Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Австрия в 1849-1870гг

.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
121.86 Кб
Скачать

Осуществление такой программы было возложено на правительство барона Антона Шмерлинга. В конце февраля 1861 года правительство Антона Шмерлинга опубликовало императорский декрет (патент) о введении новой, централистской конституции (так называемый “Февральский патент”). На этот раз конституция отличалась резко выраженным централистским характером и обеспечивала немецкой нации господствующее положение в империи. Февральский патент почти всецело исходил из интересов крупных австрийских помещиков и буржуазии. Февральский патент предусматривал расширение состава рейхсрата и превращение его в двухпалатный законодательный орган (“палата господ” и “палата депутатов”). Члены двухпалатного рейхсрата по-прежнему избирались провинциальными сеймами и ландтагами. Последние, в свою очередь, избирались далеко не демократическим путем, новая избирательная система была основана на высоком имущественном цензе. Избирательными правами пользовались четыре курии: крупные помещики, сельские общины, города и торгово-промышленные палаты. Каждая курия была представлена равным числом депутатов в ландтаге. Такая избирательная система и столь же антидемократический способ распределения избирательных округов обеспечивали перевес в обеих палатах австрийским и немецким буржуазным депутатам даже в районах с преимущественно славянским населением.

Рейхсрат делился на две палаты: верхняя – палата господ – составлялась из представителей высшей аристократии по назначению императора; нижняя – палата депутатов – избиралась ландтагами земель. Устанавливалась система выборов в ландтаги по четырем избирательным коллегиям (куриям), что обеспечивало преимущества для богатых землевладельцев и крупных предпринимателей, главным образом, австрийских, чешских, венгерских и польских. Кроме того, круг избирателей ограничивал высокий имущественный ценз. Голоса не получали те, кто не платил налогов на имущество.

Конституция 1861 года вызвала новые протесты в Венгрии. Венгрия единодушно отвергла Февральский патент Антона Шмерлинга. Венгерский сейм, избранный на основе новой конституции, большинством голосов отказался послать своих представителей в рейхсрат. Таким образом, Февральский патент Антона Шмерлинга не разрешил наболевшую венгерскую проблему. Венгрия единодушно отклонила централистскую конституцию Антона Шмерлинга и потребовала восстановления венгерской конституции 1848 года. Позицию венгерской оппозиции четко изложил Ференц Деак. Во-первых, Австрии было поставлено условие восстановить венгерскую конституцию 1848 года и, во-вторых, признать абсолютное равенство Австрии и Венгрии. В то же время, Ференц Деак полностью отвергал революционный путь решения “венгерского вопроса” “снизу”, за который боролась венгерская эмиграция во главе с Лайошем Кошутом.

Государственное собрание Венгрии отклонило и Октябрьский диплом, и Февральский патент, бойкотировало работу в имперском рейхсрате. На этот венгерский демарш император Франц-Иосиф ответил роспуском Государственного собрания 21 августа 1861 года и введением в Венгрии осадного положения. Комитатское самоуправление было отменено, комитаты снова стали управляться имперскими чиновниками-комиссарами. Наборы рекрутов, взимание налогов производились насильственно. Население Венгрии открыто отказывалось выполнять распоряжения австрийских чиновников, прекратило уплату налогов. В новых выборах в австрийский рейхсрат не приняли участия также представители собрания Хорватии, Трансильвании и Венеции. Националистические и централистские тенденции Февральского патента вызвали бурное негодование итальянцев, поляков, хорватов, чехов и многих славянских народов Австрийской империи. Они отказались посылать своих представителей в австрийский рейхсрат (имперский совет). В политике барона Шмерлинга разочаровалась и австрийская национальная буржуазия. Лидер правого крыла австро-немецких либералов Кайзерфельд в декабре 1864 года выступил в рейхсрате с острой критикой политического курса барона Шмерлинга и потребовал немедленного заключения соглашения с венграми.

Попытка централизации Австрийской империи провалилась. Февральский патент Антона Шмерлинга не принес монархии внутреннего мира. Австрийские правящие круги, политическая элита империи, была вынуждена снова возвратиться к мысли о соглашении с венгерскими помещиками. В мае 1865 года правительство представило в рейхсрат бюджет, который был отклонен. Провал бюджета в рейхсрате показал, что правительство Антона Шмерлинга утратило доверие и потеряло поддержку собственной партии – либеральной австрийской буржуазии.

