Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Литература Пр2 / Мурзин

.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
33.79 Кб
Скачать

Л.Н.Мурзин

Пермский государственный университет

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ НИША В ЯЗЫКОВОЙ НАУКЕ

  1. Любое направление в науке возникает и формируется тогда, когда открывается незанятая ниша в предмете и методике его обработки. Такой нишей в нашем случае является то, что Ю.Н.Караулов назвал «языковой личностью» и что составляет принцип антропологической лингвистики.

  2. Язык в его отношении к человеку не раз подвергался в истории языкознания основательному анализу. В. фон Гумбольдт, вводя в лингвистику фундаментальное понятие энергии языка, прямо связывает его с процессом мышления человека. Все психологические направления в языкознании так или иначе ставили в центр внимания человека как носителя духовного начала; младограмматики провозгласили постулат говорящего человека. Для психолингвистов этот постулат становится не только теоретическим, но и методическим кредо — руководством к действию. Однако, несмотря на все усилия «очеловечить» язык, лингвисты никогда не доходили до конкретного носителя языка — отдельной личности. Эту цель открыто ставит перед собой антропологическая лингвистика.

  3. Понятие языковой личности сближается с понятием индивидуального языка. Эти понятия объединяются общим материалом (в понимании его Щербой) —совокупностью речевых произведений, принадлежащих одному и тому же говоряще­му. Но если индивидуальный язык представляет собой семиотическую систему, используемую в процессе коммуникации данным субъектом, то языковая личность выходит за пределы языка как такового. Языковая личность есть индивид, представленный через посредство своего речевого воплощения. Следователь­но, индивидуальный язык — понятие чисто лингвистическое («язык, порожденный личностью»), а языковая личность — понятие социолингвистическое («личность, атрибутом которой является язык в его речевом воплощении»). Здесь и проходит граница между языковой личностью и собственно языковыми феноменами.

  4. Языковая личность есть образ говорящего в сознании реципиента, наблюдателя и исследователя. В их сознании этот образ воплощается в различных по глубине и содержанию представлениях. Сознание воспринимающего языковую личность вступа­ет с ней в тесное взаимодействие, что накладывает на образ говорящего субъектив­ный отпечаток. Но языковая личность изначально объективирована языком. Ее описание является прежде всего лингвистическим, хотя оно и невозможно без привлечения психологических и социально-психологических данных. Антропологиче­ская лингвистика еще одна дефисная наука в рамках языкознания. Ее ниша находится на стыке лингвистики с психологией и социологией.

5. В отличие от социолингвистики, антропологическая лингвистика исследует социальные факторы не в структуре социума (общего языка), а в структуре конкретной личности, так, как она проявляется в процессе речевой коммуникации. Поскольку речевая коммуникация есть предмет психолингвистики, то антропологиче­ ская лингвистика сближается с последней в наибольшей степени не только пообъекту, но и по методам исследования. Глубокое проникновение в тайны языковой личности требует, помимо применения полевой методики, также проведения разно­образного психолингвистического тестирования и психолингвистических эксперимен­тов. Однако если психолингвистика ставит перед собой цель описать социальный код, общий язык в его социально-психологических вариантах, то антропологическая лингвистика видит свою задачу в описании отличительных языковых свойств индивидов. Поэтому, например, для психолингвистов представляют интерес высок частотные реакции, тогда как частотные просто игнорируются, а в антропологической лингвистике именно последние оказываются в центре внимания.

6. Пространство современной языковедческой науки весьма плотно занято множе-ством направлений, течений, концепций. Но до сих пор в нем обнаруживают просветы, незанятые ниши. Они располагаются на периферии языкознания, на его границе со смежными науками. Антропологическая лингвистика «периферийна» принадлежит к той части науки о языке, которая со временем Ф. де Соссюра именуется внешней лингвистикой.