Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
06-10-2014_22-40-08 / Б.Теплов подход к проблеме способностей.doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
189.44 Кб
Скачать

2. Психология индивидуальных различий и проблема детерминации способностей

 

Здесь следует выделить несомненно связанные между собой, но относительно самостоятельные аспекты анализа. Прежде всего это проблема индивидуальных различий в способностях людей. Мысль о неодинаковости людей по способностям отчетливо сформулирована в ответе В.И. Ленина Туган-Барановскому: «Равенства сил и способностей людей в социалистическом обществе ждать нелепо... Когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей» [2; 364]. Подлинный гуманизм заключается не в том, чтобы признать людей равными по способностям, а в том, чтобы обнаружить, выявить, раскрыть индивидуальные способности каждого.

Нужно подчеркнуть, что весь пафос традиционной тестологии заключался как раз в обратном — она молчаливо исходила из признания того, что качественно способности людей одинаковы и что необходимо лишь создать методы определения количественных различий в способностях.

Иной подход характерен для советской психологии индивидуальных различий, которая подчеркивает, что проблема одаренности есть прежде всего качественная проблема: «Центральная задача психологии — вовсе не ранжирование людей по высоте их одаренности, а установление способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен данный человек, а в том, какова одаренность и способность данного человека» [33; 28]. Именно эти положения легли в основу разработки проблемы индивидуального стиля деятельности, непосредственно связанного

 

82

 

с вопросом о выявлении и развитии способностей (на этом подробнее мы остановимся ниже).

В ряде работ советских исследователей содержатся материалы, позволяющие наметить пути к качественной характеристике способностей и одаренности. В этой связи следует упомянуть индивидуальные характеристики проявлений одаренности у детей [14], выделение уровней продуктивного мышления и качественную характеристику каждого из этих уровней[11], рассмотрение типов и уровней познавательной активности[20], интеллектуальной активности[4], содержательную характеристику процесса решения творческих и нетворческих задач[28]и др. Именно на основе такого качественного анализа процесса интеллектуального развития, на наш взгляд, можно подойти к решению психодиагностики способностей.

Сказанное не должно пониматься как отрицание значимости количественных измерений способностей и одаренности. Но такое измерение может быть продуктивным в тех случаях, когда оно строится на основе содержательного изучения соответствующих способностей и с учетом особенностей целостного развития личности школьника4. При соблюдении этого условия возможно адекватное выявление учащихся с наиболее высоким уровнем как общей, так и специальной одаренности. Отметим в этой связи, что, как подчеркивалось на прошедшем в Москве международном семинаре по проблеме способностей, современный учебно-воспитательный процесс недостаточно направлен на распознавание способностей детей и на развитие способностей у наиболее одаренных школьников[21].

Второй вопрос, связанный с психологией индивидуальных различий,— о природных индивидуальных различиях как предпосылках способностей. В данном случае имеются в виду в основном индивидуальные различия по типологическим свойствам нервной системы5. Эти различия — еще одна психофизиологическая реальность, составляющая «почву», на которой произрастают способности (как упоминалось выше, в качестве «почвы», из которой «растут» способности, указываются возрастные особенности ребенка (см.[17]). В работах советских психологов ([26],[31],[33]и др.) показана роль природных особенностей индивида в проявлениях формально-динамической стороны общих способностей. Н.С. Лейтес, обобщая имеющиеся по этому вопросу данные, сформулировал положение о том, что свойства нервной системы имеют отношение к общей, психической активности человека, связанной с энергетическими характеристиками его деятельности[16; 175, 179]. В.М. Русалов подчеркивает общность природных предпосылок общих способностей и темперамента: «...Общие способности и темперамент имеют генетическое родство благодаря общему динамическому компоненту — общей активности»[31; 24]. В.С. Юркевич сделала попытку охарактеризовать роль свойств нервной системы в саморегуляции как проявлений общих способностей и выделить общий фактор саморегуляции[40]. В исследованиях, проведенных под руководством Э.А. Голубевой, была показана зависимость между успешностью различных видов учебной деятельности и биоэлектрическими характеристиками свойств нервной системы[8]. Таким образом, намечены подходы к разработке данной проблемы. Вместе с тем изучение индивидуальных природных

 

83

 

предпосылок ведется, на наш взгляд, недостаточно интенсивно. Особенно мало мы знаем о соотношении возрастного и индивидуального в природных предпосылках способностей. В общетеоретическом плане этот вопрос проработан Н.С. Лейтесом [15],[17]. В свое время нами были получены экспериментальные данные о том, что возрастные и типологические особенности нервной системы могут в процессе взаимодействия усиливать или ослаблять друг друга (см.[37]). В последние годы в исследованиях, проведенных под руководством Э.А. Голубевой, были получены интересные экспериментальные данные на этот счет[8]. В целом же сложная и динамичная картина соотношения возрастного и индивидуального в природных предпосылках способностей изучена явно недостаточно. В этой связи актуальной, на наш взгляд, является задача консолидации сил исследователей на этом направлении.

