
4. Правила общения
Правила представляют одностороннее действие со стороны одного из участников общения, в то время как конвенции представляют собой фоновые требования к коммуникации.
К правилам ведения разговора(разновидностью которых являются и правила аргументирования) часто относят обычные презумпции общающихся сторон:
- то, что сообщается, должно быть истинным (ср. принцип правдивости и доверия);
- все необходимое адресату для понимания должно быть представлено в речи;
- говорящий предполагает, что адресат поверит ему;
- вопрос предполагает ожидание ответа;
- «импозитив» (приказ, просьба и т. п.) предполагает выполнение действия [35, 36].
В соответствии с «правилом конверсационной логики» (Дж. Сейдок, см. [30, с. 383-396]), любое предложение должно в результате интерпретации приобретать те «перформатавные» свойства (признак вопроса, приказа, просьбы, утверждения и т. п.), которые допустимы в конкретном контексте (и при конкретных экспектациях – ожиданиях интерпретатора); это положение – антитеза «перформативному
-334-
анализу», в соответствии с которым [37] любое предложение уже при своем построении содержит в качестве главного предиката перформативный глагол, факультативно удаляемый по ходу трансформационной деривации.
Среди так называемых социолингвистических правил[38] различаются:
а) правила альтернации, которые определяют возможные альтернативы высказывания в конкретный момент общения и на конкретном уровне интерпретации, и приписывают каждой из альтернатив ее значимость (например, на лексическом уровне мы можем выбирать между различными формами обращения –ты,вы,Вы,коллега,господаи т. п.);
б) правила сопоявления, в фокусе зрения которых находится совместная встречаемость в данном контексте различных элементов высказывания (в частности, и уместность сочетания северно-русского произношения с рязанской лексикой),
в) правила последовательности, устанавливающие уместность конкретного способа временной упорядоченности единиц дискурса (ср.Алло, Юра?иЮра? Алло!).
К социальным правилам относят также и правила типа: «В конкретной ситуации, обладающей свойствами А, В, С, нельзя говорить на темы, обладающие характеристиками К, М и Т» [22].
Различаются правила, не зависящие от конкретной культуры (это – общие правила ведения разговора или, точнее, оценки уместности и эффективности высказывания в конкретных условиях интерпретации), и правила, привязанные к условиям конкретной культуры. Например, во многих культурах (но не во всех) считается невежливым требовать чего-либо от того, кто на социальной лестнице нам равен или выше нас [40]. Степень владения такими правилами, проявленная в оценке, может ассоциироваться со степенью вовлеченности соответствующих конверсационных знаний или даже со степенью принадлежности к соответствующей культуре.
Сформулированный в предыдущем разделе «принцип сотрудничества» реализуется в виде правил, или максим, следование которым определяет степень кооперативности дискурса, его нормативности, в конечном итоге. У самого Грайса различаются:
- максимы разговора(их четыре группы: максимы количества, качества, отношения и образа действия) и
- «неконверсационные» максимы(типа «Будь вежлив»), представляющие фоновые правила общественно-значимого действия.
Максимы количестваследующие:
а) делай свой вклад в разговор в той степени информативным, какая необходима для целей данного обмена репликами;
б) этот вклад не должен быть более информативным, чем того требуют обстоятельства данного разговора (иначе речь получит дополнительные интерпретации, возможно, нежелательные).
Максимы качества:
а) старайся делать только истинные высказывания (главная максима);
б) не говори того, что сам считаешь ложью;
в) не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
В частности, максима качества для вопросов может быть переформулирована так: не задавай конкретизирующего вопроса (с вопросительным местоимением), если можно задать простой альтернативный вопрос (т. е. тот, ответ на который – даилинет)[41].
Максима отношения: говори по существу (будь релевантен).
Максимы образа, или выполнения действия:
а) говори ясно (это главная максима);
б) избегай неясности в выражениях;
в) избегай неоднозначности;
г) избегай ненужной пространности речи;
д) излагай все по порядку (подробнее о максимах см. [42],[43]).
Дополнительно к этим максимам в разное время предлагались и следующие:
а) прислушивайся к тому, что тебе говорят другие, храни это в своей памяти [44];
б) «максима самозащиты» – «Покритикуй себя сам до того, как тебя покритиковали другие» [31, с. 45]; ср. одно из правил Карнеги;
в) говори, как принято в данном случае, если нет особых
-335-
причин для иного способа (т. е. если нет причин выделять свою речь) (Дж. Серль, см. [30; с. 59-82]). Например, не следует спрашивать без особой причины у женыКамо грядеши?вместо обычногоКуда это ты?
По отношению к альтернативным вопросам, а также и к другим видам общения, справедливы и следующие максимы (У. Эдмондсон, см.[45; с.79-88]):
а) экономь усилия своей аудитории и старайся при этом снизить свои «расходы» на общение (это главная максима);
б) заполняй бреши в разговоре;
в) если ты можешь как-то поддержать говорящего (скажем, поддакнуть, помочь в формулировке вопроса и т. п.), не ленись это сделать.
К оглавлению