
О средствах связи частей сложного предложения
Главная задача, которую мы ставим перед собой в этой группе очерков, - это постановка вопроса о природе показателей связи частей сложного предложения как особой, относительно самостоятельной научной проблемы, лежащей на стыке нескольких лингвистических дисциплин. Будучи одной из центральных проблем синтаксиса сложного предложения, проблема показателей сопредельна и таким дисциплинам, как словообразование, морфология и фразеология; она тесно сопряжена с пониманием и слова в его отдельности, и лексических образований, функционально эквивалентных словам, но не обладающих свойством отдельности, и с целым рядом других острых проблем.
Проблема показателей связи применительно к разным языкам раскрывается, конкретизируется далеко не одинаковым образом. Если для русского, других европейских, а также и некоторых иносистемных языков типичны показатели связи - служебные слова и различные образования из нескольких служебных слов, то для алтайских языков Сибири характерны морфологические показатели связи, "встроенные" в словоформу зависимого сказуемого. Своеобразию таких морфологических показателей и их производных, "комплексных" показателей в этих языках мы посвятили седьмой очерк.
Что касается лексических (или аналитических) показателей синтаксических связей, то вопрос о них настолько сложен и многогранен, что мы не будем пытаться сколько-нибудь последовательно и строго систематизировать их. Мы хотели бы только обсудить те теоретические трудности, которые возникают на этом пути. Этим вопросам посвящается восьмой очерк.
Последний, девятый очерк отражает самую предварительную наметку разбиения общего множества зафиксированных скреп современного русского языка с формальной (структурной) точки зрения. Наш опыт работы в этом направлении ясно показал, как мало пока накоплено "положительных" знаний о скрепах, как беден и неупорядочен метаязык, как неточны и приблизительны слова и выражения, с помощью которых мы только и можем говорить о скрепах, сравнивать их, различать и противопоставлять друг другу. В этом направлении мы делаем пока самые первые шаги. Еще предстоит не только выявлять структурные типы скреп, но и продолжать работу над инвентаризацией скреп, составлением относительно полного списка "элементов множества'', подлежащего упорядочению под разными углами зрения. В нашем распоряжении пока очень мало эмпирического материала, в то время как нужен материал огромный; мало терминов и еще меньше понятий; очень слабо осознаны нашей наукой лингвистически значимые признаки (категории), которые могут и должны быть положены в основание классификации. Но пожалуй, именно поэтому мы и сочли возможным предложить вниманию читателя этот девятый очерк, содержащий итоги наших раздумий сегодня и своего рода программу наших дальнейших исследований.
Синтетические показатели связи
Агглютинативный строй, последовательно реализующийся в таких языках, как тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, самодийские, финно-угорские, кавказские, японский и многие другие, существенно отличен от флективного строя русского и ряда других индоевропейских языков, особенно древних, на базе которых закладывались теоретические основы европейского языкознания и формировалась его терминология. Эти различия явственно проявляются и в строе сложного предложения. Агглютинативный принцип соединения морфем в структуре словоформы делает ее гораздо менее идиоматичной, т.е. более синтаксичной, чем европейская словоформа. Морфемы здесь не спаяны между собой, поэтому словоформа легко "разбирается и собирается" в актах речи и понимания. С этим связана естественность выражения отношений между частями полипредикативной конструкции теми же в принципе морфологическими средствами, которые используются в простом предложении для связи словоформ. На материале якутского языка это ясно, убедительно показала Е.И. Убрятова (1976, с. 7 и далее). Аналитические показатели связи, сопоставимые с европейскими союзами, в алтайских языках Сибири используются редко. В большинстве агглютинативных языков они есть, а в языках, испытавших сильное влияние русского или арабского, их немало, но основным типом показателей и здесь остаются морфемы и цепочки морфем, нередко сопровождаемые и уточняемые аналитическими компонентами. Задача этого очерка - представить основные типы таких показателей.
Союз (в широком значении термина) представляет собою как минимум одно служебное слово, а чаще - несколько графических слов, контактных или дистантных. "Меньше" одного служебного слова союз быть не может: ни морфему, ни цепочку морфем в составе знаменательной словоформы мы не назовем союзом, даже если этим способом данная словоформа связана с какой-то другой. Морфологические показатели связи, а также организованные на этой основе полипредикативные конструкции называют синтетическими, в противопоставление аналитическим, базирующимися на лексической, "союзной" связи. Связи слов (словоформ) в простом предложении обычно синтетичны: Я вижу яркую звезду. Здесь сказуемое свою связь с подлежащим выражает флексией =у, прямое дополнение свою подчиненность сказуемому - омонимичной флексией ^_, определение подчиняется определяемому, принимая флексию =ую. Однако в сферу сложного предложения русского языка эти морфологические способы соединения компонентов, как правило, не переносятся, в отличие от языков алтайских.
Кроме собственно синтетических показателей, в агглютинативных языках используются показатели комплексные, "аналитико-синтетиче-ские", которые состоят из базового морфологического компонента и распространяющих его аналитических компонентов, служебных слов -послелогов, которые в алтайских, постфигирующих, языках соответствуют русским предлогам, и частиц. Послелоги модифицируют значения падежей, в частности падежей предикативных (явление, русскому языку чуждое). Частицы уточняют семантику членов предложения, а также семантику связей между компонентами как простого, так и сложного предложения. Эти служебные слова участвуют в выражении основного значения сложного предложения - отношения между его частями; но они являются не показателями этого отношения, а только компонентами, распространяющими, модифицирующими отношение, "намеченное" главным, морфологическим компонентом. Поэтому мы рассмотрим вначале основные морфологические показатели связи, а затем - комплексные, аналитико-синтетические.