В июне 1865 года император Франц-Иосиф уволил в отставку барона Шмерлинга и поручил формирование нового кабинета крупному австрийскому сановнику, представителю аристократии графу Р.Белькреди, на которого возлагалась задача достигнуть соглашения с Венгрией. Уже в конце декабря 1864 года по поручению императора был установлен тайный контакт с Ференцем Деаком с целью выяснения условий возможного заключения австро-венгерского соглашения. Венгры были вынуждены также уступить и пойти навстречу австрийцам. Они опасались, что в соперничестве за лидерство, на второе место в империи после австрийских немцев выйдут чехи или поляки. 16 апреля 1865 года Ференц Деак объявил о готовности Венгрии пойти на заключение такого соглашения, если Венгрии будет позволено жить по собственным законам. Император Франц-Иосиф, до конца жизни трепетавший от страха перед венгерской революцией, также проявил склонность к примирению с Венгрией. В угоду Ференцу Деаку, император удалил из правительства министров-аристократов, прекратил деятельность военных судов и положил конец централизаторским мероприятиям в Венгрии.

В декабре 1865 года венгерский сейм высказался за соглашение с Австрией на основе программы, выработанной главой венгерской оппозиции, умеренным либералом Ференцем Деаком и его сторонниками. Эта программа предусматривала превращение Австрийской империи в двуединое Австро-Венгерское государство. Этим достигался желанный компромисс между Венгрией и Австрией. Ференц Деак добился того, что император Франц-Иосиф распустил рейхсрат в 1865 году с тем, чтобы он не мешал переговорам с венграми. Император разрешил созыв венгерского парламента – Государственного собрания в сентябре 1865 года. Действие Февральского патента было прекращено. Указом императора Франца-Иосифа было предписано, чтобы Трансильвания (область, заселенная румынами) также избрала и направила своих депутатов в Государственное собрание Венгрии. Это автоматически означало присоединение Трансильвании к Венгрии вопреки воле большинства румынского населения. С целью придания важности происходящим событиям, император самолично прибыл в Пешт для открытия сессии венгерского Государственного собрания. Началось обсуждение текста соглашения, в основе которого лежал проект Ф.Деака.

Заседания венгерского парламента, также как и австро-венгерские переговоры, были прерваны начавшимися летом, в июне 1866 года, военными действиями против Пруссии и Италии. Давно назревавший конфликт с Пруссией за гегемонию в Германии (сразу после прихода в Пруссии к власти канцлера Отто фон Бисмарка в 1862 году) в июне 1866 года привел к войне. Бисмарк блестяще использовал дипломатическую и политическую изоляцию Австрии, вступил в переговоры с венгерской эмиграцией и намеревался использовать Венгерский легион генерала Клапки для вторжения в Австрию. Шантаж Австрии должен был, по замыслам Бисмарка, привести к народному восстанию в Венгрии. Но “железный канцлер” переоценил военные силы Австрийской империи. В течение лишь одного месяца судьба войны была решена. Война закончилась через месяц полным уничтожением австрийской армии в сражении под Садовой (в Чехии) 3 июля 1866 года. Разгром итальянских войск австрийцами у Кустоццы и победы австрийского генерала Тегетхофа над итальянским флотом на Адриатике ничего не смогли изменить. 26 июля австрийские Габсбурги были вынуждены подписать мир, продиктованный прусским “железным канцлером” Отто фон Бисмарком. Австрия брала обязательство навсегда отказаться от вмешательства в германские (прусские) дела, признать руководящую роль Пруссии в Германии, навсегда покинуть Венецианскую область в Италии, выплатить Пруссии контрибуцию в размере двадцати миллионов талеров. Эти условия были подтверждены Пражским миром от 23 августа 1866 года.

