Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история архитектуры1 / Карл Вёрман История Искусств / ТОМ 3 / Том 3 Книга 3 (№3 Германия - 20 страниц).docx
Скачиваний:
73
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Масляная живопись Германии XVIII века

Большинство баварских художников оставили также картины масляными красками, а некоторые и гравюры. Их стиль передает скорее средний уровень художественного понимания той эпохи, чем их личное чувство жизни.

Курфюрст Карл Теодор переселился в 1778 г. из Мангейма в Мюнхен, и здесь была построена галерея, обставленная картинами, взятыми из Мангеймского и Шлейсгеймского замков. Одновременно появились в Мюнхене художники нового склада, примкнувшие к нидерландской жанровой и ландшафтной живописи. Главными представителями этого направления, подробно очерченного Геном, является Якоб Дорнер Старший (1741-1813),Фердинанд Кобелль (1740-1799) и Георг Диллис (1759-1841). В их переходном стиле, стремившемся к реализму, кое-где проглядывает уже самостоятельное наблюдение света, предваряющее до некоторой степени задачи живописи XIX столетия. Рядом с ними Мюнхен имел в лице Иоганна Георга фон Эдлингера из Граца (1741-1819) незаурядного портретиста, правда, подражавшего Рембрандту, но все же умевшего сочетать самостоятельный художественный замысел с непосредственной передачей изображаемых лиц и с нежной, но сильной кистью, как показывают его три портрета мюнхенской Пинакотеки.

В Аугсбурге, наряду с декоративной фасадной и плафонной живописью и орнаментальной гравюрой рококо, процветала батальная живопись, представленная главным образом Георгом Филиппом Ругендасом (1666 до 1742), искусно, но не вполне самостоятельно шедшим за манерой Жака Куртуа. Исключительно рисовальщиком, главным образом гравером, был ученик Ругендаса Иоганн Элиас Ридингер (1698-1767), жизненно и выразительно изображавший диких и ручных, экзотических и туземных животных, в гордом спокойствии или в страстном движении, как ни один из прежних немецких художников.

"Покинутая Ариадна" - Ангелики Кауфман, Королевская картинная галерея в Дрездене

Мы видели выше, что декоративные художники всей западной Германии были большей частью уроженцы Баварии. Последующее развитие западно-немецкой живописи, от Швейцарии до Гамбурга, мы можем затронуть поэтому лишь слегка. В немецкой Швейцарии расцвела со второй половины XVIII столетия новая художественная жизнь. Уроженец Цюриха, необузданный фантаст Генрих Фюсли (1741-1825) работал, как мы видели, главным образом в Лондоне. Ангелика Кауфман, уроженка города Кура в кантоне Граубюнден (1741-1807), последняя монография о которой написана Вильг. Шраммом, принадлежала в Риме к кругу Гёте и была, после Виже-Лебрен, наиболее прославленной художницей XVIII столетия. Следуя ложноклассическому течению времени и усвоив нежную, бледную по краскам, несколько расплывчатую живописную манеру, она умела тем не менее, как показывают уже ее два женских портрета и "Покинутая Ариадна" в дрезденской галерее, не без известной прелести воплощать женственную грацию и нежность. Саломон Гесснер, цюрихский идиллический поэт, живописец и гравер (1730-1788), последнее исследование о котором принадлежит перу Вёльфлина, также составляет переход от рококо к классицизму в вялой, лишенной характера манере. Нежная, несколько изысканная чувствительность тех дней по отношению к природе нашла в нем самого восторженного глашатая.

