовоз, везет бочку воды.

1

1

3,5

(3)

4

4

1

1,5

(1)

1

1

2

20

Улетел дятел.

1

1

2

5

3,5

(3)

2

1

1,5

(1)

1

3