- •12 Женихов Пенелопы Рабы и рабыни
- •12 Женихов появляются в танце, пародирующем выход герлс о одном из первых обозрений мюзик-холла. Женихи здороваются с Телемаком, снимая венки, как шляпы.
- •12 Гребцов, спутников Одиссея
- •300 Дней на бревне в океане.
- •3 О с и й. Вот уже двадцать лет, как я делаю предложение вашей маме, а ответа все нет. Я не могу больше ждать — я усох.
12 Женихов появляются в танце, пародирующем выход герлс о одном из первых обозрений мюзик-холла. Женихи здороваются с Телемаком, снимая венки, как шляпы.
Неизвестный жених. Как ваша мамаша?
Т е л е м а к. Мамаша? А вы, от какой организации?
Неизвестный жених. Я — от себя.
Телемак. А вы что желаете?
Неизвестный жених. Видите ли, я влюбился в вашу мамашу и хотел бы сделать ей предложение.
Т е л е м а к. На каком основании?
Неизвестный жених. На таком же, как и все остальные.
Т е л е м а к. Но, виноват, а вы кто?
Неизвестный жених. Я просто так вот никто... человек.
Телемак. Человек... но все-таки у вас что, родственники какие-нибудь есть, или вы сами чей-нибудь родственник?
Неизвестный жених. Нет, я, собственно, так...
Т е л с м а к. Ну, хоть бы в какой-нибудь организации вы состоите или нет?
Неизвестный жених. Нет, я сам по себе.
Т е л е м а к. Я вас отказываюсь понимать. Сам по себе человек ничего из себя не представляет. Сам по себе человек — это мистика. В таком все-таки важном деле, как женитьба, такие индивидуальные выступления просто ставят в тупик.
Неизвестный жених. Но войдите в мое положение, мне ведь тоже жениться хочется.
Т е л е м а к. Хочется! Всем хочется! Так нельзя! У нас в первую голову — представители организаций, потом члены профсоюзов, а такие неорганизованные предложения — я даже не знаю, как на них отвечать. Здесь даже организациям отказывают, а вы сами по себе и хотите жениться. Вы, товарищ» сначала прикрепитесь куда-нибудь, а потом приходите.
Неизвестный жених. А как же мне Салон Периклович говорил — ты, говорит, приходи, просто так, там тебя примут.
Т е л е м а к. Салон Периклович? Где же вы его видели?
Неизвестный жених. Он ко мне часто заходит.
Т е л е м а к. Салон Периклович?
Неизвестный жених. Я на днях его и спросил. Ты, говорю, не знаешь ли какой-нибудь барышни, чтобы жениться?
Т е л е м а к. Виноват. Что же вы с ним на ты?
Неизвестный жених. Да.
Телемак. С Салоном Перикловичем? Боже мой! Что же вы мне сразу не сказали! Добро пожаловать, очень рад, очень рад!..
Второй жених. Скажите, Телемак Одиссеевич, что же ваша мамаша кого-нибудь из нас выбрала, наконец?
Т е л е м а к. Трудно все-таки выбрать, дорогие товарищи. Вас много — она одна. Я тут, дорогие товарищи, анкетку небольшую составил, вы бы заполнили их по формочке, а мы бы их в ударном порядке с мамашей на семейном совете рассмотрели и выбрали. Разрешите, я вам формочку зачитаю.
АНКЕТА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ СОЧЕТАТЬСЯ
-
Имя, отчество и фамилия.
-
Пол (мужской, женский). Мужской подчеркнуть.
-
Точный возраст, приблизительно от и до.
-
Ваше национальное меньшинство.
-
Здоровы ли вы и если нет, то чем?
-
Сильно ли вы желаете вступить в брак и если да, то не было ли у вас в роду сумасшедших?
-
Учились ли вы где-нибудь и если нет, но не преподаете ли где-нибудь?
-
Как вы смотрите на женщину: как товарищ на товарища, как самец на самку, как товарищ на самку или как самец на товарища?
Вот вы, значит, по этой формочке заявление подайте — мы разберем, а сейчас я за мамашей схожу. (Уходит.)
Пенелопа входит.
Женихи. Ну, как же, Пенелопа Икариевна, выбрали вы кого-нибудь из нас, наконец?
АРИЯ ПЕНЕЛОПЫ
Нет, сделать выбор я боюсь,
Что, если вдруг я ошибусь,
Нельзя же выбрать просто так,
Что может быть важней, чем брак?
Я так взволнованна, ах, боже!
Вы друг на друга так похожи,
Хороший тот и этот тоже,
Один знатней, другой моложе.
Не знаю, выбрать мне кого же,
С кем разделить должна я ложе,
Навеки став его женой?
Женихи Со мной!
Со мной!
Со мной!
Со мной! и т. д.
-
Мы знать желаем, наконец, с кем вы идете под венец?
-
Каков же будет ваш ответ?
Пенелопа
Нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет. Меня должны вы пощадить,
Ах, я не знаю, как мне быть!
Ах, я смущена!