Гессенские живописцы с Рейна и франкфуртские, среди которых даже разносторонний, но несамостоятельный дармштадтский придворный живописец Иоганн Конрад Зеекац(1719-1768) сохранил за собой имя в истории живописи лишь благодаря воспоминаниям детства Гёте, имели, тем не менее, некоторое местное значение. Гессенский гравер на меди Георг Вилле (1715-1807), рано переселившийся в Париж, приобрел своими гравюрами с чужих картин, в чистых линиях, мировую славу, права на которую нам совершенно непонятны. Художественным центром стал в XVIII столетии также и Кассель. Директором основанной здесь в 1776 г. академии художеств стал прирожденный гессенец, Иоганн Генрих Тишбейн Старший (1722-1789), учившийся в Париже у Шарля Ванлоо, и выросший в художника в Венеции у Пьяцетты. В исторических картинах, с которыми можно познакомиться в церквях и в галерее Касселя, он стремится, не вполне вразумительно, сочетать новое ложноклассическое направление со свойствами колоритной живописи. Более самостоятельны его утонченные по лепке портреты. Кроме него, во второй половине XVIII века жили не менее 23 художников, носивших ту же фамилию; общая монография о них написана Эдм. Михелем. Здесь можно отметить лишь двух из них. Иоганн Фридрих Август Тишбейн (1750-1812), директор академии в Лейпциге принадлежал к числу лучших портретистов своего времени. Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (1751-1829), специально о котором писали Альтен и Ландсбергер, подразумевается обыкновенно, когда речь идет просто о Тишбейне. Он также принадлежал в Риме к кругу Гёте, знаменитого портрета которого во франкфуртском институте Штеделя было бы достаточно, чтобы сделать художника бессмертным. Приверженность к классицизму он показал уже изданием сочинения о древнегреческих вазах. Но ему не были чужды, как видно по его ранней картине "Конрадин герцог Швабский" в готской галерее, наряду с классицизмом, уже и романтические поползновения; известные 43 идиллии вольденбургской галерее облекают романтические чувствования в формы классицизма. Поздняя гигантская картина Тишбейна в гамбургском Художественном музее (1816), изображающая вступление Теттенборна (австрийский офицер русской службы во время Отечественной войны, - Прим. перев.) в Гамбург, характерна для жесткого сухого реализма, проявлявшегося одновременно в разных местностях.

"Гете в Италии". Картина Иоганна Тишбейна в Институте Штеделя во Франкфурте-на-Майне

Гамбург обладал в лице Бальтазара Деннера (1685-1749) своеобразным портретистом, произведения которого еще и теперь можно встретить во всех выдающихся собраниях Европы. Схватывая с фотографической точностью лица своих заказчиков, которых он писал большей частью по грудь Деннер, в погоне за самой кропотливой передачей всех частностей и неровностей, всех складок и волосков поверхности кожи, часто терял границы живописи. Лишь в лучших своих картинах, например в портретах старухи 1721 г. и старика 1726 г. в Вене, в портрете старухи 1724 г. в Лондоне, в мужском портрете Дрезденской галереи, написанных тепло и плавно, он видимо переходит от легкой внешности к правдивому наблюдению природы.

2 - Австрийская живопись

Живопись Австрии в начале XVIII века развивалась под влиянием Италии, но со временем приобрела самобытные черты. Венская академия художеств способствовала успешному привлечению творческих сил в столицу. К концу столетия в венской живописи стал доминировать классицизм

Развитие немецкой живописи на западе Германии шло почти параллельно с развитием ее в восточной Германии, где Вена, Дрезден и Берлин были крупнейшими художественными центрами XVIII столетия.

В альпийских, австрийских странах развилась на службе монастырской и церковной архитектуры декоративная фресковая и алтарная живопись, не менее пышная, чем в баварских предгорьях Альп. Итальянские, особенно венецианские образцы оплодотворили и австрийскую декоративную живопись, выросшую в лучших произведениях ее наиболее сильных мастеров в монументальное великое искусство. К старейшим австрийским живописцам этого рода принадлежит уже упомянутый выше Иоганн Франц Михаэль Роттмайр (1660-1730). Он был учеником Лота в Венеции. Твердо, ясно и красочно сочинены его большие плафоны, и особенно известные картины купола церкви св. Петра в Вене.

Поколением моложе его были три очень известных венских живописца того же склада: Даниель Гран (1694-1757), прославленный Винкельманом автор блестящих купольных фресок венской Придворной библиотеки, Микеланджело Унтербергер (1695-1758; монография Цимметера), мастер напоенного светом "Успения Богоматери" на главном алтаре в Бриксене и Пауль Трогер (1698-1777), лучшим произведением которого считается роспись большого зала бенедиктинского общежития Зейтенштеттен. Еще более молодому поколению принадлежат три мастера: Мартин Иоганн Шмидт, по прозванию Кремзер Шмидт (1718-1801; монография А. Майера), плодовитый мастер фресок городской приходской церкви в Кремзе на Дунае, Антон Франц Маульперч (1724-1796), лучшие фрески которого в церкви пиаристов в Вене, выполненные под влиянием Тьеполо, все же прекрасно уравновешены, и тиролец Мартин Кноллер (1724-1804; монография Поппа), попавший в Риме под влияние Менгса, но постоянно соединявший в своих многочисленных церковных и дворцовых фресках академический классицизм своего главы с барочными переживаниями и радостным биением рококо. Его ранние алтарные образа в монастыре Этталь и в церкви Санта Мария делла Минерва в Ассизи (1764-1765) еще академичны. Продуктивную деятельность развил затем Кноллер в Милане. Высший подъем его искусства представляют купольные росписи церквей в Фольдерсе и Эттале, в Нересгейме и Грисе (1769-1773), огромная потолочная фреска с "Вознесением Богоматери" в мюнхенском Бюргерзале (1773) и во дворце Таксис в Иннсбруке. Кноллер обладал необыкновенно разносторонним талантом и знаниями, большой легкостью творчества и чистым, хотя и несколько банальным чувством изящного.