Поражение в австро-прусской войне 1866 года обнажило экономическую, политическую и военную отсталость Австрийской империи и вынудило австрийские власти возобновить переговоры с мадьярами. Сразу же после разгрома австрийских войск под Садовой 3 июля 1866 года и ухода Австрии из Пруссии, 25 августа 1866 года возобновились переговоры с мадьярами, но всячески затягивались из-за неуступчивости Р.Белькреди. Его позиция сводилась у максимальному “урезанию” прав и статуса Венгрии. Австрийские и немецкие либералы, представлявшие интересы крупной буржуазии, настаивали на достижении соглашения с Венгрией на дуалистических началах и требовали отставки аристократического правительства Р.Белькреди. Проекты конституций, опубликованные неоабсолютистским режимом в 1860 и 1861 годах (“Октябрьский диплом” и “Февральский патент”) уже не устраивали из-за своей умеренности либеральную австро-немецкую буржуазию. К тому же, она воочию наблюдала крах режима австрийского неоабсолютизма. Венгерское дворянство во главе с умеренным политиком Ференцем Деаком объявило “пассивное сопротивление” австрийским властям и отказывалось идти на сотрудничество с ними, требовало восстановления конституции 1848 года.

Императору Францу-Иосифу пришлось выполнить эти оба требования либеральной оппозиции. Император принял выдвинутую венграми программу. 7 февраля 1867 года государственным министром иностранных дел вместо Р.Белькреди был назначен бывший саксонский дипломат Фридрих Бойст (Бейст), и уже через неделю переговоры с мадьярами успешно завершились. Фридрих Бойст желал реванша над Пруссией и ради этого был готов на уступки Венгрии, вплоть до дуалистического переустройства Австрийской империи. В феврале 1867 года Фридрих Бойст возглавил кабинет министров. Было назначено первое ответственное правительство Венгрии. Его главой 17 февраля 1867 года по рекомендации Ференца Деака был назначен граф Дюла Андраши. Он же возглавлял венгерскую делегацию на переговорах с Фридрихом Бойстом. Австро-венгерское соглашение было, наконец, заключено, а в мае утверждено рейхсратом.

Согласно австро-венгерскому соглашению, предварительно заключенному на десять лет, Австрийская империя была переименована в Австро-Венгерскую империю. Граница между двумя частями империи устанавливалась по реке Лейте (отсюда название Австрии – Цислейтания, а Венгрии – Транслейтания). Единая абсолютистская Австрийская империя превратилась в двухцентровую, дуалистическую конституционную монархию, состоявшую из двух самостоятельных во внутренних делах государств. В состав Цислейтании, помимо собственных австрийских земель, входили Чехия (Богемия), Моравия, Силезия, Герц (Горица), Далмация, Галиция, Буковина, Крайна, Истрия и Триест. В состав Транслейтании, помимо Венгрии, входили Трансильвания, Хорватия, Славония, Воеводина, Банат, Словакия, Закарпатская Украина и порт Фиуме (Риека). Австрия и Венгрия получали свои самостоятельные законодательные учреждения. Австрийский император одновременно являлся и королем Венгрии. Функции общеимперского правительства были ограничены вопросами финансов, внешней и военной политики. Все остальные вопросы входили в компетенцию правительств отдельных государств. Для финансирования общих расходов Австрия должна была вносить семьдесят процентов (70 %), а Венгрия – оставшиеся тридцать процентов (30 %) средств. Для решения общегосударственных дел, в частности, для определения дальнейшего участия Австрии и Венгрии в общеимперских расходах, австрийский рейхсрат и венгерский сейм должны были посылать по шестьдесят представителей в так называемые “делегации”, созываемые каждый год поочередно в Вене и в Будапеште.

Буржуазная конституция декабря 1867 года. Как австрийская, так и венгерская буржуазия желала закрепить существующее положение конституционно. Чтобы устранить все препятствия к проведению этого соглашения, императору Францу-Иосифу пришлось пойти навстречу новым требованиям буржуазии. В декабре 1867 года была издана буржуазная конституция, провозглашавшая значительные шаги к демократизации общества: вводились неприкосновенность личности, независимость судей от исполнительной власти и т.п. Одновременно конституция 1867 года обеспечивала преобладание дворянства в верхней палате рейхсрата (“палате господ”), где и заседали, преимущественно, депутаты от земельной аристократии. При выборах в нижнюю палату рейхсрата (“палату депутатов”) сохранялся высокий имущественный ценз. Правда, он был несколько снижен, что допустило в парламент представителей наиболее угнетенных народов Австро-Венгерской империи – украинцев, румын, хорватов.