Третий аспект проблемы «индивидуальные различия и способности» связан с вопросом об индивидуальном стиле деятельности. Понятие ИСД особо значимо для проблемы раскрытия и формирования способностей. Введение этого понятия в психологию было подготовлено работами Б.М. Теплова, а затем продолжено и конкретизировано в исследованиях В.Д. Небылицына [26], В.С. Мерлина[24], Е.А. Климова[12], Н.С. Лейтеса[14]и ряда других исследователей. В настоящее время концепция индивидуального стиля деятельности достаточно обстоятельно разработана и используется как в теоретических работах, так и в ряде областей жизненной практики. Вместе с тем если рассматривать данную концепцию с позиций сегодняшнего дня, то следует указать на ряд пока еще не проработанных вопросов в рамках данной проблемы. Прежде всего здесь следует упомянуть о несоответствии между широким и узким пониманием ИСД. С одной стороны, в широком смысле ИСД понимается как индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, с другой стороны, в узком смысле этого слова ИСД характеризуется как обусловленный типологическими особенностями[12]. Неясно, каково соотношение между этими двумя определениями, в какой мере индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов деятельности определяется другими компонентами, кроме типологических свойств нервной системы. На этот вопрос тем более важно ответить, что конкретно-психологическое изучение ИСД в основном строилось на учете типологических свойств нервной системы6. В этой связи следует отметить прежде всего, что основы концепции ИСД были заложены Б.М. Тепловым задолго до того, как он приступил к изучению типологических свойств нервной системы. Еще в статье «Способности и одаренность», впервые опубликованной в 1941 г., он писал: «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности»[33, т. I; 30]. Еще более четко эта мысль сформулирована в «Психологии музыкальных способностей», где Б.М. Теплов подчеркивает, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями.

Разумеется, изучение типологических свойств нервной системы позволило сделать проблему ИСД объектом строго экспериментального изучения с использованием надежных и допускающих количественную обработку результатов методик, а главное — в качестве основы ИСД стали исследовать устойчивые и сравнительно мало изменяющиеся особенности человека. Собственно с этого момента и начинается систематическое изучение ИСД как психологической проблемы (см. [12]). Вместе с тем сегодня совершенно ясно, что

 

84

 

ограничение проблемы ИСД рамками изучения типологических свойств нервной системы не способствует решению стоящих перед наукой задач как в теоретическом, так и в практическом плане.

Определение индивидуального стиля деятельности в широком плане требует включения в это понятие таких компонентов, как умения, навыки, привычки человека и, конечно, его способности.

Другой вопрос, нуждающийся в дальнейшей теоретической проработке, связан с проблемой соотношения процессуального и результативного аспектов деятельности. В.М. Русалов справедливо критикует бытующее представление о том, что свойства темперамента выступают лишь в роли общих предпосылок и условий деятельности и оказывают влияние преимущественно на динамику и стиль деятельности [31; 29]. Такое представление идет, по-видимому, от традиционного понимания темперамента как динамической (формально-динамической) характеристики психической деятельности индивида, которая проявляется в основном в скорости психических процессов, в степени эмоциональной возбудимости и импульсивности. Это представление связано с традицией рассматривать темперамент как существующий сам по себе, вне целостного контекста развивающейся личности. Между тем основной пафос концепции ИСД как раз направлен на выявление влияния формально-динамических характеристик индивида на содержательную сторону деятельности и ее результативность. Такое влияние отчетливо выступает в работах Н.С. Лейтеса[14], Е.А. Климова[12], К.М. Гуревича[9]и ряда других исследователей7. В этой связи нам представляется недостаточным сформулированное В.М. Русаловым положение о том, что «характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии»[31;31]. Вышеуказанные работы, в которых анализируется проблема ИСД, позволяют сделать вывод о том, что характеристики темперамента не только задают «энергетические границы» деятельности человека, но, выступая в качестве одного из компонентов ИСД, при определенных условиях могут быть предпосылкой ее высокой продуктивности. Поскольку, как уже отмечалось, есть достаточно оснований для утверждения о наличии связи типологических свойств нервной системы и общих способностей, проблема ИСД является весьма значимой для изучения общих, а если иметь в виду широкое понимание ИСД, то и специальных способностей человека. Нам думается, что изучение способностей в связи с концепцией ИСД (в широком его понимании) может дать значимые результаты в ряде прикладных областей педагогической психологии.