Синтаксис ПП / Клеменова Е.Н
..docЕ.Н. Клеменова
Об ограничительно-выделительных детерминантах
Современная школа ставит перед наукой вопросы, решение которых требует специальных лингвистических исследований. Один из таких вопросов — это проблема статуса конструкций с производными предлогами ограничительно-выделительной семантики типа помимо кого, чего, исключая, кого-, чего-либо, с точки зрения кого-, чего-либо, вместо кого-, чего-либо, кроме кого-, чего-либо и др., которые употребляются в предложении как его распространители. В Русской грамматике-80 эти предложно-падежные сочетания называются то оборотами, то ограничительно-выделительными детерминантами. По своей природе они автосемантичны и свободны, так как относятся не к отдельному члену предложения, а ко всему высказыванию в целом:
В смысле поведения эти мальчики не ангелы. (Учит. газ. - 1997. - № 3); Кроме Леонтьева в концерте выступает группа «Эко». (Комс. правда. - 1998. - № 31).
Подобные предложные конструкции могут участвовать в распространении разных форм и разных структурных схем предложения. Например:
Помимо врачей, люди идут [шли, шли бы...] к колдунам и экстрасенсам. (АиФ. - 1999. - № 51). → Помимо врачей [были, были бы...] визиты к колдунам и экстрасенсам. → Помимо врачей нам приходится [приходилось, придется, приходилось бы...] обращаться к колдунам и экстрасенсам.
Многие ограничительно-выделительные детерминанты соотносительны с элементарными компонентами семантической структуры предложения:
В нем наряду с мальчиками будут обучаться и девочки, которые кроме общеобразовательных и военных предметов, освоят специальность медицинской сестры. (Учит. газ. - 1998. - № 32). → В нем будут обучаться не только мальчики, но и девочки, которые освоят не только общеобразовательные и военные предметы, но и специальность медсестры.
Большинству конструкций свойствен признак местоположения в абсолютном начале предложения (65 %) и довольно частотного обособления (30 %):
Помимо тестирования и предварительных экзаменов, есть еще один способ поступления в вузы — толстый кошелек. (Учит. газ. - 1998. - № 2); Над головой, взамен иконы, актрисы в полный рост портрет. (Юность. - 1994. - № 3).
Постановка знака препинания в простом предложении, имеющем детерминант с ограничительно-выделительным значением, вызывает затруднение как в вузовском, так и в школьном преподавании. Тенденцию слабоуправляемых членов предложения к обособлению отмечал еще А. М. Пешковский, объяснявший это явление слабостью «сцепления с другими словами». Ослабление связи детерминантов с предложением привело к тому, что в научной практике стали говорить о факультативном обособлении, в большей степени, по мнению В. П. Малащенко, свойственном «детерминирующим словоформам с обстоятельственным значением» [Малащенко В. П. Детерминанты как компоненты, осложняющие структуру предложения // Языковые единицы в семантическом аспекте: Межвуз. сб. науч. трудов. -Таганрог, 1991. - С. 74-75]. В. И. Фурашов относит предложно-падежные конструкции ограничительного характера к обособленным дополнениям и сам в продолжении рассуждений опровергает себя: «Обособленность дополнения ... состоит в том, что оно очень прочно связано с грамматически господствующим членом. Это препятствует как обособлению, так и парцелляции дополнений. Они с трудом втягиваются в сферу предикативных связей в предложении» [Фурашов В. И. К проблеме обособления дополнений // РЯШ. - 1985. - № 1. -С. 81]. Анализ употребления ограничительно-выделительных детерминантов в периодической печати последних лет позволяет отметить тенденцию не только к обособлению предложно-падежных конструкций, но и к парцелляции. Например:
Полностью свою вину по предъявленным обвинениям не признал никто. Кроме Гороха. (Вечерний Ростов. - 2000. - № 11); И почти никто из читателей не поставил всерьез на «медведей». За исключением одного — Мишина Сергея Борисовича из города Нижний Новгород. (Комс. правда. - 2000. - № 15); В итоге все девочки ни с чем улетели в Россию. Кроме двух самых исполнительных, которые лучше всех справились с работой. (Для мам. - 1999. - № 10).
