- •Тема 17. Актуальные проблемы современности: насилие и ненасилие, гражданское общество и государство
- •2. В чем порочность теории национального эгоизма: "добро –это когда я отниму у соседей их стада и жен, а зло - когда у меня отнимут"?
- •4. "Правовое государство"; "общественная организация", "демократическое общество" - этими фразами перенасыщены средства массовой информации. Как, на ваш взгляд, соотносятся эти понятия?
- •5. Раскройте все возможные смыслы понятия "терпимость" – его позитивные и негативные оттенки смысла.
- •6. В чем отличие понятий "терпимость" и "толерантность"? Есть ли и каковы границы терпимости и толерантности?
- •8. Что ограничивало насилие в истории людей, стали ли они добрее и мягкосердечнее, чем ранее?
- •9. Почему в России с таки трудом формируется гражданское общество?
2. В чем порочность теории национального эгоизма: "добро –это когда я отниму у соседей их стада и жен, а зло - когда у меня отнимут"?
С точки зрения национального эгоизма, доныне господствующего в политике, каждый народ есть особое, довлеющее себе целое, и свой интерес есть для него высший закон. Нравственный долг требует от народа прежде всего, чтобы он отрекся от этого национального эгоизма, преодолел свою природную ограниченность, вышел из своего обособления. Народ должен признать себя тем, чем он есть поистине, то есть лишь частью вселенского целого; он должен признать свою солидарность со всеми другими живыми частями этого целого — солидарность в высших всечеловеческих интересах - и служить не себе, а этим интересам в меру своих национальных сил и сообразно своим национальным качествам. Такое нравственное самоотречение народа ни в каком случае не может совершиться вдруг и зараз. В жизни нации, как и отдельного лица, мы находим постепенное углубление нравственного сознания. Так, прошедшее русского народа представляет два главных акта национального самоотречения - призвание варягов и реформа Петра Великого. Оба великие события, относясь к сфере материального государственного порядка и внешней культуры, имели лишь подготовительное значение, и нам еще предстоит решительный, вполне сознательный и свободный акт национального самоотречения
Согласно общераспространенному мнению, каждый народ должен иметь свою собственную политику, цель которой - соблюдать исключительные интересы этого отдельного народа или государства. В последнее время все громче и громче раздаются у нас патриотические голоса, требующие, чтобы мы не отставали в этом от других народов и также руководились бы в политике исключительно своими национальными и государственными интересами, и всякое отступление от такой «политики интереса» объявляется или глупостью, или изменою.
Есть и еще несообразность в теории национального эгоизма, губительная для этой теории. Раз признано и узаконено в политике господство своего интереса, только как своего, то совершенно невозможным становится указать пределы этого своего; патриот считает своим интерес своего народа в силу национальной солидарности, и это, конечно, гораздо лучше личного эгоизма, но здесь не видно, почему именно национальная солидарность должна быть сильнее солидарности всякой другой общественной группы, не совпадающей с пределами народности? Во время французской революции, например, для эмигрантов-легитимистов чужеземные правители и вельможи оказались гораздо больше своими, чем французские якобинцы; для немецкого социал-демократа парижский коммунар также более свой, нежели померанский помещик, и т. д., и т. д. Быть может, это очень дурно со стороны эмигрантов и социалистов, но на почве политического интереса решительно нельзя найти оснований для их осуждения.
Возводить свой интерес, свое самомнение в высший принцип для народа, как и для лица, значит узаконять и увековечивать ту рознь и ту борьбу, которые раздирают человечество. Общий факт борьбы за существование, проходящий чрез всю природу, имеет место и в натуральном человечестве. Но весь исторический рост, все успехи человечества состоят в последовательном ограничении этого факта, в постепенном возведении человечества к высшему образцу правды и любви.
3."Моральный релятивизм - один из самых пагубных ядов для демократии, потому что демократия существует тогда, когда властвует – …" Как бы вы продолжали эту цитату? Согласны ли вы с утверждением К. Поппера?
Моральный релятивизм (этический релятивизм) — принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному абсолютизму.
По мнению В. Н. Поруса, моральный релятивизм легко перерождается в принцип «всё дозволено», обесценивая нравственность вместо предполагаемого выбора из нескольких альтернатив. Александр Кругов полагает, что в разное время и в разных местах понятия морали и нравственности не просто отличаются, но могут быть прямо противоположными. Поэтому мораль есть принятые в обществе правила, а не нечто абсолютное и данное свыше.
Американский философ Ф. Фукуяма сделал попытку обосновать универсальность и абсолютность демократических ценностей. Свою аргументацию он строит на том, что принципы либеральной демократии наилучшим образом соответствуют человеческой природе. Последняя состоит из трех частей: желания, тимоса и рассудка. Особое внимания заслуживает тимос, то есть жажда признания. Этот элемент характеризует человека как общественное существо и означает его стремление к признанию со стороны других людей, «тимотическое «я»» требует признания ценности как себя, так и других людей, во имя себя самого.
Именно жажда признания как двигатель общественного прогресса в конце концов привела к идее рационального признания, то есть к либеральной демократии. Человек может удовлетворить свой тимос только со стороны равных ему людей. Иррациональные формы признания на основе расовой, национальной или религиозной принадлежности не могут удовлетворить жажду признания, так как противоборство между различными группами ведет только к отношениям господства-подчинения и, следовательно, не в состоянии обеспечить полноценное признание. Либеральное государство приводит к гармонии рассудочную и тимотическую части человеческой природы. Оно мирит эти конкурирующие требования признания на единственной взаимоприемлемой основе, то есть на основе идентичности индивидуума как человека. Либеральная демократия обеспечивает универсальное признание тем, что гарантирует всем людям равные права и обеспечивает их защиту. Поэтому выбор демократии – самостоятельный выбор, совершенный ради признания.
Таким образом, согласно Фукуяме, либеральная демократия считается единственной формой общественного устройства, которая признает ценность человека как такового независимо от его возраста, пола, расовой и национальной принадлежности. По этой причине она не содержит в себе фундаментальных противоречий и полностью удовлетворяет природу человека. Следовательно, установление либерального государства является конечной целью истории всех человеческих сообществ. Однако обратной стороной универсального признания является моральный релятивизм, излишняя терпимость к безнравственным поступкам. Демократическое государство насаждает веру в равенство всех взглядов и ценностей, в результате чего человек теряет почву под ногами и обращает всю свою энергию на создание материального комфорта.
Поэтому, в связи с вышеизложенным, утверждение Поппера можно закончить следующим образом: "Моральный релятивизм - один из самых пагубных ядов для демократии, потому что демократия существует тогда, когда властвует – ЗАКОН"