Портрет старика работы Бальтазара Деннера в Королевской картинной галерее в Дрездене

Венская академия художеств, вновь открытая в 1726 г., получила своего первого директора в лице Якоба фон Шуппена (1670-1751), ученика Ларжильера, родом француза. Следующими директорами ее были уже знакомые нам Микеланджело Унтербергер, Пауль Трогер и Мартин ван Мейтенс (или Мийтенс). Многочисленные пейзажисты, жанристы, живописцы охотничьих сцен и баталисты этого периода, стоявшие большей частью близко к академии, должны пройти мимо нас. Упоминания заслуживают лишь некоторые портретисты, из которых уроженец Пресбурга Иоганн Купецкий (1667-1740; монография Ньяри), переселившийся в конце концов в Нюрнберг, подражал на собственный лад Рембрандту, Христиан Зейбольд из Майнца (1703-1768), эффектно передавая светотень, примыкал к более широким по письму картинам Денвера, и уроженец южного Тироля Джованни Баттиста Лампи (1751-1830), выражавший с подкупающей нежной слащавостью стиль своей эпохи.

Переход к классицизму XIX века в Вене обозначен Генрихом Фюгером (1751-1818), уроженцем Гейльбронны, сначала учеником Эзера в Лейпциге, а позже директором венской академии. Многочисленные портреты и превосходные миниатюры его раннего времени хранятся главным образом в частном собрании австрийского императора в Вене. Собственный поворот к монументальной ложноклассической живописи на исторические темы знаменует его "Смерть Германика" 1789 г. в музее Венской академии художеств. В Дрездене живопись достигла известного расцвета при посредстве парижанина Луи Сильвестра Младшего (1675-1760), призванного в 1716 г. с берегов Сены на берега Эльбы. Образцом его пустых, но приятно написанных стенных и плафонных картин могут служить декоративные фрески в Математическом салоне "Цитадели", в Курляндском и Японском дворцах. Первый директор преобразованной в 1764 г. академии художеств, Шарль Гютен (1715-1776) также был парижанин; преемником его был вылощенный венецианец Джованни Баттиста Казакова (1722-1795), рядом с которым его земляк Бернардо Белотто, прозванный Каналетто (1720-1780), был выразителем лучших сторон итальянского духа того времени. Впрочем, Дрезден еще до Белотто имел в лице Иоганна Александра Тиле (1685-1752) самостоятельного живописца видов саксонских местностей. Последний был старее по годам Каналетто Старшего, но с картинами его произведения Тиле не могут равняться ни живописными достоинствами, ни художественным замыслом. В дрезденской галерее находятся в числе других картин Тиле "Киффгейзер" (гора к югу от Гарца; в одной из пещер Киффгейзера спит, по известному преданию, Фридрих Барбаросса. - Прим, перев.) и "Фрайбергские копи" 1748 и 1749 гг. Однако из ряда дюжинных дрезденских живописцев XVIII века выдаются некоторые художественные личности, правда, в значительной степени пережившие свою славу, но заслуживающие упоминания. Учеником Тиле был профессор академии Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих или Дитриц (1712-1774). разносторонний и ловкий живописец, писавший картины не только на любой сюжет, но в любом стиле, копируя самым поверхностным образом то Ватто, то Берхема, Пёленбурга или Остаде, а чаще всего Рембрандта, своего любимца. Уже его картины в дрезденской галерее и во дворце обнаруживают в нем скучнейшего подражателя. Адам Фридрих Эзер из Пресбурга(1717-1799; монография Дюрра), учившийся в Вене, в 1749 г. переселился в Дрезден, а с 1763 г. стал директором академии в Лейпциге. Упоминается нами ради его отношений к молодому Гёте. Он был одним из первых художников в Германии, проводивших учение о возвращении к простоте искусства доброго старого времени. Особенно славился его занавес лейпцигского театра, приводивший в восхищение Гёте. В настоящее время с его холодной, скудной манерой всего лучше можно познакомиться в лейпцигском музее и в лейпцигской же церкви св. Николая, обладающей серией картин его кисти. Групповой портрет детей художника в дрезденской галерее также не показывает его талант с более сильной стороны.

3 - Развитие живописи в Дрездене и Берлине

Живопись Саксонии и Пруссии развивалась в XVIII веке достаточно самостоятельно. Одними из наиболее успешных отраслей в Дрездене были церковная и архитектурная живопись, тогда как в Берлине наиболее известны мастера жанровых картин.