Эти примеры заставляют задуматься над тем, что факультативность обособления переходит в разряд обязательного обособления, связанного с пониманием детерминанта как «концентрированного смысла» внутри предложения. Задумываясь над языковой материей как законом процесса мышления, Е. Д. Поливанов писал: «...в сущности все, что мы говорим, нуждается в слушателе, понимающем «в чем дело». Если бы все, что мы желаем высказать, заключалось бы в формальных значениях употребленных нами слов, нам нужно было бы употреблять для высказывания каждой отдельной мысли гораздо более слов, чем это делается в действительности. Мы говорим только необходимыми намеками» [Поливанов Е. Д. По поводу звуковых жестов японского языка // Поэтика. — Пг., 1919. - С. 27-28]. В качестве «концентрированного смысла» ограничительно-выделительные детерминанты выступают благодаря наличию в них скрытой предикации, которая позволяет в предельно лаконичной форме представлять целые предложения. Ср.:
Помимо того, что полковник налоговой полиции находился в состоянии алкогольного опьянения, он нарушил еще одно правило: двигался на знак, который запрещает движение частного транспорта по улице Большой Садовой. (Вечерний Ростов. - 1999. - № 208). — Помимо алкогольного опьянения, полковник нарушил правило ДД; В свете мэрских выборов начинается давление на избирателей в форме несбыточных обещаний. (Вечерний Ростов. - 2000. - № 273). → В свете того, что 24 декабря предстоит выбрать мэра г. Ростова-на-Дону, начинается давление на избирателей.
Наличие в ограничительно-выделительных детерминантах предикативного ядра, пусть и имплицитного, подтверждает тенденцию к обособлению.
1. Из группы детерминантов со значением ограничения и выделения всегда обособляются обороты с предлогами глагольного происхождения включая, исключая, за исключением:
Включая Мэг, в семье было еще четверо детей. (АиФ. - 1999. - № 38).
2. Конструкции с предлогами кроме помимо, сверх обособляются в 70% случаев:
В целом доме никого, кроме ветра одного (Л. Филатов).
Конструкции с предлогом наряду обособляются достаточно редко, что можно объяснить однородностью включаемых фактов и явлений:
Однако наряду с кипучей предпринимательской деятельностью он обнаружил таланты социального мыслителя. (Комс. правда. - 2000. - № 13).
3. Заместительные конструкции предлогами вместо и взамен редко обособляются. Использование их в прозе не зависит от распространенности — нераспространенности оборотов:
Взамен бриллиантов она любит носить жемчуг. (АиФ. - 1999. - № 41); Вместо подлинного развития тестирования и тестовой культуры он [эксперимент] превратился придаток выстроенной тестовой пирамиды и затрачиванию времени. (Учит. газета. – 1999. - № 18).
Случаи обособления ограничительно-выделительных детерминантов замещения нередко встречаются в художестве ной литературе XIX—XX в.в. Например:
Я ответил, что ее мазь оказалась бессильной, что она только усыпила меня и дала мне видение шабаша, вместо переноса на место, где справляют свой праздник ведьмы. (Бpюсов); При нем Петр, вместо беспорядочного баловства, стал, шутя проходить воинскую науку в первом батальоне, названном Преображенским. (А. Н. Толстой); Вместо урока мы бегали по классу. (Л. Дорофеева).
Это явление объясняется достаточно просто с позиции «языка мысли» (Ю. Караулов). Авторы заставляют читателя прочитывать «между строк» неявно выраженную мысль. Интересно, что и в периодической печати начинают появляться такие примеры:
Взамен Карла Маркса, в Киеве у прапорщика Анатолия Маркса и его жены директора овощного магазина растет сын Карл Анатольевич Маркс. (Комс. правда. - 1996. - № 5)
Такое редкое обособление может стать причиной возражений в адрес исследователей, считающих заместительные обороты самостоятельными распространителями предложения в целом. Но чтобы этого не произошло, следует помнить слова А.И. Пешковского: «...если вслушаться внимательно в произношение, то обнаружится большая разница в интонации и ритме» [Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1938. - С. 373]. Действительно, произношение детерминанта в предложении сопровождается повышением голоса и паузами на границах. Например: Вместо любви / дарятся сладости, игрушки, одежда, деньги. (Для мам.
- 1999. - № 110); Я в последнее время зелень не режу — просто кладу на тарелку салат, петрушку и т. п., и все едят/ ее вместо хлеба. (АиФ. - 1999. - № 29).
4. Конструкции со значением выделения, оформленные отыменными предлогами в лице, в отношении, с точки зрения, в свете и др., имеют факультативное обособление. Их автосемантизм проявляется в том, что интонационное выделение и логическое ударение всегда сопутствует детерминанту:
В отношении этой глубинной, всеобъемлющей, сверхбытийственной реальности / все слова — «Schall and Ranch» («звук и дым»). (С. Франк); Гносеологический критицизм есть гамлетизм/ в сфере философии. (Н. Бердяев).
Подводя итоги рассмотрению зависимости между обособлением и статусом детерминантов с ограничительно-выделительной семантикой, следует отметить, что тенденция к обособлению (интонационному и знаковому) подтверждает необходимость изучения предложно-падежных конструкций не как обособленных второстепенных членов предложения (дополнения или обстоятельства), а как детерминантов. Тогда стремление детерминантов к обособлению можно рассматривать как определенный способ защиты ими «своей индивидуальности», поэтому учителю в школьной практике хочется порекомендовать не быть категоричным в определении места, роли и функционирования предложно-падежных оборотов с ограничительно-выделительным значением в предложении.