Ах, право...
Так много вас, а я одна.
Решить стараюсь каждый день я,
Имейте чуточку терпенья,
Прошу у вас я снисхожденья,
Мне нужно время для решенья...
На днях решу я, без сомненья,
И, несмотря на затрудненья,
Дам вам ответ наверняка.
Женихи
Пока!
Пока!
Пока!
Пока! и т.д.
Пенелопа
Итак, прошу я снова вас
Явиться завтра в тот же час.
Пенелопа уходит. Рабы приносят носилки, имеющие вид трамвая, вместимостью на двух человек. Ставят носилки па пол. В «трамвай» входят один вслед за другим 12 женихов (трюк с люком).
ПАНТОМИМА
Идет второй занавес. Перед занавесом проход рабынь-эфиопок, несущих блюда, платья и т. д. Темно. Двое рабов жонглируют факелом. Занавес раздвигается. Пенелопа в пеньюаре на кушетке целуется с одним из женихов. Стук в дверь. Пенелопа прячет первого жениха под креслом. Из-под кресла выходит второй жених, Пенелопа прячет его под кровать... Из-под кровати выходит третий. Пенелопа прячет его в шкаф и т. д. всех одиннадцать. Когда, наконец, все женихи оказываются спрятанными, Пенелопа открывает дверь, входит самый старый жених.
Старик жених. Я не мог уснуть всю ночь. Я страшно волнуюсь. Мне все кажется, что можешь мне изменить с кем-нибудь из нас. (Преподносит ей большой букет цветов.)
Пенелопа. Фу! Неужели ты не веришь мне, своей маленькой кошечке? Я слишком верна своему мужу, чтобы изменить тебе с кем-нибудь...
(Обнимает его.)
Занавес
КАРТИНА ВТОРАЯ
Вторая речь Помощника режиссера перед закрытым занавесом.
Помощник режиссера. Дорогие товарищи! Я должен признаться, что лично я враг вступительных слов. Поэтому к своему вступительному слову я должен сделать маленькое вступительное слово. Почему за последнее время у нас стали придавать такое большое значение вступительным словам? Потому что нужно, чтобы перед началом спектакля публика вышла из своего сонного состояния, несколько оживилась — одним словом, как-то разошлась... Помню, когда один ответственный работник делал вступительное слово, публика до того разошлась, что никого не осталось в зале. Вообще, публика очень любит вступительные слова. Когда я делаю вступительное слово, публика всегда бывает очень довольна: не успею я еще сказать двух слов, как она уже кричит: «Довольно! Довольно!»... Поэтому, идя навстречу публике, я кончаю свое вступительное слово к вступительному слову и перехожу к вступительному слову как таковому.
Дорогие товарищи! Вы только что видели очень красочный эпизод из жизни итакийского быта. Вы сейчас познакомились с верной супругой Одиссея — Пенелопой. Вы видели, как она живет и с кем. Она живет со своим сыном в роскошном доме и ждет возвращения Одиссея, а сейчас вы увидите самого Одиссея со своими Одесситами, то есть Одиссейцами, стремящимися в родную Итаку. Под Одиссейцами я разумею сопровождающих его гребцов, то есть попутчиков. Попутчики бывают правые и неправые. Самые неправые из попутчиков — это самые правые, а самые правые — самые неправые. Вообще, если попутчик хочет быть правым, он не должен быть правым, то есть он должен быть неправым, чтобы быть правым, то есть наоборот... Тьфу ты черт! И наоборот не получается, одним словом, не будем говорить, кто прав, кто не прав, а скажем просто, что попутчик должен быть левым. Кто такой, товарищи, Одиссей? У Гомера Одиссей, во-первых, — полубог, во-вторых, царь и, в-третьих, — герой. У нас он ни бог, ни царь и не герой. Почему он у нас не бог? Потому, что он полубог, а полубог — это не бог весть какой бог. Почему
он у нас не царь? Царь бывает во дворце и в голове. Лично у нас нет ни того, ни другого. Почему он у нас не герой? Потому что в нашу героическую эпоху героев быть не должно. Что такое герой? Герой — это оторванный от масс безответственный человек, который действует совершенно один и отвечает сам за себя. Мы решили укрупнить эту фигуру. У нас Одиссей не безответственный герой, а ответственный человек, а у всякого ответственного человека, как известно, есть секретарь, поэтому он действует не один, а за него отвечает другой.
Сейчас вы увидите, как Одиссей борется с разбушевавшейся стихией и, не одолев ее, попадает в страну Лотофагов. В этом эпизоде вам могут встретиться непонятные слова греческого происхождения. Например, — Посейдон. Посейдон, товарищи, — это очень характерный тип греческой мифологии. Мифология, товарищи, — это есть учение о мифах. А что такое миф, вы, конечно, все знаете: это Московский институт физкультуры. Так же просто объясняется и все остальное, например, страна Лотофагов. Страна Лотофагов — это огромный материк, а что такое материк, я объяснять не буду, потому что не так воспитан.
Действующие лица:
Одиссей
