
- •«Санкт-петербургский государственный университет
- •1. Теоретические основы режиссуры
- •1.1. Основы режиссуры
- •1.2. Основные принципы современной режиссуры
- •2. Выразительные средства ичспецифика режиссуры театрализованных представлений
- •2.1. Актерское творчество
- •2.2. Мизансцена
- •2.3. Темпо-ритм
- •2.4. Атмосфера
- •2.5. Композиция
- •2.6. Музыка
- •2.7. Свет
- •3. Особенностичрежиссуры театрализованного представления
- •3.1. Методические требования к подготовке тематического театрализованного представления
- •3.2. Законы композиционного построения тематического театрализованного представления
- •3.3. Использование разнообразных средств воздействия в театрализованном представлении
- •Заключение
- •Список литературы
1.2. Основные принципы современной режиссуры
Режиссерское искусство заключается в творческой организациичвсех элементов спектакля с целью создания единого, гармоническичцелостного художественного произведения. Этой целичрежиссер достигает на основе своего творческого замысла ичосуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы. Благодаря режиссуре спектакль в целом приобретает стилистическое единство ичобщую идейную целеустремленность (то, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось ичуглублялось самое понятие режиссерского искусства ичроль его в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала.
В состав режиссерского замысла входит:
1. Идейное истолкование пьесы (ее творческая интерпретация);
2. Характеристика отдельных персонажей;
3. Определение стилистических ичжанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле;
4. Решение спектакля во временич(в ритмах ичтемпах);
5. Решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен ичпланировок);
6. Характер ичпринципы декоративного ичмузыкально-шумового оформления.
Говоря о режиссерском решениичспектакля, нельзя не вспомнить глубокое ичплодотворное учение Вл.И. Немировича-Данченко о «трех правдах»: правде жизненной, правде социальной ичправде театральной. Этичтричправды тесно связаны друг с другом в своем единстве, взаимодействиичичвзаимопроникновении. Нельзя раскрыть социальную правду изображаемой действительности, игнорируя ее жизненную правду, – социальная правда в этом случае прозвучит как голая абстракция, как схема ичокажется неубедительной. Жизненная же правда, взятая вне социальной, родит искусство мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе правды – ичжизненная ичсоциальная – не смогут раскрыться, есличоничв своем единстве не найдут для себя яркой театральной формы ичне превратятся таким образом в театральную правду. Бывает так, что режиссер, которого нельзя упрекнуть в равнодушном отношениичк жизни, активно ичдобросовестно ищет в пьесе оснований для творческого увлечения ичвсе же их не находит. Он признает художественные ичидейные достоинства пьесы, готов согласиться, что пьеса нужная, полезная иччто ставить ее следует. Но причэтом прибавляет: пусть ее поставит кто-нибудь другой! Это значит, что акт творческого оплодотворения не состоялся. А без этого невозможно органическое рождение творческого замысла. Вот почему режиссер не должен отрываться от жизни, должен жить ее интересами, впитывать в себя живые впечатления, которые ежечасно, ежесекундно поставляет действительность. Вчитываться ичвдумываться возможно глубже в каждую пьесу, которая стремится отразить эту действительность, но не браться за работу, которая его по-настоящему не увлекает.
Каким бы ничбыл жанр пьесы – простым иличсложным, – режиссер обязан реализовать в спектакле все ее жанровые особенности. А для этого он сам должен глубоко ичискренне пережить все отношения, все чувства автора к предмету изображения: его любовь ичненависть, его боль ичпрезрение, его восторг ичнежность, его гнев ичнегодование, его насмешку ичпечаль. Только глубоко ичстрастно переживаемое режиссером отношение к изображаемому способно обеспечить остроту, яркость ичвыразительность формы. Равнодушное отношение к жизничрождает иличбледную, жалкую натуралистическую форму внешнего подражания жизни, иличформалистическое кривлянье ичвсевозможные выверты.
1.3. Система Станиславского
Система Станиславского – учение К.С.Станиславского о работе режиссера ичактера над пьесой ичролью. Необходимымичмоментамичрепетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия спектакля ичего сверхзадачи.
В системе Станиславского решается проблема сознательного овладения подсознательнымичтворческимичпроцессами, исследуется путь органического перевоплощения актера в образ. Система К.С.Станиславского представляет собой единое, неразрывно связанное целое. Каждый раздел ее, каждая часть, каждое положение ичкаждый принцип органическичсвязаны со всемичдругимичпринципами, частямичичразделами. Поэтому всякое деление ее (на разделы, темы ичт.п.) является теоретическим, условным. Тем не менее изучать систему Станиславского, как ичвсякую науку, можно только по частям. На это указывал ичсам Станиславский. Связанность отдельных разделов системы между собой отражается ичв предлагаемом "Указателе", задача которого заключается в том, чтобы помочь специальному изучению основных, наиболее важных вопросов системы. Изучение системы требует собственного знания первоисточника, то есть чтения, прежде всего, самого Станиславского – его опубликованных сочинений ичдокументальных записей его занятий ичбесед.
К.С.Станиславский не оставил специальной книги, посвященной режиссерскому искусству. Между тем он был не только гениальным режиссером, он создал целое направление в искусстве режиссуры. Реформа режиссерского искусства, осуществленная Станиславским, опирается на новое понимание сущностичэтой профессии, понимание, вытекающее из "системы" ичпотому органическичс ней связанное.
В своей режиссерской практике Станиславский широко пользовался всемичсредствамичвыразительности, находящимися в распоряжениичрежиссера, неизменно подчиняя их единой целич– воплощению идеичпьесы. Но из всех этих многочисленных средств главным, решающим он считал актерское искусство "школы переживания". Умение верно понять пьесу, т.е. умение обнаружить ее идейное содержание в единстве с развивающимся в ней конфликтом, с сюжетом, умение воссоздать на сцене борьбу, вытекающую из драматического конфликта пьесы ичвынуждающую актеров "подлинно, продуктивно ичцелесообразно действовать согласно сквозному действию каждой роли, уменье объединить коллектив вокруг творческих задач ичуменье надлежащим образом воспитывать его" – все это лежит в основе мастерства режиссуры в пониманиичК.С.Станиславского.
Практика Станиславского ичдокументальные записичпроцесса его режиссерской работы дают богатейший материал для изучения его режиссерского мастерства, заключающегося в способности находить поразительные по глубине ичточностичрежиссерские решения пьес, сцен, образов и в умении воплощать этичрешения в искусстве актеров.
Режиссерское мастерство Станиславского с наибольшей полнотой зафиксировано в книгах: "Режиссерский план “Отелло”"; Горчаков. "Режиссерские уроки"; Топорков. "Станиславский на репетиции".
Причвдумчивом чтениичэтичкнигичмогут дать отчетливое представление не только о разнообразиичего приемов, но ичоб особенностях единого творческого метода Станиславского-режиссера.
"Надо, чтобы от одного прогона к другому спектакль вырастал по всем своим линиям. Прежде всего по линиичстановления заложенной автором в него идеичичвсе большего ичбольшего развития в нем сквозного действия – борьбы сил, то есть действующих лиц, за идею ичпротив нее. Поэтому режиссер, ведя этичпрогоны-репетициич"под карандаш", должен отмечать основные дефекты формирования спектакля по указанным линиям, а не отдельные мелочи".