Новая австрийская буржуазная конституция подтвердила принцип ответственности правительства перед двухпалатным парламентом, ввела всеобщую воинскую повинность, гражданский брак, признала некоторые буржуазные свободы. Конституция формально расширяла права рейхсрата и фактически превращала Австро-Венгрию в конституционную монархию, однако, у императора оставалось еще много прав, в том числе право издавать чрезвычайные указы в промежутках между сессиями рейхсрата. В руках императора также осталось право формирования исполнительной власти. В компетенцию императора, помимо верховного руководства внешней политикой и вооруженными силами, входило также издание чрезвычайных декретов, созыв и роспуск парламента и т.д. В политической жизни страны влиятельные позиции по-прежнему занимали земельная аристократия и тесно связанная с нею верхушка духовенства. Конституция юридически закрепила господствующее положение как австро-немецкой буржуазии в Австрии (Цислейтании), так и венгерской буржуазии в Венгрии (Транслейтании). Отныне национальное развитие и освободительные чаяния остальных народов в обеих половинах Австро-Венгрии были поставлены под большой вопрос. Таким образом, конституция 1867 года, хоть и имела прогрессивное значение по сравнению с отжившим свое режимом абсолютной монархии, тем не менее, закрепила угнетенное положение многих народов империи: хорватов, сербов, словенцев, украинцев и других. Стремление этих народов к национальному освобождению было реализовано с распадом Австро-Венгерской империи в 1918 году.

Итак, начавшиеся в 1848 году буржуазные преобразования завершились в наименее выгодной для трудового народа и угнетенных национальностей, форме: с сохранением монархии, аристократических привилегий, пережитков феодализма, неравных избирательных прав. Образование Австро-Венгерской дуалистической монархии нанесло окончательное поражение планам чешской и хорватской буржуазии, рассчитывавшей добиться автономии для своих стран в империи, преобразованной в федеративное государство.

События 1866-1867 годов стали важной вехой и в национальном развитии самих австрийских немцев. В результате поражения в войне 1866 года австрийские немцы оказались вне формировавшегося национального государства немцев. Осуществление Отто фон Бисмарком “малогерманского” варианта объединения Германии закрыло путь австрийским немцам в новое германское государство и поставило на дальнейший путь их национального развития и становления в качестве самостоятельной австрийской нации. Им предстояла мучительная переоценка веками сложившихся ценностей, перестройка их национального самосознания в соответствии с новой ситуацией. Как справедливо подметил Фр.Энгельс, “…австрийские немцы должны теперь поставить перед собой вопрос о том, кем они хотят быть – немцами или австрийцами ?.. ” (Соч., 2 изд., т.16, с.415). Чувства неуверенности в завтрашнем дне, растерянности, охватившие австрийских немцев, поставленных перед необходимостью выбора, точно и лаконично выразил классик австрийской литературы Франц Грильпарцер в следующих словах: “Немцем я родился, являюсь ли я им теперь ?” Среди австрийских немцев широко распространились настроения пессимизма, ощущения национальной катастрофы и близости “конца Австрии”. Образование Австро-Венгрии положило начало процессу формирования двух самостоятельных наций новой капиталистической эпохи – немецкой нации в Германии и австро-немецкой в Австрии. Именно в 1866 году и зародилась идея “аншлюса” (“присоединения”) немецкой Австрии к объединенной Германии, хотя она нашла отклик лишь у ничтожного меньшинства австрийской буржуазии. Ее подавляющее большинство ориентировалось на национальное развитие в рамках Австро-Венгерской империи, включая существенные уступки в пользу Венгрии. Как подчеркивал один из лидеров либеральной австрийской буржуазии, М.Кайзерфельд, “мир с Венгрией означает для Австрии быть или не быть, и этот мир надо заключить быстро”. Этот мир, достигнутый в 1867 году, открыл простор буржуазному развитию и продлил существование империи Габсбургов еще на полвека, до ее распада в 1918 году. В.И.Ленин подчеркивал, что в Австрийской империи буржуазно-демократическая революция “…началась 1848 годом и закончилась 1867 годом, … в общем и целом, там установилась буржуазная конституция…”. (ПСС, т.25, с.270).